Неуверенности при обучении

Иногда учитель рассматривает обучение под своим углом - принуждать к обучению или полагаться на эмоциональную потребность учащихся связанную с личностным ростом.
В "Юридическом словаре" записано: "Принуждение - один из методов управления, основанный на порицании и применение мер наказания за нарушение установленных норм"(3,с.773).
Принуждение к обучению - это когда ученику перекладывают ответственность до уровня выполнения того, что ему говорят. Учителя прибегают к принуждению в том случае если ученик не желает обучаться под постоянным контролем, сомневается в себе или ему лень выполнять задание. Он обучается без желания и мотива - обучается вынужденным, неестественным способом. В этом случае ученик сам уничтожает свою потребность и ответственность за обучение, перекладывая результаты обучения на учителя и родителей. В результате естественное обучение чрезмерно контролируется со стороны учителя и родителя, к тому же в процесс обучения вторгаются сомнения в своих способностях и умениях. Когда учащийся начинает терять уверенность в своих способностях, знаниях и умениях - незаметно подкрадывается  кризис неуверенности обучения, искаженное представление о себе и даже синдром выученной беспомощности. Одновременно многочисленные ошибки при обучении воспринимаются как угроза собственной целостности и безопасности.
 Чтобы перестать принуждать ученика к обучению необходимо повысить ответственность за результаты обучения, научить его без оценочно доверять самому себе, позволить ученику самому найти необходимый для него путь к знаниям, умениям и навыкам (спонтанность), создать ярко выраженные поощряющие условия (эмпатию, конгруэнтность, позитивное принятие)["Дети не учатся у тех, кто им не нравится"].
Совместный поиск при обучении
Как же прервать развитие кризиса неуверенности при обучении?
К.Роджерс, Д.Фрейберг в своей книге "Свобода учиться" пишут: " Маленький мальчик первый раз приходит в школу. Он хочет в школу, потому что это шаг к тому чтобы стать взрослым. Он видел, как большие мальчики и девочки ходят в школу каждое утро и возвращаются домой после беда. Но он одновременно еще побаивается. Это ведь незнакомая ситуация, полная пугающих его возможностей. Он слышал рассказы о школе - о наказаниях, о волнениях, о дневниках, о добрых и злых учителях. Жуткая неопределенность. И вот он в классе. Учительница встречает его по-деловому. Вот его парта и его стул, в ровном ряду других таких же парт и стульев. Вот его книги и карандаши. Учительница улыбается классу, но её улыбка кажется деланной. Затем начинается начинаются правила.
 
<...> Он научился тому, что:
* В школе нет места для его неугомонной физической энергии.
* Надо либо подчиняться, либо принимать неприятные последствия.
* Очень важно соблюдать правила.
* Ошибаться плохо.
* За ошибку наказывают унижением.
* Спонтанному интересу не место в школе.
* Учитель - это тот, кто поддерживает дисциплину.
* в целом, школа - это неприятный опыт.
Вечером он спрашивает у родителей: " Как долго я должен ходить туда?" Постепенно до него доходит, что он приговорен к очень длительному сроку.

По мере того как проходят дни, месяцы и годы, он научается другим вещам:
* Большинство учебников очень скучные.
* Не соглашаться с учителем опасно.
* Есть много способов не учиться.
* Обманывать можно, главное - не попадаться.
* Если мечтать, разрисовать учебники и фантазировать, то время проходит быстрее.
* Если старательно учиться и получать хорошие отметки, твои товарищи будут тебя презирать.
* Большая часть учения, полезного для жизни, происходит за пределами школы.
* Оригинальным идеям не место в школе.
* Самое важное в образовании - это отметки и экзамены.
* Некоторые учителя скучные зануды.
Неудивительно, что ребенок ждёт каникул - времени настоящей жизни. Он стремиться окончить школу, чтобы освободиться от скуки, постоянных рамок и принуждения"(2, с.472).
 

Джефф Петти в книге "Современное обучение. Практическое руководство" пишет: " Существует три основные психологические школы, которые внесли свой вклад в теорию обучения. <...>
Когнитивная школа рассматривает мыслительные процессы, задействованные учения. Бихевиористская школа игнорирует эти процессы и изучает влияние поведения учителя и других внешних факторах на обучение.
Гуманистическая школа интересуется образованием как средством удовлетворения эмоциональных потребностей учащихся и их потребностей, связанных с личностным ростом.

