2008-11-16 Иванов Виталий. На берегу реки и в реке

Иванов Виталий. На берегу реки и в реке. Обсуждение
Rifma.ru
http://zeze.ru/userblog/post/1004153
http://www.stihi.ru/2002/12/25-218
============================================

Все мы однажды сольемся с бесконечной Рекой. При жизни ощущение вечного приходит не часто. И не ко всем.
    
     Человек создан миром, чтобы спрашивать и отвечать, и потом снова – спрашивать. И так в бесконечной вселенной… может быть без конца! Если мы поймем только, что каждый из нас – на берегу и в реке… одновременно! Всегда. И весь бесконечный и вечный мир это и есть – мы с Тобой, Господи… неотделимо!
============================================

УЧАСТНИКИ ОБСУЖДЕНИЯ:
Колганов Леонид, Карижинский Вячеслав, Иванов Виталий
============================================

Браво, брат. Это подлинный экологический Эпос - уже 21-го Века. Это то, чем много лет занимается мой старший товарищ Прекрасный поэт Игорь Шкляревский. Здесь есть то, что Есенин называл "рыдалистой дорожью, а Шкляреский "тоской расстояний". Что интересно - понятие "Оборонный эпос" - было известно ещё до появления "Гильгамеша" и "Велесовой книги", а вот Экологический нарождается и зарождается только сейчас, дабы хоть как-то очистить - и загаженное людьми лицо и душу природы и наши отравленные враньём и химикатами души. Дыхание стиха, внутренние ритмы и рифмы перекликаются здесь с ритмами библейского Екклесиаста, "Листьями травы" Уитмена и с Великой "Калевалой", что естественно.  И автор "Слова" не начинал на пустом месте. За его спиной стоял - Великий Боян. Удачи, брат.

Колганов Леонид 16.11.2008 16:59
------------------------------------------

Очень хорошо сказал, ЛЕНЯ. Всё, что мы делаем, конечно же, не на пустом месте. И если что-то получается естественное, как дыхание, и однако же сопричастное с мировою культурой, значит она воспринята и вошла органически в творчество.
И, конечно, всем нам вместе надо спасать нашу планету. На мой взгляд, прежде всего - примерами лучшего – красоты, любви и ума, разума, а не только вопить, как некоторые, - что все вокруг плохо, вши да бомжи, уроды да проститутки… Нет, на Земле еще много прекрасного.. и может, и должно стать больше еще. Именно для этого, думаю, Бог или мир и создал человека, и нас в том числе. :)
Спасибо, брат!

Иванов Виталий 16.11.2008 19:57
------------------------------------------

Да, сопричастность с Мировой Культурой, пропущенная через русскую душу, -Великое дело. Ведь, когда министр двора и тайный советник Гёте написал "Горные вершины спят во тьме ночной", то в подлиннике на немецком это выглядело как простенький заоконный пейзажик и не производило никакого впечатления на немецких бюргеров.
Но, - когда это стихо., пропустив через свою душу, перевёл на русский язык поручик Михаил Лермонтов, то его пели на привалах безграмотные крепостные солдаты. Так же было и с его переводом стихо. Гейне "На севере диком". А позже безвестный русский гений перевёл с немецкого "Врагу не сдаётся наш гордый варяг". И даровал ему Бессмертие. Так как на немецком это стихо. никак не звучало. Удачи ,брат.

Колганов Леонид 16.11.2008 20:45
------------------------------------------

Верно, Леня. Надо признать, что, судя по всему, переводы на русский порой оказываются интересней оригиналов. А вот, наоборот, о равноценных переводах с русского на любой иностранный, особенно же поэзии, я что-то не слышал. :)

Я тут не специалист.. интересно, вообще в мире много ли языков и есть ли вообще таковые, на которые перевели столько же разноязычной мировой литературы, как на русский.
Вот кто б рассказал. :)

Иванов Виталий 16.11.2008 20:57
------------------------------------------




Ну, Виталий, право же я потрясён... Ты меня и приятно удивил, и шокировал, и вообще... смог подняться здесь до такой глубины, сублимируя китайскую и индийскую мудрость, что я читаю и - вдруг -ах! - Агъей (...в капле океана бессмертие), опа - Конфуций (...малым людям не по силам всё великое, но они ценны в малом) - и вот - катарсис! И кого бы ты думал, я услышал в катарсисе - никогда не угадаешь)) Владимира Соловьева:

Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы сами
Тот круг, что боги очертили нам.

Все, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.

Новые воды... Конечно, во всей мировой культуре, и в библейской символике вода символизировала время.
Но вот встречаются в пространственно-временном континууме Агъей и Циолковский, и заявляют голосом Виталия: "Время ничто для воды".

