Вдохновенье по заказу

«Как работается?» -- «Так себе. Творческий застой. Вдохновения нет». Подобный диалог отражает типичное представление о вдохновении как о сложном и таинственном явлении. Оно как будто почти целиком определяется внешними силами, о природе каковых ничего неизвестно, а сам человек к ним не имеет никакого отношения.

Между тем есть возможность в какой-то степени «овладеть вдохновением», и каждый, кто не пожалеет умственных усилий, получит надежный инструмент управления собой. Что же касается поводов для его использования, то у педагогов и воспитателей их более чем достаточно. Тут совсем не обязательно иметь в виду нечто необычное: теле- или радио-интервью, открытый урок или доклад в министерстве. Кто бы стал возражать против того, чтобы всегда выходить на люди в приподнятом настроении, вести обычный урок «на подъеме»? Если же еще добавить, что предлагаемый метод саморегуляции пригоден и для противодействия собственной лености, помогает при плохом самочувствии, то… Но без серьезного обоснования все равно тут не обойтись, и читатель вправе на это рассчитывать.

Уравнение регуляции уровня бодрствования

Имеется в виду уравнение [1]

С(t+;) = kd A(t) – kr ; C’ (t), (1)

где С – текущий уровень бодрствования, зависящий от времени, A – суммарное воздействие на кору головного мозга, оказываемое внешними раздражителями и внутренними органами, t – текущий момент времени, ; – характерное время задержки сигналов, kd и kr – коэффициенты прямой и обратной связей, С’ = dC/dt – скорость изменения уровня бодрствования.

В диапазоне нормальных состояний организма изменение С происходит медленно, и C’ является малой величиной. При катастрофическом снижении уровня бодрствования С ниже некоего Ch (уровень активности коры во время обычного сна) величина C’ становится отрицательной и большой по величине. Т.е. второй член уравнения отражает противодействие организма его вхождению в состояние комы Сc, при котором отсутствуют все рефлексы. При катастрофическом повышении уровня бодрствования выше Сh (уровень гиперактивности) величина C’ становится большой по величине и положительной. Это значит, что в этом случае 2-й член уравнения отражает противодействие вхождению организма в состояние умоисступления.

В истории культуры запечатлено немало имен творцов, показывавших высокую творческую продуктивность на протяжении долгих лет жизни. Это значит, что состояние вдохновения, хотя и соответствует высокой активности головного мозга, но не является патологически высоким, наносящим ему вред. Это значит, что возможности саморегуляции определяются в основном лишь первым членом уравнения, и можно записать:

С(t+;) = kd [Aex(t) + Ain(t)], (2)

где Aex – воздействие на кору внешних раздражителей, Ain – то же, от внутренних органов организма.

От регуляции к саморегуляции

Попробуем использовать уравнение регуляции (2) для целей саморегуляции – повышения уровня активности С. В нашем распоряжении Aex, Ain и kd. Казалось бы, все просто: нужно лишь как можно больше увеличить внешние воздействия Aex (включить яркий свет, громкую музыку) и внутренние влияния Ain (напрячь мышцы). Но дело в том, что коэффициент обратной связи kd ретикулярной формации мозга (собирающей ex- и in-воздействия) с его корой должен как-то учитывать и обратную связь коры с ретикулярной формацией. В самом деле, человек живет десятки лет и, как правило, обходится всю жизнь без состояний комы и патологических эффектов. Мозг не сумел бы регулировать уровень бодрствования так исправно, если бы не имел надежной системы с дублированием обратной связи. Самым простым допущением тут было бы такое: коэффициент kd зависит от текущего уровня С(t). Это значит, что при снижении С ниже некоего критически малого С1 коэффициент С начинает возрастать, а при превышении какого-то достаточно высокого уровня С2 – снижаться. Нервные процессы имеют конечную скорость, и потому, с учетом запаздывания,

kd (t) = kd [t, C(t+ ;)]. (3)

Приведенные рассуждения дают ключ для вхождения в простор вдохновения. Снизив С за счет УМЕНЬШЕНИЯ влияний Aex и Ain, мы повысим kd, после чего, сыграв на конечности времени ; передачи нервных влияний, сумеем передать мощное энергетическое воздействие на кору.

Требуется вдохновение

У вас есть необходимость и даже желание поработать умственно, но нет нужных возможностей: одолевает лень, тянет к пассивности из-за плохого самочувствия. Вот что нужно сделать в соответствии с вышесказанным:

1. Насколько можно, уменьшить внешние воздействия: закрыть глаза, заткнуть пальцами уши.
2. Сделать глубокое мышечное расслабление. 3. На долю секунды, заведомо меньшую, чем ;, широко раскрыть глаза, открыть уши, резко напрячь мышцы тела.

Повторив цикл 1.—3. несколько раз, вы почувствуете в себе чудесные изменения: появится бодрость, дерзкое настроение, желание хорошо поработать.

Рекомендации 1 и 3 можно выполнить с использованием технических средств:

1. Гасим яркую лампу, выключаем звук телевизора.
3. Одновременно с напряжением мышц и раскрытием глаз включаем лампу и звук телевизора.
Почему циклы энергетической накачки способны подтолкнуть творческий процесс, привести вас в состояние вдохновения? Это легко понять: нервная энергия через поле сознания перешла в структуры подсознания, повысила готовность памяти, предопределила повышенную скорость образования новых связей, расширила пределы работы мозга без утомления.

Замечания в заключение

1. Из уравнения (2) следует удивительный парадокс психической саморегуляции: чем ближе вы к состоянию апатии, безнадежности, растерянности, тем более эффективной окажется для вас энергетическая накачка коры головного мозга.
2. Простейшее использование методики – едва-едва проснувшись, резко встать на ноги. Есть такой способ: поднять обе ноги вверх и, напрягши брюшной пресс, позволить ногам упасть и тем самым поднять корпус тела.
3. Предлагаемая методика, конечно, не всемогущая. Если у вас даже нет идеи, чем заняться, то вдохновение от накачки вряд ли появится. Но когда есть замысел, были уже попытки его осуществлять… Знаете афоризм: «Случай помогает подготовленному»? Методика – это как раз тот случай.

Литература.

1. Третьяков В.Н. О возможном механизме саморегуляции сна и его практике, в сб.: Психическая саморегуляция, М., 1983, с. 144—147.

Опубликовано в журнале «Адукацыя i выхаванне», 1994, № 11, с. 80—81. Перевод с белорусского.


Рецензии