ФГОС

Сегодня многих молодых родителей, которые привели своих детей в первый класс, школа встретила очередным новомодным словом - ФГОС. Да не просто ФГОС, а ФГОС второго поколения.  Разобраться с тем, что это такое в рамках короткого собеседования с руководством школы вряд ли возможно. Поэтому попробуем рассмотреть, что нам предлагает государство в качестве очередной реформы образования, как планируется ее реализовывать, с чем мы столкнемся, и к чему это может привести.
Что таит в себе аббревиатура ФГОС? Это Федеральный государственный образовательный стандарт. В нем  прописывается, чему школа должна обучить ваше чадо в обязательном порядке.  То есть некоторая модель, что должно получиться из ребенка на выходе из школы. Стандарты эти, как правило, очень абстрактны и стремятся к идеалу. Но, делать нечего, и учитель, вооружившись современными методами, ваяет идеальных людей будущего поколения.
Чем же не устроил наших министров ФГОС первого поколения?
Он не содержал в себе одного очень важного нюанса. Он не заставлял учителя формировать базовые компетентности. Он просто призывал учителя начальных классов научить читать, писать и считать, вырастить патриота, который будет любить Родину, учителя математики научить решать уравнения с интегралами, а учителя русского языка отличать подлежащее от сказуемого.
Но теперь мы, оказывается, вступили в новую эпоху. Эру информационного общества. И жить по-старому больше нельзя!
Теперь учитель начальных классов с первых дней пребывания ребенка в школе должен сделать его свободным пользователем ПК.  Первые две недели обучения ребенка в школе - без традиционных уроков письма и математики. Это так называемый курс "Введение в школьную жизнь". Он тоже призван формировать у ребенка ряд компетентностей, а если проще - помочь ребенку адаптироваться к новой среде обитания.
Новые умения наши дети должны получать при так называемом деятельностном обучении. Все они должны стать исследователями и сами открывать новые знания.
И все бы хорошо, но, как и все наши реформы, при ее реализации возникает очень много вопросов.
Организация работы по новым стандартам, предполагающий работу за компьютером, деятельностный подход не может быть эффективно организован в классе, где больше 15 человек. Это вам подтвердит любой психолог. Однако, перевод школ на самофинансирование вынуждает комплектовать классы исходя из минимума в 25, а как показывает практика, лучше еще большим количеством детей.
Новые стандарты требуют оснащения школ большим количеством современного оборудования. Местные бюджеты, дырявые как решето, вряд ли потянут такое новшество.
Новые стандарты - новые учебники. Успеют ли укомплектовать все школы учебниками, которые соответствуют новым требованиям?
Смогут ли учителя, которые закончили педагогические ВУЗы еще при царе горохе перестроиться под эти стандарты?
Ведь новые стандарты предполагают не только сумму умений, которые нужно вложить в головы детей. Это демократический подход к ученику, стремление раскрыть его индивидуальность, позволить ему выбрать самостоятельную стратегию освоения того или иного вопроса. Свобода выражения своего мнения. Часто вы встречаетесь с таким в наших школах?
Больше вопросов, чем ответов. А главный вопрос - как все это отразится на наших детях.


Рецензии