Глава 70. Советы мудрецов

В конце дня на горе Гаваон мудрецы уже ждали царя, горя желанием узнать, чем завершились дворцовые расследования необычно дерзкой кражи; об этом и беседовали оживленно, строя различные предположения. Осторожно склонялись к мнению, что это могли проделать и первосвященники. Только у них уже давно сплочённое сообщество, куда не допускались посторонние; легче хранить секреты и проводить совместные операции, хотя бы по перемещению сотни талантов золота и драгоценных каменьев.

Соломон внимательно выслушал доводы, но не согласился с ними:
— Старикам ни к чему смута и потрясения в царстве и в умах. Они не получат больше выгод, чем имеют сейчас. Пророк Илия проводил в жизнь собственные интересы, думал, что я ему мешаю избавиться от язычников. Это неправда, но я и не помогал ему. В моём царстве должна быть терпимость ко всем верованиям. Мне больше нравится приверженность Хутуба к своим идеям. Но сейчас не об этом голова болит. Одна надежда на вас. Только вы можете подсказать, как быстрее найти наглого вора. Подозреваемых слишком много, чтобы искать золото у каждого в доме и его дворе. Можно запрятать и в неожиданном месте. Опрос в добровольном сне займет много времени. Есть такие, на которых сон не действует, они лишь хитро притворяются уснувшими и дают лживые показания, даже будучи не замешанными в хищении. Стараются скрыть какие-то свои мелочные тайны, которые мне совершенно не нужны и не интересны. Время уходит — золото можно так запрятать, что потом никто годами не найдет.

— Необходимости перепрятывать золото нет. Вор хорошо подготовился и всё продумал, он чувствует себя в полной безопасности, — произнес Хутуб. — Я даже удивляюсь, что кто-то решился на подобное преступление. Нужно быть до безрассудства смелым и отчаянным. Но я не вижу рядом с тобой такого человека. Точнее, они есть, хотя бы сидящий рядом с тобой Иахмай. Но он не может быть причастным к хищению.
— Почему?

— Всё слишком очевидно. У него здесь кроме тебя и нас нет друзей, кто бы смог ему помочь в краже. Может быть, года через три он войдёт в силу, но не сейчас. К тому же мы не слышали от него ни единого худого слова о тебе, лишь искренние восхваления. Я верю в его честность. Будь у меня дочери, я бы спокойно доверил их ему на воспитание. Хромой Ханиил и без того на золоте сидит. Ахиман стар. Ему даже собственное золото не очень-то и нужно. Смел Ахисар, но у него при дворе больше врагов, чем друзей, при малейшей оплошности их с радостью оглашат, чтобы ты услышал. Не переживай, Соломон, рано или поздно ты это золото найдешь.

— Слабое утешение. Возможно, ты и прав, но золото мне нужно сейчас, в ближайшие дни. Я не могу расплатиться со строителями, с поставщиками рабов. Даже дань сильным царям уже должен сейчас начать готовить, чтобы вовремя отправить и не случилось задержки, за которую придется отвечать.
— Объясни великим царям, что ты разорен, тебя ограбили, — встрял Дарда. — Они ведь тоже правители. Поймут.

— Поймут. Но не поверят. На их месте я бы тоже не доверился распускаемым слухам,  тем более идущим из царского дворца. Потеряв половину казны, я не могу прекратить начавшиеся стройки или хотя бы приостановить на время, чтобы уверить царей в своём разорении. Меня могут строго наказать. Нельзя уважать и считаться с царём, который не в состоянии сохранить свою казну от любых посягательств. Я должен и обязан найти золото в ближайшее время.

— Тогда тебе, не мешкая, завтра с утра стоит заняться поисками похищенного по дворам возможных участников. Зачастую, и ты сам это прекрасно знаешь, преступника выдаёт его поведение, — сказал Хутуб. — Как бы хорошо он ни владел своим лицом, всегда можно заметить беспокойство, волнение, особенно, когда ищущий приближается к месту захоронения. Если пожелаешь, я могу поучаствовать в розысках.

— Я слишком ценю тебя, Хутуб, чтобы занимать твоё время такими пустяками. Я тоже уверен, что найду этого казнокрада, но понадобится время, которого у меня мало и с каждым днём становится всё меньше. Ты слишком занят. Твоё руководство над своими делами важнее. Думаю, хватит одного Иахмая. Он тоже достаточно умен и наблюдателен. Излишек помощников будет отвлекать моё внимание от подозреваемого.

