Хутор Пузиков. 1938-1943 гг

НА ФОТО: Шуленин Терентий Васильевич, 1902 года рождения, брат моего прадеда Шуленина Антона Васильевича ( справа первый).

ФОТО из семейного альбома Шулениных.

***

Хутор Пузиков Красноключевского сельсовета Благодарненского района находился восточнее хутора Терновая Балка (Коммуна) по отрогу балки Терновой. Расстояние между хуторами до одного километра.

В 1938 году в поселке проживали 55 человек.
На своих подворьях они содержали крупного рогатого скота (КРС) 15 голов, молодняка 12 голов, овец 31 голова, свиней 28 голов и птицы 120 штук.  [29]

Хутор славился замечательными садами и виноградниками, которые росли по северному склону балки Терновой. А еще колхозники выращивали зерновые культуры, овощи, и даже хлопчатник.

Доброкачественной воды, пригодной для питья на территории поселка не имелось. Поэтому, питьевую воду транспортировали из колодца № 144 хутора Терновая Балка, по мере надобности, бочками или боченками на гужевых и ручных тележках.

Кроме того, хуторяне использовали воду из колодца № 147 (дебит 3,36 куб. м) находившегося по склону балки. У колодца были установлены корыта и крестьяне подгоняли к ним скот на водопой.

Изыскатели при мелиоративно-дорожном обследовании поселка Пузиков в 1938 году в отчете записали: «…В настоящее время колодец № 147 засыпан камнями и засорен. В дальнейшем может быть использован для питья только после очистки».  [29]

***

Моя мама – Пузикова (Гречкина) Елизавета Ивановна, 1929 года рождения, жила на колхозном птичнике, который находился рядом с хутором, с 1938 по 1943 годы. Ее воспитывали родные дедушка Шуленин Антон Васильевич и бабушка Фекла. В 1940 году бабушка Фекла умерла.

Колхозный птичник, вместимостью до 1000 цыплят, имел печи для обогрева. Суточный молодняк доставляли из Благодарненского инкубатора. Когда цыплята подрастали, колхозники вывозили их в степь, размещали в примитивных деревянных вагончиках. Птица свободно выгуливалась на полях и степных просторах.

К началу оккупации Ставрополья (август 1942 года) на птичнике стояли всего две хаты: первая – на одну семью и вторая – на две семьи.

В них жили Никифоровы Лаврентий и Елена, Колесникова Агрипина с детьми, Шуленин Антон с внучкой Лизой Гречкиной (моей мамой).
 
  Отсюда моя мама пошла учиться в начальную школу во второй класс в хутор Терновая Балка.

В 1943 году, после освобождения Благодарненского района от фашистской оккупации, мой прадед Шуленин Антон Васильевич и мама Елизавета переехали жить в хутор Терновая Балка на постоянное место жительства.

***

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

ИСТОЧНИКИ:
29. Очерк дорожно-мелиоративного обследования территории колхозов Благодарненского района Орджоникидзевского края за 1938 г. Пятигорск, 1939 г.

19 марта 2012 г.


Рецензии
Кто бы мог подумать: А у нас родственники так боялись другу друга, что толком ничего нельзя выяснить. Взрослые просто боялись детям рассказывать свою родословную. Кто из помещиков, кто из дворян - ужас!.. Достаточно было быть писарем уездного суда, как герой Отечественной войны 1812 года Савва Беляев, чтобы уничтожить его памятник. Заодно и всю его родню!.. Как же - слуга царизма!.. Кулаки калуцкие доморощенные, как правило не ахти какие, тоже скрывали все и вся. Кто был в оккупации, слава богу, недолгой, привыкли пожизненно шарахаться от комсомола, депутатства и партийности (вешали и сжигали). Так же это коснулось причастности к еврейству. В некоторых семьях точно знают, что были в роду представители славного племени. Но не знают, кто именно по крови. Сидят на праздниках, подвыпьют и смотрят весело друг на друга: похожи или не очень?!.. А у вас все просто?!..

Серафим Григорьев   20.03.2012 19:44     Заявить о нарушении
Добрый день!
Спасибо!

У нас хутора были небольшие...
Народ дружный: что работать, что погулять!

Скоро я выложу список хуторян, человек в 150 (по памяти).

Владимир Пузиков   20.03.2012 20:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.