Когнитивная школа (конструктивизм): учащиеся должны выстроить собственное понимание.
Мы все знает, что заучивание без понимания - "зубежка", "поверхностное знание".
Учение без понимания материала (зубрёжка") - это когда учащемуся не требуется осмыслять информацию для того, чтобы дать правильный ответ. Поверхностное знание на уровне "зубрежки" не формирует глубоких знаний, так как оно не сможет глубоко осмысливать и устанавливать большое количество связей с уже имеющимися знаниями и опытом.
Знание - это всего лишь способность вспомнить что-либо.
Понимание достигается осмыслением информации. На практике это значит, что ученик может объяснить информацию, используя имеющиеся у ученика знаний и опыт. Понимание можно назвать глубоким только после того, как подключены и более сложные умения.
Когнитивисты стремятся учить пониманию. Для этого необходимо объяснять новый материал используя старые понятия и идеи. Изучение нового, в этом случае, строится на базе уже существующих представлений. Ребенок не запоминает представление своего учителя а конструирует собственное на основе своих предшествующих знаний и опыта, и разумеется, благодаря обучению. Когнитивная школа утверждает только тогда сложные знания запоминаются, когда  они используются в повседневной жизни ученика на основе собственного ограниченного опыта и понимания. Новое знание выстраивается на базе уже имеющегося. Успешное обучение происходит в процессе выдвижения собственных гипотез, то есть когда учащиеся выдвигают собственные гипотезы и конструируют собственное знание. Только после того, как учащиеся выстроят собственное понимание информации, они могут оперировать ею.
Что именно означает полностью овладеть новой темой и быть в состоянии использовать изученное в новой ситуации?
Бенжамин Блум разбил процесс учения на своеобразную иерархию умений и назвал её "таксономией". В основе находятся несложные умения, но по мере продвижения вверх они становятся всё более сложными, взаимосвязанными и более практическими.
Низкая умственная нагрузка не требует больших умственных усилий; учение может происходить достаточно изолировано. Это всё умения нижнего уровня . Этим умением можно обучить достаточно легко, но они сами по себе недостаточны. Являются средством освоения знания на более высоком уровне. Не требуют от учащихся глубокого осмысления.
Вот схема поверхностного знания:
* Назови;
* Дай определение;
* Вспомни;
* Опиши.
Функциональное же знание - это мыслительные умения высокого уровня, необходимые как в повседневной жизни, так и для выполнения многих учебных заданий. От учащихся требуется глубокое осмысление материала, установление взаимосвязей.
Вот схема функционального знания.
Соединить умения нижнего уровня  - это применение, анализ, синтез, оценка.
Применение (сделай после того, как тебе показали пример)
* Примени;
* Используй;
* Посчитай;
*Расставь знаки препинания.
Анализ (отдельно рассмотри части целого)
* Проанализируй ситуацию, эксперимент, и т.п. и опиши происходящее.
* Классифицируй;
* Сравни;
* Приведи аргументы;
* Определи причины и следствия.
Синтез (придумай, разработай, изобрети)
* Реши нестандартную проблему;
* Напиши сочинение, отчет, критическую статью;
* Сделай плакат, буклет, презентацию.
* Внеси конструктивные предложения по улучшению какой-то ситуации.
* Предложи подход, стратегию;
* Создай приспособление;
* Видвини гипотезу;
* предложи новые идеи.
Оценка (выскажи суждение, оцени критически).
* Суждение по поводу задания, плана, аргумента, исторического события, научного эксперимента или математического решения;
* Сравнение двух похожих идей;
* Оценка включает и оценку учащимися своей работы по ходу её выполнения или после её завершения.
* Оценка обычно включает рассмотрение сильных и слабых сторон, аргументов "за" и "против" на основе имеющихся фактов, подходов, точек зрения.
Эти шесть основных ступеней таксономии Блума можно рассматривать как навыки и способности - например, способность запомнить какую-либо информацию, объяснить что-то и т.д.[1,c.18-30].
Традиционная методика обучения во многом принудительная.
Ни ученик, ни учитель, скорее всего, не осознают, что обучение принудительное. Существует резкое отличие между принудительным и естественным обучением. Когда ученик готов нести ответственность за последствия своего выбора, может становится более самостоятельным, способным совершать выбор, может учиться больше, чем в традиционной школе, делать это с увлечением  -  тогда он имеет свободу учиться.
К.Роджерс, Д.Фрейберг  в книге "Свобода учиться" сказано: "Чему научилась девочка в классе:
* Её любопытство приветствуется и ценится.
* Учительница дружелюбна и внимательна к ней.
* Она учится новому как сама, так и спомощью учительницы.
* В классе можно быть спонтанной и непосредственной.
* Она может вносить свой вклад а учение всего класса.
* Её ценят как человека.
В гуманистически ориентированной школе мы можем обнаружить следующие моменты:
* Она участвует в выборе того, чему ей надо учиться.
* Она учится чтению и математике быстрее, чем её друзья в других школах.
* Её творческие способности находят себе выход.
* Она начинает лучше выражать свои чувства и мысли.
* Она становится более увереннее в себе и хорошо к себе относится.
*  Она  обнаруживает, что учиться весело.
* Она с нетерпением ждет, когда снова пойдет в школу.
* Она любит и уважает своих учителей и знает, что они, в свою очередь, любят и уважают её.
* Она находит в школе место для всех своих - многочисленных и расширяющихся - интересов.
* У неё появляются знание ресурсов - способов найти то, что она хочет узнать.
* Она читает о наиболее важных социальных вопросах воего времени, думает о них и обсуждает их.
* Она обнаруживает, что есть вещи, которым научиться трудно, вещи, требующие усилий, концентрации и самодисциплины.
* Она обнаруживает, что такое учение приносит большое удовлетворение.
* Она учится решать задачи сотрудничества, работая вместе с другими над достижением цели.
* Она продвигается к тому, чтобы стать образованным человеком, тем, кто умеет учиться.

