сто лет

 
     Мой старший брат вышел на пенсию в 50 лет, работал в рентгеновском кабинете.  Не знаю как сейчас, а в прошлом веке эта работа считалась вредной для здоровья, поэтому такие работники уходили на пенсию на десять лет раньше, чем работавшие в нормальных условиях. Перезимовав в городе, весной мой брат приобрел в селе небольшой домик с огородом и садиком и переехал туда доживать свой век.  С местом в селе, можно сказать, брату повезло: рядом лес, а в конце огорода речка, в которой водилась рыба не только мелкая, но и щуки, и судаки, и даже сомы и толстолобики.  А мы с братом с детства увлекались рыбалкой, так что скучать там брату было некогда.
 
     А летом я поехал к брату на весь свой отпуск, он у меня накопился за два года, жил там почти два месяца.  После того, как хорошо отметили мой приезд, к которому брату удалось вытянуть с реки сома в шесть килограмм, пошли осматривать хозяйство.  А хозяйство у брата было уже не малое: во дворе кудахтали куры, гоготали гуси, а в сарае хрюкали два поросенка.  Огород был весь ухожен, цвела картошка, зеленели лук, чеснок и разная зелень.  Жена брата тоже выросла в деревне, в огороде всего насеяла и насадила.  В саду наливались соком яблоки и груши, смородина, крыжовник,  малина.  Все у них было, как у всех других жителей села, их соседей.
 
     Все это предисловие я вставил в этот рассказ только потому, что уж очень я сам люблю жить в селе, копаться в огороде, наслаждаться вкусной, здоровой пищей, выращенной своим трудом.  Потом я и сам, когда вышел на пенсию, переехал жить в то же село, только по другую сторону реки.    И совершенно о том не жалею.   Я пережил там много счастливых дней, особенно, когда ко мне приезжали дети и внуки.  Да и еще, вот почитает другой мужик об этом, да и проснется у него желание покопаться в саду и огороде, ведь все мы от земли и из земли, ведь это - истина, я так считаю. 
   
     Ну а теперь о том, о чем я и хочу рассказать, назвав свое повествование: «Сто лет».  У моего соседа в селе жила его старенькая мать, сосед говорил, что она прожила уже сто лет и хочет еще пожить.  Я и сам несколько раз видел эту старушку, она в хозяйстве уже ничем не помогала, иногда сидела в саду в теплую погоду, иногда приходила на огород и смотрела на работающих там своих младших домочадцев.  Иной раз, когда она сидела в саду, к ней подходили соседи, разговаривали с ней.   Старушка еще сносно видела и слышала и разговаривала не хуже молодых.
 
         Однажды и я присел к ней в саду, и мы с ней поговорили о жизни.  Мне было интересно пообщаться с человеком, который родился еще до революционных событий не только семнадцатого, но и пятого года.   После приветствия и, как водится в таких случаях, обменов мнениями о погоде и видов на урожай в этом году, это главная тема в разговорах сельских жителей, я спросил:

       - Вот Вы, баба Ольга, - (все в селе так ее звали, даже члены ее семьи),  - прожили сто лет.   Как это для Вас, много или мало?  Баба Ольга ответила не сразу.  Сначала посмотрела прямо в мое лицо, потом отвела взор на свои почерневшие от работы руки, по ее виду было видно, что такой вопрос ей задают не в первый раз.   Говорила она не громко, но слова выговаривала четко, правильно и, я бы применил такое слово, как – рассудительно.
   
        - Да ты ведь тоже уже немало пожил на свете, - (баба Ольга всех называла на «ты»), - хотя такой вопрос мне задавали и постарше тебя, - (мне в то время было 70 лет),  – я, в таких случаях рассказываю не о себе, а о своей бабушке.  Моя бабушка, мама моей мамы, прожила 110 лет.  И до самой смерти была бодрее, чем я сейчас, только уже перед самой смертью пролежала две недели.
 
