Глава седьмая. Важный признак

Почему особенные люди не могут подчиняться инстинктивно?
Выше я ответила на этот вопрос: у таких людей доминирующее сознание в бодрствующем состоянии никогда не отключается, не допуская инстинктивного  управления. Но, может быть, это - патология в их социальном инстинкте, т.е. уродство личности? 
Рассмотрим и эту версию.
К. Юнг писал о приспособлении человека в обществе и семье следующее: «Так называемый нормальный человек, вероятно, мог бы… выйти из затруднительного положения бессознательно, по гладкой дорожке инстинкта. … Однако, любого ослабления инстинкта (которое может иметь множество причин) достаточно для того, чтобы воспрепятствовать гладкому бессознательному переходу» («Отношение между Эго и Бессознательным»). «Говоря о «степени духовного развития»… я понимаю… определённую сложность ума или характера… Есть такие многосторонние и в известной мере проблематичные натуры, отягощённые наследственными чертами. Приспособление к таким натурам или же их приспособление к более простым личностям – всегда проблема» (К. Юнг, «Брак, как психологическое взаимопонимание»). Видимо, так же думал и А. Грибоедов, судя по названию его поэмы «Горе от ума», где он описал открытую травлю умного и хорошего человека.
Я была согласна с Юнгом и Грибоедовым, так как я тоже думала, что всё горе – от ума , и что “Чем цивилизованнее, сознательнее и сложнее человек, тем меньше он способен следовать своим инстинктам”. (К. Юнг, «Айон: феноменология самости», стр. 171, курсив мой). Ибо я судила  по себе.
Более 20 лет назад я поставила себе задачу найти причину  травли в социальных группах и начала изучать поведение естественных лидеров и изгоев, которых они подвергали травле. Результат этих наблюдений изложен в этой статье. Я убедилась, что ни цивилизованность, ни сложность ума не лишают людей способности следовать своим инстинктам. Причина, по который инстинктивно объединяющий лидер объявляет особенного человека изгоем: отсутствие у  особых людей слепой веры лидеру и наличие собственного мнения, что лидер этого типа воспринимает, как неподчинение. Древний инстинкт подсказывает ему, что не подчиняться вожаку  стаи и этим обрекать себя на изгнание опасно. А его разум расценивает такое поведение всегда осознанного, как глупость или безумие.
Психиатр Ч. Ломброзо (в Х1Х веке) заметил, что у многих гениев были отклонения в поведении, напоминающие психопатию, а у некоторых психических больных появлялись "проблески гения". И в наше время среди людей, далёких от психиатрии, бытует мнение, что ВСЕ гении — психически ненормальные люди.  При этом некоторые из них ссылаются на Ч. Ломброзо. Между тем, в своей книге «Гениальность и помешательство» Ч. Ломброзо писал: «Теперь спросим себя, возможно ли на основании вышеизложенных фактов прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное, как невроз, умопомешательство? Нет, такое заключение было бы ошибочным. ... Правда, в числе гениальных людей были и есть помешанные, точно так же, как и между этими последними бывали субъекты, у которых болезнь вызывала проблески гения; но вывести из этого заключение, что все гениальные личности непременно должны быть помешанными, значило бы впасть в громадное заблуждение. ... Положим, гений тоже может заблуждаться, положим, и он всегда отличается оригинальностью; но ни заблуждение, ни оригинальность никогда не доходят у него до ... очевидного абсурда, что так часто случается с маттоидами и помешанными».
Ещё в юности я заметила,  что в творчестве гениальных писателей, поэтов и многих других выдающихся  людей (в том числе, и в творчестве К. Юнга) отражается их страдание от гонений в обществе. Сопоставила это с высказываниями о якобы безумии гениев, или об отличающей их всех «ненормальности» поведения, и поняла, что гении являются всегда осознанными. Ибо с того момента, когда инстинктивно объединяющий лидер объявляет особенного человека  изгоем, а его поведение - странным или безумным, ВСЕ поступки изгоя воспринимается именно с этой точки зрения, даже самые естественные. Затравленный человек действительно может вести себя неадекватно, любой, не только всегда осознанный или гениальный. Но то, чему у других не придают значения, у всегда осознанного или гения расценивается, как неправильное и ненормальное, «странное». Отсюда миф о странностях  и безумстве гениев. И никто не вспоминает о том, что обычные люди в аналогичной ситуации ведут себя намного хуже.