— Для таких дел нужно иметь тайных осведомителей, чтобы вовремя доложили о вдруг замеченных внеурочных перемещениях, — добавил Халкол.

— Они есть, под управлением Хусия. Он же уверяет, что никто из его подручных ничего не знает, но дал им поручение всё выведать. Своих я тоже опросил. Безрезультатно. Если только сами не замешаны в хищении. Ах, как всё не вовремя! Хоть к ворожее иди.

— Гадалка не поможет, — произнес Хутуб. — Недавно моя жена Ахса со смущенным смешком призналась, что ещё летом тайно ездила в Вифлеем к Шиве. Дала ей золотое кольцо, чтобы та сказала, где искать утерянный перстень с изумрудом, мой подарок на рождение Натана. Шива долго вглядывалась в хрустальную друзу, потом молвила, что перстень взяла женщина, близкая к дому. Но рассмотреть её лицо не может, слишком темное покрывало над нею, мол, нужно приехать в более благоприятный день, когда та снимет платок, и принести новое кольцо.

— Ситуация похожа на мою. Чёрное покрывало висит над всем моим домом. И как же, Ахса привезла второе кольцо?

— Привезла. И готова была ещё раз приехать с третьим кольцом, если бы случайно не уронила серебряную чашу на пол, нагнулась за нею и увидела за ножкой стола перстень, наполовину вдавленным в земляной пол, поэтому его сразу и не нашли. А Ахса до этого чуть ли не со всеми подругами разругалась, подозревая их в краже, заменила всех служанок, двух любимых рабынь продала заезжему торговцу, а сейчас просит меня, чтобы я их выкупил. Я говорю: Будет тебе наукой. Никогда не связывайся с гадалками. Они выманят у тебя всё золото, а толка не будет.

— Вовремя ты рассказал. Я тоже им не верю. Но червячок сомнения всё же гложет: а вдруг поможет? Кто-то от них в восторге. И нашла, и помогла, и подсказала, как действовать. Думаешь, а вдруг и тебе откроет глаза. Больше некому дать хоть слабую надежду. А так хочется её услышать.

— Всё у тебя будет хорошо, Соломон. Найдешь ты и золото, и преступника.
— Благодарю тебя, Хутуб. Что бы я без тебя делал? Ты для меня оправдание существования человека на земле. Как жаль, что, таких как ты, всего лишь один в моём царстве!
Хутуб польщено засмеялся.
— Ты тоже один такой в своём царстве, Соломон. Иахмай один. Каждый человек уникален, никто не повторяется.

— Я не об этом, и ты знаешь. Почему ты не подготовишь себе замену? Не дай бог, что-нибудь с тобой случится! Да и ты не вечен. Горько думать, что все твои знания исчезнут вместе с тобой. Другого подобного мастера мне не найти. Найми писца и надиктуй все свои разработки, открытия.
— У меня нет на это времени. К тому же, я содержу много учеников. Каждому нужно показать, объяснить, проверить, как они усвоили сказанное мною.
— Я знаю о твоих учениках, но мне хочется, чтобы ты нашел среди них достойного, такого как ты сам, и подготовил себе замену. 

— А ты много достойных нашел среди своих подданных? У меня уходит уйма времени, чтобы найти толкового и грамотного подростка. Годы требуются, чтобы научить азам моего какого-то ремесла, а их у меня — пальцев на руке не хватит. Потом выясняется, что ученики, повзрослев, вполне довольны создавшимся положением: за своё мастерство и даже советы получают много золота, женятся, приобретают дома, виноградники. И мало кто желает узнавать новое, днями думать над улучшением старого.

— Что же делать? — с досадой проговорил Соломон. — Я точно знаю, уверен, что людей с твоими способностями много в моём царстве. Есть ещё. Но вся беда в том, что они даже не подозревают о своих талантах. Как бы их найти?

— А кто меня находил?! — немного раздраженно воскликнул Хутуб. — Кто-нибудь днями возился со мной в юности, как я со своими учениками?! Всё им разжевываю, рассказываю, показываю, десятки раз одно и то же объясняю. Они охотно обучаются, но иное, другое выдумать не могут, — большее никому не нужно. Довольствуются уже достигнутым, пропадает желание узнавать новое. Вот из тебя получился бы хороший ученик, а впоследствии и учёный, если бы ты не был царём.