        После этих слов баба Ольга немного передохнула, а потом начала рассказывать о своей бабушке.  Рассказывала не спеша, я сразу понял, что она любит вспоминать и рассказывать о том времени, когда жила ее бабушка, а сама баба Ольга была еще девочкой.  Я слушал внимательно, не задавая по ходу рассказа вопросов, и видел по выражению лица бабы Ольги, что ей нравится мое молчаливое, внимательное слушание.
   
       - Мне было десять лет, когда моя бабушка однажды не пришла на завтрак, а это было событие.   Семья у нас была большая, да и во всех дворах тогда детей было много, никто тогда не уезжал из села.  Когда мама сказала, что бабушка заболела, я сразу же после завтрака пошла к бабушке и спросила, что у нее болит.  Но она мне ответила, что у нее ничего не болит.   Я тогда так удивилась, как это можно болеть, когда ничего у тебя не болит.  Только теперь я поняла, как это так бывает, что никакой боли нет, а с постели встать не можешь.

        После небольшой передышки баба Ольга продолжила говорить.
               
       - Постепенно мы все привыкли к бабушкиной болезни, часто наведывались к ней, воды подать или окно открыть.   Так прошло около двух недель.   Однажды днем я забежала в дом и услышала, что бабушка что- то просит, я зашла к ней и спросила, что ей принести.   Но она сказала, что приносить ничего не надо, а чтобы я позвала к ней свою маму.   Мама моя была в саду, мы с ней яблоки собирали, которые нападали от вчерашнего ветра.   Конечно, я тоже побежала за мамой, интересно было, что ей бабушка скажет такое, что мне не могла сказать.  Хотя я еще многое не понимала, но тогда заметила, что бабушка дышала не так, как раньше, а захватывала воздух ртом.    Мама сразу ее спросила:
  - Тебе, мама, плохо, может Марью Никаноровну позвать?
 
  Марья Никаноровна, наша соседка, в молодости работала в больнице, не то сестрой, не то санитаркой, и ее приглашали в таких случаях, как знающего человека.   А потом уже что она посоветует, или сама поможет, или пошлет к врачу.      

        - Ты позови всех наших, кто не в поле, - с трудом очень тихо ответила бабушка, я сегодня буду умирать, - после этих слов она чуть приподняла руку и махнула в сторону дверей, как бы подтвердила сказанное. И чтобы поторопились, я так поняла ее жест.   
Я сразу догадалась, что позвать «всех наших», это должна буду сделать я, и я сразу посмотрела на маму.   И мама мне сказала одно слово: «беги».
 
        Позвать «всех наших», всех родственников, это почти вся наша улица и три двора на соседней.   Я быстро тогда бегала, как и все деревенские дети.  Когда я вернулась домой, уже пришли многие родственники, да и просто соседи.   Большинство были дети и пожилые, многие работали в поле.  Скоро и с поля стали приезжать, мой старший брат сел на коня и быстро всех объездил. 

        Бабушка, как и прежде, лежала на кровати, ближе к ней сидели и стояли ее дети, три сына и четыре дочери, (два ее сына, мои дяди, к тому времени уже умерли), моя мама сидела на бабушкиной кровати.   Бабушка смотрела на всех, молчала, на лице чуть – чуть была заметна улыбка.   Она замечала, когда заходил кто новый, приветствовала его движением уже не руки, а одними пальцами, что – то шептала, мне показалось, что она говорила: «спасибо».   В ее комнате все не могли поместиться, заходили в основном те, кто только приехал, при этом, чтобы он мог зайти, другой выходил.
   
        Я все время смотрела на бабушку, все думала, как это она живая и будет умирать, и как это она узнала, что умрет сегодня, а не в другой день.   Раньше я не раз видела, когда умирали наши старенькие родственники, но не тогда, когда умирали, а когда уже они были мертвые.   А такое было впервые, да и не было больше такого случая в моей такой многолетней жизни. 

         Баба Ольга снова помолчала, устала, я даже хотел приостановить ее рассказ, она или как – то почувствовала это, или просто так, но дальнейший рассказ начала словами:   

          - Что – то я много тебе наговорила, немного осталось, договорю уже до конца.   Так вот тогда моя бабушка что – то тихо сказала моей маме, а мама громко: «Просит вынести во двор».  Взяли сыновья ее вместе с одеялом, и положили во дворе на широкую скамью.   Мы тоже все вышли во двор еще раньше, чем вынесли бабушку.  А сейчас я отвечу на твой вопрос, что чувствует человек, проживший сто или больше лет. 