Здесь, будучи в какой-то степени физиком по специальности, я не могу не обратиться к современным моделям пространства и времени, которые базируются именно на идеях Циолковского ("Монизм Вселенной") и Вернадского (Ноосфера, иp которой позже вышло куда более широкое на мой взгляд - и объединяющее космизм Циолковского с любовью к Земле Вернадского и даже эсхатологией - понятие экзосоматической системы).
В этих моделях время статично. Время - иллюзия наблюдателя. Что же тогда есть "вода"? "Это - одно" - в переводе послания "гармонии" на язык "алгебры" - информационное единство мира.

А дальше я вынужден поубавить пыл своего до-мажорного вдохновенного пассажа, оказавшегося на гребне волны аллюзий и увидевшего целый океан памяти... и вернуться к маленькому оргАну - в сумрачную "келью Патера Лоренцо" ))
Вот здесь:

"Смертью своею я лишил бы Тебя Твоего, Господи! А страдания мои - не только мои. Что же, если Ты терпишь, как же мне не потерпеть, Господи?"

содержится на мой взгляд та необходимая ФОРМА, формулировка, тот вариант ответа, который наиболее близок к идее (не удивляйся) примирить ценности гуманистической идеологии с концепцией единого и справедливого Бога, а также - буквально одним махом - разрешить целый ряд противоречий в чисто экзотерическом понимании текстов Библии.
Обращали ли мы (наверное, это вопрос я сам себе задаю)) внимание на то, как часто в текстах Библии говорится о страданиях Бога?
Да-да, не о страданиях человека, а о страданиях Бога?
Мало! Я считаю, что и сказано об этом мало в текстах Писания... И незаметно это как бы, однако же в незаметном (невидимом) на первый взгляд (вспомним добрым словом нашего старого знакомо Экзюпери) нередко скрывается истина.
Почему же я говорю так неуверенно? Т.е. называю предложенный ответ только вариантом ответа, предполагая всего лишь возможность приближения к ответу точному... Потому, что есть ещё ряд вопросов, которые трудно разрешить, даже заменив строгого управителя (со)страдающим вместе со своими актёрами великим трагиком и драматургом, всем сердцем погружённым в сценическое действо... Но это...
С твоего позволения, это после... ))) Потом, не сейчас... Не хочется об этом в контексте "вод".

А хочется вспомнить один курьёзный, забавный и вместе с тем очень сентиментальный момент из собственной капли-жизни. О своей любви к воде и всем её проявлениям в природе я всегда говорю с нескрываемым восторгом. Так вот...
Была весенняя пора, дожди катарсиса в начале мая)) И я слегка был подшафе, и грустно отчего-то стало мне в холодной комнате без света, без музЫки... И винной вольностью охвачен, пустился в мысленный полёт я по горизонтам бытия, ищя как будто бы маяк на небе сумрачно-беззвёздном. Подоблачная тишина давила тяжестью на крылья, смотрела холодно она на мир безмолвия и пыли. И стало мне невмоготу, и я воскликнул: "Боже свЯтый, нарушь вселенной немоту! Я сын твой страждущий, распятый, что взором гаснущих зениц к твоей свободе устремлённый, в вине неласковых зарниц утонет, кровью опьянённый...

Только успел я это всё сказать в мыслях, как за окнами шарахнул гром. И начались раскаты за раскатами, хлынул неистовый ливень, в комнате началась пляска голубоватого света молний, воздух, душный майский ташкентский воздух наполнился прохладой и свежестью... и в тот миг я сидел, смеялся и плакал, и мне казалось, что и Бог сам расплакался вместе со мной. Как хорошо, что меня в тот момент никто из людей земных не видел)))

Взял вот Бог - и нарушил немоту!..

Беру себе в домашнюю коллекцию, Виталий.

Бескрылый дух, землею полоненный,
Себя забывший и забытый бог...
Один лишь сон — и снова, окрыленный,
Ты мчишься ввысь от суетных тревог.

Неясный луч знакомого блистанья,
Чуть слышный отзвук песни неземной, —
И прежний мир в немеркнувшем сиянье
Встает опять пред чуткою душой.

Один лишь сон — и в тяжком пробужденьи
Ты будешь ждать с томительной тоской
Вновь отблеска нездешнего виденья,
Вновь отзвука гармонии святой.

Владимир Соловьёв

Карижинский Вячеслав 01.02.2011 18:04
------------------------------------------

Слава, ты выдал! Спасибище, брат! :) Прочел, буду осмысливать. Пока по горячим следам.
Вещь эта моя, перевыставленная сегодня, написана в 1993-ем году. И я её на Рифме несколько уже раз выдвигал. Не пользуется особым успехом. Для меня же, как ты понимаешь, одна из программных, интимных, любимых. В которой я попытался, действительно, сказать много. Но писалась она, конечно же, на едином дыхании, совершенно естественно. Кстати, примерно в одно время с «Проектом Вселенная» и еще некоторыми моими философскими эссе-размышлениями и статьями.