Литература:
1. Джефф Петти в книге "Современное обучение. Практическое руководство. М.: Ломоносовъ,2010.
2. К.Роджерс, Д.Фрейберг. "Свобода учиться". М.:Смысл, 2002.
3. Юридический словарь. М.: Институт новой экономике.2009.

Ложный синдром заниженной самооценки
Материал Низкая оценка и комплекс неполноценности
Низкая самооценка может адекватно отражать реальность, а может быть тем, что человек про себя придумал, результатом неадекватного занижения человеком своих качеств и возможностей, «комплексом неполноценности». Комплексы неполноценности чаще встречаются в подростковый период, когда и парни, и девушки-подростки переживают (комплексуют) по поводу своей внешности, роста, веса, своей речи, своей одежды и чего угодно еще.
Заниженная самооценка и позиция Жертвы
То, что часто принимают за низкую (заниженную) самооценку и почетно величают "синдром заниженной самооценки" или "комплексом жертвы", на самом деле может быть, напротив, самооценкой завышенной: завышенная самооценка плюс склонность к позиции Жертвы создает иллюзию низкой самооценки.
Если молодой человек якобы с заниженной оценкой страдает: «Красивые девушки на меня не обращают внимание, а некрасивые мне не нравятся…» - какая же это заниженая самооценка? Как же нужно себя ценить, чтобы рассчитывать на внимание красивых девушек, объективно не имея на это никаких оснований?! Нормальная самооценка подсказала бы: «На красивых девушек я не тяну, соответственно буду удовлетворяться такими же, как я». Низкая самооценка подтолкнула бы к тому, чтобы влюбляться только в некрасивых, потому что «Разве красивые - мой уровень?» А если человек полагает, что красивые девушки - как раз его уровень, и страдает, что они не отвечает ему взаимностью - это не заниженная, а завышенная самооценка.
Людей с действительно низкой самооценкой мало. Но много людей, имеющих привычку жить в позиции Жертвы. Якобы заниженная самооценка таких людей - не более, чем отмазка и защита от претензий: да, у меня ничего не вышло, а что вы от меня хотели? Я же невезучий несчастный человек со слабой волей и трудным характером!
Когда заниженная самооценка становится привычкой - у человека разом появляется научно-обоснованная причина не работать, названная умным словосочетанием «синдрома заниженной самооценки», теперь у него есть повод побродить по поликлиникам, пожаловаться родным, пострадать в одиночестве: «Ах, если бы не заниженная самооценка…»


Рецензии