На фоне социальной группы естественный лидер выглядит умнее всех остальных её членов. Но это – обманчивое впечатление. Каждый человек имеет лидерскую программу той или иной силы (в том числе и всегда осознанный). И природа не делает различия между людьми  в зависимости от силы этой программы. Даже наиболее сильные естественные лидеры не обладают умом и талантами  в большей мере, чем все остальные люди. Хотя с первого взгляда кажется, что существует связь между степенью развития разума (воли и прочих достоинств личности) и силой лидерского инстинкта. Я заметила, что любой человек, который до включения у него лидерской программы не отличался от остальных людей его круга, в положении естественного лидера сразу же становится умнее. Изменяется весь его характер. Очевидно, включение лидерской программы позволяет человеку мыслить самостоятельно, а восхищение его группы помогает его мозгу работать в оптимальном режиме. Но когда сильный естественный лидер попадает в группу с ещё более сильным лидером, у него включается программа подчинения.  И он, как и все, теряет возможность мыслить самостоятельно, и убеждённо начинает повторять мнение лидера, как своё собственное. Но и вне социальной группы большинство людей (и сильные лидеры в том числе), верят, не рассуждая, общественному мнению, провозглашённому в средствах массовой информации.  Например, все опрошенные верили (до тех пор, пока это не опровергли с телеэкрана) что страусы при виде опасности прячут голову в песок. И никто не подумал о том, что если бы это было правдой, то страусы очень давно вымерли бы, как вид. Люди верили, не рассуждая, что «экстрасенс», сидящий перед телекамерой, может зарядить своей целебной энергией воду, поставленную перед экраном их домашнего телевизора. Я опросила около 60 ЗДОРОВЫХ взрослых ОБРАЗОВАННЫХ мужчин и женщин разной национальности (больных людей, детей, стариков, учёных и политиков я не опрашивала). Воду ставили 9 из 10 опрошенных. А те, кто не ставил, не делали этого только потому, что не верили в целебность энергии «экстрасенса». И НИКТО из них (даже люди, закончившие технический вуз) не  вспомнил о том, что из школьного курса физики он ЗНАЕТ, что телеприёмник может принимать электромагнитные волны только определённой длины, несущие звук и свет. Вероятно, в обоих примерах люди верили, не рассуждая, потому, что воспринимали общественное мнение,  как мнение высших лидеров общества.
Всегда осознанные, при наличии хорошо развитого ума, – единственные люди, которые могут иметь собственное мнение абсолютно независимо от каких бы то ни было авторитетов и устоявшегося общественного мнения. И потому я предположила, что это свойство является одним из признаков гениальности. Через много лет я прочла об этом у Гегеля:
« ... Независимость от него (общественного мнения, Л.С.) есть первое формальное условие совершения чего-либо великого и разумного, как в действительности, так и в науке» (Гегель, «Философия права», курсив – мой).
Думаю, что именно развитие осознанного мышления у первобытного человека со временем привело к появлению особых людей, которые имели возможность самостоятельно мыслить в человеческой стае. А тот факт, что инстинктивная программа ведущих лидеров стала принимать осознанное подчинение новых людей, подтверждает этот вывод. Ведущий лидер не только принимает в свою группу всегда осознанного. Он защищает его от агрессии инстинктивно объединяющего лидера. А при наличии у всегда осознанного одарённости умом или талантом, ведущий лидер способен восхищаться его дарованиями и покровительствует ему. Создав всегда осознанных людей, природа позаботилась и о том, чтобы в обществе у них были условия для нормальной жизни.
Как известно, в отличие от умственных способностей, ни таланты, ни гениальность по наследству не передаются, а уникальность каждого человека. обусловлена особым (случайным) порядком расположения его генов. Можно думать, что и гениальность обусловлена случайным совпадением в определённом порядке многих признаков, разбросанных по всей популяции. Очевидно, независимость мышления в социальной группе – это не уродство личности, а один из таких признаков, который при совпадении с выдающимся умом и талантом образует гения.


Рецензии