— Возможно, ты прав. Я люблю узнавать новое. Часто с восхищением вспоминаю тебя. Думаю, что ты более счастлив, чем я. У тебя есть любимые занятия. Ты творец нового. Всё, чего ты хочешь достичь, у тебя получается. А я постоянно вынужден отбиваться от разноликих убийц, без конца встречаться и разговаривать со случайными и ненужными людьми, делать то, что мне не нравится, вот как в последний день, безуспешно пытаюсь разыскать людей, осмелившихся ополовинить мою казну.

— Соломон, нужно признать, что твой приставник Бен-Гевер в Рамофе Галаадском прав, когда заставляет нефинеев и левитов обучать мальчиков грамоте, — проговорил Иософат. — В Ассирии всем мальчикам, независимо от происхождения, дают возможность получить знания. Грамотность даёт толчок для развития многих природных способностей. Перейми его опыт. Может быть, тогда и проявится второй Хутуб, как того ты желаешь?

— Я согласен с тобой. Нужно по всему царству привлечь грамотных к обучению мальчиков. Но для этого нужно левитов и нефинеев заинтересовать золотом, которого у меня как всегда не хватает, а сейчас и вовсе нет.

— Пожалуй, я смогу на своё золото построить дом, куда станут приходить мальчики для обучения грамоте нанятыми мною писцами, левитами. Сам их отберу, — произнес Хутуб. — Когда передоверяешь дело другим, обязательно, всё сделают не так, как хочешь. Уже не раз убеждался. Дом поставлю вблизи площади, где на камне сидел Илия. 

— Один дом на весь Иерусалим — это мало. Хорошо бы всем богачам объединенного царства последовать твоему примеру — сказал Иософат. — Соломон, убеди их в своей правоте. Даже если половина из них согласятся с тобой, и то это будет прорыв.

— Да, надо будет заняться. Когда появится свободное время. Сейчас не до этого. Мысли заняты возвращением похищенного золота, поисками вора. Меня даже не очень обрадовало появление гонца от Рувима, который сообщает, что ему наконец-то удалось перебраться в Ашшур и устроиться стражником во дворец Тиглатпаласара, спрашивает, какие будут мои указания, нужно ли готовить покушение на жизнь царя?

— И что ты ему ответил? — спросил Хутуб.
— Ещё не успел. Хочу узнать ваше мнение. Что вы скажете?
— Всё зависит от того, кто займёт трон. Если его сын Хаким, то лучше всё оставить как есть. Смерть Тиглатпаласара тебе ничего не даст, но навредить может. Хаким, что твой Рисий, только и мечтает стать великим завоевателем. Его не устроит ежегодная дань, он захочет получить всё твоё золото, наших дочерей и новых рабов.

— Тогда Хаким последует за своим отцом! — воскликнул Дарда. — И любой умрёт, кто будет против нас! Сколько десятков лет можно платить унизительную дань?!
— Лучше всю жизнь выплачивать дань, чем весь год кормить червей, — заметил Хутуб.
— Иософат, а ты что думаешь, следует убивать Тиглатпаласара, или оставит в живых?

— Я согласен с Хутубом. Убивать царей можно лишь во время войны. Тогда все средства хороши. Сейчас же это ничем не оправдано. Следуя его мыслям, нам нужно убить всех царей, кому мы платим дань. Зачем останавливаться на одном Тиглатпаласаре?
— К Суссакиму не подберешься, — буркнул Дарда. — Он чужаков близко к себе не подпускает.

— А сколько времени Рувим подбирался к Тиглатпаласару? — не согласился Хутуб. — Соломон считал, что его уже нет в живых, никаких известий от него не поступало. Рувим более полезен, как глаза и уши при дворе Тиглатпаласара.

Соломон слушал лёгкую перебранку своих друзей и думал, что он предвидел все слова, знал, что скажет каждый, откровений никто не сделал. Но состоялось общение, и он в какой-то степени успокоился, даже оставаясь неудовлетворённым окончательным результатом. Да он и не надеялся. Нет, надежда всё же была. Привык к внезапным озарениям, которые сейчас почему-то стыдливо притихли.

Во дворец возвращались без происшествий. Яркая луна заливала мягким светом спящие дома и бугристые пыльные улицы. Звонко и привычно со всех сторон стрекотали цикады.
И в эту ночь царь заснул в одиночестве. Милка не появилась. Но ему и не до неё было. Когда слишком много раздражающих факторов, перестаёшь реагировать на исчезновение одного из них.

продолжение следует: http://proza.ru/2012/03/20/531


Рецензии