Альтенбург. Рука помощи после Чернобыля 2

                ПО СЕРЕБРИСТОЙ ТРОПИНКЕ КАНИКУЛЯРНОГО МГНОВЕНИЯ

     "Я по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит.
     Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос".
                (Первое послание апостола Павла к коринфянам, 3:10-11)

     Не так давно ушла из жизни неравнодушный человек, а для некоторых незаменимый друг Н. Д. Истомина…
     Ядерный кулак Чернобыля опустился на Беларусь в двадцатом веке бесшумно, но эхо от его удара будет отдаваться и в последующих столетиях. В республике забота о здоровье населения всегда стояла во главе угла. После трагедии она не ослабла, а оздоровление подрастающего поколения стало основной темой выживаемости нации. Наталья Даниловна не обивала пороги инстанций – на личных контактах педагогу при поддержке немецких друзей удалось наладить ежегодный оздоровительный лагерь в Германии. Уже двенадцать лет уставшие от занятий дети начинают свои летние  вакации за границей.  Дело Истоминой продолжают её соратники, начинавшие вместе с ней.
     Татьяна Филимоновна Котова с белорусской стороны и Габриэлла Кирмзе с германской – главные организаторы той акции. Приглашающей стороной является евангелическо-лютеранская коллегия святой Марии Магдалены города Альтенбурга, которая и в этом году в точно назначенные сроки приняла группу наших подростков. С транспортом проблем не было – владелец личного комфортабельного автобуса Юргес, тоже стоящий у истоков адресного акта милосердия, специально для мероприятия (как, впрочем, и все эти годы) пригнал его из родного Вильнюса.
     Феерический, ошеломляющий событиями двухнедельный каникулярный отрезок лета сказкой врезался в память ребят, чтобы потом всю жизнь быть ярким нестирающимся воспоминанием  пребывания в Германии. В будние дни у них не было ни минуты  времени: игры, дискотеки, работа с глиной, посещение интересных мест, поход в зоопарк, а после – встреча с прессой, катание на катере, прогулки на теплоходе, педалирование на катамаранах, плавание в бассейне, развлечения в аквапарке и умопомрачительные аттракционы Альтенбургленда. О вкусной разнообразной еде, учитывающей гастрономию каждого едока, и витаминозных напитках на любой вкус и говорить нечего – всё подавалось по высшему разряду. Когда проводились экскурсии в другие города, то проголодавшуюся ребятню кормили только в «ресторанах для взрослых» – восторгам не было предела… На выходные дни отдыхающие разъезжались по немецким семьям, где праздник души продолжался.
     Одним из поразивших воображение юных белорусов, да и сопровождающих тоже, стало посещение местного храма. В общей массе верующих присутствовало много детей и взрослых в инвалидных колясках. Для заезда вовнутрь святого помещения для них оборудованы специальные пандусы (данные приспособления были предусмотрены уже при строительстве). При необходимости нуждающимся оказывается физическая помощь – назвать это естественное человеческое действие «сочувствием немощному» здесь считается крайне неприличным для одних и оскорбительным для других. Среди прихожан не чувствовалось никакого напряжения во время службы. Раскованность сохранилась у них и после неё.
     Белорусским гостям коллегия подарила тематические книги.  Одна из них – «Серебристая тропинка» Патриции Ст. Джон. Это достоверная повесть о том, как девятилетний мальчик не побоялся вступить в борьбу с контрабандистами. Беспомощные человечек понимал, что может погибнуть от их рук, но поступиться своими принципами не мог… Он тихо молился…  На ночном море, куда нарушители закона грозились бросить Дэвида и его приятеля, вдруг появилась серебристая лунная тропинка. Глядя на неё, мальчик вспомнил библейскую историю о том. Как Иисус, имея веру, ходил по воде и не дал утонуть не сумевшему повторить чудо Петру. Дорожка Селены символизировала, что Христос рядом и уже близко скорое спасение. Это придало ребёнку ещё больше смелости, помогло не спасовать перед угрозами, а главное, поддержать своего павшего духом товарища. Необыкновенным спокойствием, рассудительностью и выдержкой (эти качества сын перенял у родителей) он научил удручённого, дрожащего от холода и страха, как не терять надежду на лучшее в самых тяжёлых обстоятельствах. Эти действием он одновременно враз перевоспитал и повернул лицом ко Всевышнему прижавшегося к нему ровесника, до недавнего времени уверенного, что незазорно воровать, врать и предавать…
     Вместе с печатным изданием мальчишки и девчонки получили ещё кучу полезных и замечательных подарков. На прощание хозяева, благословив на добро гостей, пожелали им, чтобы вера и любовь навечно нашли уголок в сердце каждого и чтобы, как в лунную ночь серебристая тропинка на море, соединяли их с Богом, который для всех людей един.