          Когда моя бабушка уже лежала во дворе, она на какое – то время стала чуть бодрее, или мне показалось, а может и свежий воздух подействовал, но она так громко заговорила, что все услышали.  А сказала она следующее: «Спасибо вам, что все собрались, мне так хорошо, я скоро уйду, а вы не плачьте, я прожила большую и счастливую жизнь, а вы продолжайте жить».   И вот в это время один мой уже взрослый двоюродный брат и задал бабушке такой же вопрос, какой сейчас ты задал мне.  И моя бабушка ответила так:

        «Мне кажется, что я вот недавно зашла в одну дверь, и немного погодя вышла в другую, вот и вся моя жизнь», вот и мой ответ тебе, сосед, такой же.   Да и сам скоро будешь говорить так же.
   
Баба Ольга замолчала, я уже было поднялся, чтобы сказать спасибо и уйти, но она меня остановила движением руки и поговорила еще:               

        - Но я так и не увидела тот момент, когда моя бабушка окончательно ушла в тот мир, хотя это и случилось минут через десять или чуть больше.   Когда она ответила своему внуку, во дворе появился священник. Людей собралось так много, что детям пришлось выйти на улицу.   А когда ничего не видно, то мне уже было и не интересно.   Теперь и ты можешь идти, меня тоже сейчас отведут домой, будь здоров.
   
          И хотя мне еще и не сто лет, а чуть меньше, но я уже на такой вопрос ответил бы тоже так, как мне тогда ответила  баба Ольга.   Хотя, если задуматься, то чего я только не пережил.  Начало  и десятки лет зловещей коллективизации, которая довела страну с мощным сельским хозяйством до полуголодного состояния. Видел умирающих от голода людей, да и самому приходилось голодать, хорошо знаю, что это за «царь беспощадный", как писал поэт.  Прошел самую кровопролитную войну и разные послевоенные перестройки.   Чего только не было в моей жизни. 

         Не нажил никакого богатства, кроме детей, внуков и правнуков.   Но именно ими я и считаю свою жизнь счастливой, именно по этому показателю я и утверждаю, что жизнь прожил не зря.  И я не завидую тому, кто прожил свою жизнь совсем другим «счастьем».   А еще я в последние годы почувствовал на себе, что значат слова, какие я не только слышал, но и читал в книгах прошлых веков: «У него ничего не болит, но силы покидают его день ото дня».   И все это правильно, по Закону, данному нам самой Природой.   Я так думаю, потому что - се ля ви.
                После того разговора баба Ольга прожила один год, и пережила еще одного своего сына и внука, который погиб в Чечне.

               Март 2012   


Рецензии
"В предыдущие дни на мой вопрос, что у тебя болит, мама моя, фронтовичка, связистка зенитного батальона, спокойно отвечала: «Ничего у меня не болит, хватит, нажилась я уже, сынок, пора и к Господу нашему. А ты, Ваня, в церковь иди, не сохранится наша старая вера, некому её сохранять». Я пришёл к маме в последний день её, сестра говорит мне, что всё уже, отходит: ничего не видит, не слышит, ни на что не реагирует. Мы подошли к ней, я взял маму за руку и громко говорю: «Неправда, никуда она не отходит, всё наша мама слышит, всё видит, у неё просто нет сил». Едва уловимое пожатие руки я почувствовал, тёплой, шершавой маминой руки. И прощание, и прощение то было её: вечером она умерла."
Дядя Вася! Я специально привёл цитату из своего же рассказа, чтобы сказать о том, что думал над этим. Спасибо за рассказ. Царствие небесное и бабе Ольге и её бабушке. С уважением.

Иван Горюнов   09.02.2016 17:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Ваня! Царствие небесное маме твоей.
С уважением,

Василий Чечель   09.02.2016 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.