Ты хотел поговорить о свободе? У меня есть небольшой трактат «Самораскрывающаяся свобода», в котором я высказал многое из того, что думаю по этой теме. Он выставлен в моем блоге.


Кстати, там есть интересные соображения и моего нынешнего оппонента. Когда-то мы находили общий язык. :) С тех пор он, кажется, стал меньше свободен. :)
Да… но это не важно. :) Шучу. :))) Важно, конечно, и жаль.

Ещё раз перечитаю, а может быть, и не раз твои мысли. Это по первому впечатлению. Отрывают… позже. Спасибо!

Иванов Виталий 02.02.2011 07:56
------------------------------------------

Слава! Попробую выполнить обещание. :)
Суть в том, что такой язык мало кому понятен, и разучиваешься на нём говорить. Невозможно говорить лишь с собою… Тебе он знаком, искренне рад!

Представь вот, я сейчас сижу в большой зале, где человек 20 непрерывно почти друг с другом болтают, звонят телефоны, приходят сообщения на компьютеры… И вот среди этого я… :)
Ладно.

Для начала, приведу цитаты любимые, чтобы попытаться настроиться в тему. Вот, например:

"И как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли: не так ли дом мой у Бога?"
2 Цар. 23, 4-5.


Она отдалась без упрека,
Она целовала без слов.
- Как темное море глубоко,
Как дышат края облаков!

Она не твердила: "Не надо",
Обетов она не ждала.
- Как сладостно дышит прохлада,
Как тает вечерняя мгла!

Она не страшилась возмездья,
Она не боялась утрат.
- Как сказочно светят созвездья,
Как звезды бессмертно горят!

Константин Бальмонт

И, например, вот:

Найдите Бога в себе, и да не станет это гордыней. Тогда живите среди людей так, чтобы они не слепли от Сияния Вашей Славы!
В.И.
. . . . . . . .


Так! Слава… несколько позже. На этот лад настроиться здесь и сейчас не получается.
Другое дело – «о борьбе с хамством»! :) Вполне возможно, повсюду!

Иванов Виталий 02.02.2011 10:37
------------------------------------------

Виталий, не грузись. Не виноват - обстоятельства, как и у меня в своё время))
Я ещё вернусь сюда, поизучаю твой ответ)) У меня тоже сейчас обстоятельства не супер (к происходящему на Рифме это не имеет отношения, хотя оно способствует тоже...). И честно говорю - я не в духе сейчас совсем, не могу сосредоточиться. Хорошо, что восстановил коммент Леонида Колганова - здесь уже новый виток обсуждения.
Вернусь, Виталий, когда мозги мои на место встанут. ))

Карижинский Вячеслав 03.02.2011 11:25
------------------------------------------

Да, у меня тоже некоторые трудности, СЛАВА, абсолютно не связанные с надуманными проблемами. :) И что-то мне тоже на вечном не сосредоточиться. Но! Мы обязательно вернёмся к нему!!!

Иванов Виталий 03.02.2011 11:54
------------------------------------------

Придёт спокойствие и к нам.
Пусть не пугает сердце старость…
Как мало жить нам, друг, осталось,
Коль только можно верить снам!..
Придёт спокойствие и к нам.

Иди по жизни не спеша,
Не торопи шаги и звуки.
Придёт пора, и наши руки
Соединит одна душа.
Иди по жизни не спеша…

Я знаю тайну красоты
И тайны муз и откровений.
Да, мир велик, возьмите тени
Мои вчерашние мечты…
Я знаю тайну красоты.

Грядёт великая пора.
Душа у нового порога,
Откроется нам голос Бога…
И неба сдвинется гора!
Грядёт великая пора.

Иванов Виталий 03.02.2011 12:00
------------------------------------------

Прямо в том же песенном ритме написано, что у меня нЕкогда:

Не верь, не бойся, не проси,
Грядёт великое знамЕнье

)))

Карижинский Вячеслав 03.02.2011 12:40
------------------------------------------

Он жил среди видений,
Беседовал с ним Бог…
Для Бога был он – гений,
А людям - дурачок.
:)

Иванов Виталий 03.02.2011 14:40
------------------------------------------

Эта музыка -
о, как ты грустна!
Песня моя одинока.
Где друг мой?
Через сколько лет, веков
ты услышишь меня?..
:)

Иванов Виталий 03.02.2011 19:46
------------------------------------------

Вынужден вас опять покинуть, друзья. Не знаю на сколько.
Всем – жить и удачи!

Иванов Виталий 08.06.2011 23:26
------------------------------------------


Рецензии