     Хотя, всё могло и не состояться… На загранпоездку нужно было согласие отца, который ушёл из семьи, на  выезд, и сын попросил сам ему это сказать. В ответ просьбу наивно веривший, что папа обрадуется перемене в это жизни, услышал: «Только, если будет возможность мне пользоваться гаражом, (ему было ранее предложено забрать не нужную конструкцию, так как земля выкуплена и запланирована новая установка – игнор.), а иначе – нет*.» На этом встреча подошла к концу.   
     Волька был просто обескуражен. Я пыталась дозвониться до торговца детским доверием и мне было повторено, после трёхдневного молчания, это же, прибавив: "Подумаю". Он знал дату отъезда и, явно тянул время – будучи уверенный и с знамо чьей подачи, что ради ребёнка я приму его предложение.
     За время его размышлений я не сидела на месте. Дозвол на выезд экстренно и до совершеннолетия был взят через суд, где не утаили своё недоумение выдвинутому позорному условию (думаю не без основательно: у меня попросили для проверки моих слов об отказе дать отцовское разрешение на выезд его номер телефона, который продиктовал звонящим сын, и, уверена, он им пафосно поведал своё желание).   
     Кураторы вояжа, зная нонсенс, ждали – хотящих на освобождающееся место было много.
     Мы успели. На следующий день интурист был в пути.

     P. S. Когда материал был готов к печати, пришло письмо (на немецком языке) от Габриэллы Кирмзе, которой я сообщила, что напишу статью о вакантном отдыхе маленьких белорусов в Германии, и вот что она ответила:
    «… Большой вклад в организацию каникул внесла Наташа Истомина. Она для меня была не только переводчиком. Она была мамой для белорусских детей и моим другом.  Я переживала из-за её внезапной смерти и не хотела больше проводить каникулы без неё. Но потом подумала, что Наташа не хотела бы, чтобы перестали устраивать эти мероприятия… Она навсегда останется в моём сердце.
    Я очень люблю белорусских детей. Моё сердце принадлежит белорусским детям.
    Мы все были очень рады, что вы написали в своей газете о нашей общественной работе. Наши организаторы и помощники выполняют её без денег.
    Мы берём отпуск, чтобы позволить отдохнуть вашим детям две недели. Это в Германии не очень просто, так как наша организация существует на пожертвования. Многие люди у нас безработные, и у них мало денег. Поэтому я обязала себя заботиться о людях. Особенно о детях. Я и моя семья так воспитаны – всегда помогать. Некоторые это не понимают – они думают только о себе, а это неправильно! Но в моей организации работают помощники и организаторы, думающие и живущие так же, как я. Поэтому нам всегда всё удаётся! Во время этих двух недель у нас много работы, но мы этому рады, так как можем видеть счастливые глаза детей.
     Я каждый день прошу Бога, чтобы моё здоровье, с которым у меня проблемы, позволило мне ещё долго устраивать каникулы»…
                Лариса Владыко, аккредитованный журналист при УВД  Миноблисполкома, 2009-2010 года.

     На коллаже:
1. Перед приездом в Германию небольшая прогулка по Польше. Сын присел отдохнуть.             
2. Приём в Германии.
3. Прогулка на катере.
4. Моё об поездке сына в Германию на оздоровление:
«Первая коллективная каникулярная поездка в Германию на
рекреацию впечатлила. Комфортабельный автобус, опытнейшие
водители, предусмотрительные организаторы, познавательная 
прогулка по Польше во время санитарной остановки и очень
милая встреча в конечном пункте. Каждый день был наполнен
различными мероприятиями: прогулки, оригами, мини-изучение 
немецкого языка, посещение музеев, храма… Хотя, всё могло
и не состояться… Нужно было согласие отца на выезд, и сын 
попросил сам ему это сказать. В ответ услышал: «Только,если 
будет возможность мне пользоваться гаражом, а иначе – нет.»
Волька был просто обескуражен. Мне было повторено, после 
трёхдневного молчания, это же… Дозвол на выезд экстренно и
до совершеннолетия был взят через суд, где не утаили своё
недоумение выдвинутому позорному условию. Кураторы вояжа, 
зная нонсенс, ждали – хотящих на освобождающееся место было
много. Мы успели. На следующий день интурист был в пути.
                Лариса Ф. Владыко©, 2007 год.»

      К портрету бессовестного: http://proza.ru/2025/02/25/1544
 
               
               


Рецензии