Судьба византии ч. 1

                СУДЬБА ВИЗАНТИИ ч.1

Древняя Римская цивилизация, впитавшая в себя культуру древней Греческой цивилизации,— вот истоки Византии, передавшей, в свою очередь, по эстафете Западу и России свою культуру. Однако эстафетная «палочка» изменялась согласно национальному духу и уровню культуры народа. Расцвет греческой культуры в VII–V веках до Р. Х. дал миру Гомера, Софокла, Эсхила, Аристофана, философов древней Греции: Сократа, Платона, Аристотеля, чьи труды стали первоисточниками, из которых выросла современная философия. Демократический принцип управления появился тогда, в древней Греции, в греческих полисах-государствах. Идеям проведения Олимпийских игр мы обязаны Древней Греции! Недаром говорят: в Греции всё есть. И это культурное богатство дошло до России благодаря Византии. Языческая Древняя Греция создала романтическую плеяду богов, определяющих, по убеждению греков, судьбы людей.
Дальнейшие причуды истории: возвышение Македонии, расширение Македонского царства величайшим полководцем, смелым и жестоким Александром Македонским (356–323 гг. до Р. Х.) от Египта до Индии, включая Грецию, завоевавшим Империю Архименидов. Так образовался обширный эллинистический регион с населением, говорящим в основном на греческом языке, с греческой культурой. В полисах с деспотическим политическим управлением: Афинах, Сиракузах, Александрии — развивалась наука, искусство, расширялась торговля. В Александрийской библиотеке Египта, созданной в III веке до Р. Х. при правлении египетского царя Птолемея II Филадельфа (308–246 гг. до Р. Х.) по предложению греческого философа Деметрия Фалерского, хранилось до 400 тысяч пергаментных свитков. Библиотека пополнялась книгами из Афинской библиотеки. Благодаря этому кладезю знаний, Евклид прославился как математик, в Сиракузах — Архимед как физик, поэт-комедиограф Аристофан — в Александрии. «Дочерняя библиотека» (филиал) была создана около 235 года до Р. Х. в языческом храме Сераписа. Судьба Александрийской библиотеки сложилась трагически: в 48–47 годах в результате большого пожара, возникшего при военных действиях Юлия Цезаря, сгорела часть книг, в 273 году римский император Аврелиан разрушил и сжег значительную часть библиотеки при подавлении бунта королевы Пальмиры Зенобии, объявившей независимость от Римского императора. Часть книг была вывезена в Константинополь, в 391 году византийский император, подавляя язычников, дал разрешение на уничтожение языческого храма и языческих книг «дочерней библиотеки».
Вершина эллинской цивилизации пришлась на период царствования Птолемея II, а за сто лет до Р. Х. эллинская школа начала терять лидирующее значение. Появились новые культурные центры в Родосе, Сирии, Риме, Константинополе.
Под натиском римских легионов расширяющейся Римской державы в 146 году до Р. Х. сначала пала Греция, а вместе с ней и греческая цивилизация. Риму нужны были военные трофеи, рабы и роскошь. Из Греции Рим вывез бесценные произведения искусств вместе с художниками, архитекторами и философами. Завоеванные к 30 году до Р. Х. территории Македонии, Палестины, Сирии, Египта превратились в провинции Римской империи, впоследствии вошедшие в Восточную Римскую империю — Византию.
В самой Римской республике с демократической формой управления (хотя патриции не допускали ни одного плебея к управлению) в это время творились беспорядки. Провинции становились сильнее Рима. Демократия стала превращаться в охлократию, во власть толпы. Восставали рабы и покоренные народы. Грабеж, террор, взяточничество, коррупция, спекуляция — правители провинций, как царьки, делали что хотели, не подчиняясь центральной власти; открытая покупка голосов избирателей, анархия и насилие — всё вело к гибели республики как государства. Патрициат пал. Из-за разных смут сам народ в этих условиях уже не мог разумно избирать власть. Выход из кризиса нашелся: стихийно родилась императорская идея абсолютного единовластия. После убийства в сенате в 44 году н. э. в результате заговора республиканцев первого консула Гая Юлия Цезаря, презиравшего народную волю и пытавшегося присвоить царскую, даже божественную власть, первым императором с диктаторскими полномочиями стал Август, заменивший демократическое управление авторитарным, что продлило на два с половиной века могущество Рима. Постепенно Август, используя императорские полномочия, присвоил себе законодательную и исполнительную власть. Народ, недовольный местным самоуправством и сенатом, принял безоговорочно эти перемены, увидел в них правду и был готов ей подчиниться, то есть делегировал власть императору.
Люди стремятся к справедливости и готовы ей подчиниться. Они интуитивно предпочитают государственность, порядок, обеспечивающий их безопасность, опасаясь анархии.
Абсолютная императорская гражданская власть Августа, переходящая в абсолютизм, деспотию, держалась только на насилии без нравственной религиозной основы, которой нет в язычестве, и должна была рано или поздно рухнуть.
Если в начале II века империя процветала и достигла своего апогея, то к концу этого периода Римской империи стало тяжело защищать границы от нападок Ирана, германцев и других, завоеванных ею племен. К концу III века Римская империя, единая лишь формально, начала распадаться на автономные части. Рим — уже не столица империи; столицами стали Милан и Константинополь.
Западная часть Римской империи в 476 году рухнула под натиском варваров, германских племен, где устанавливались феодальные отношения, и на ее территории образовалось королевство франков
и ряд других государств, а ее последний император Мартиниан был упразднен. На территории восточных провинций образовалось новое государство — Восточная Римская империя — Византия, просуществовавшая еще 1000 лет. Однако от возрождения прежней нераздельной государственности Римской империи пришлось отказаться. Единым императором Западной и Восточной частей Римской империи оставался император Византии при разных патриархах: патриарха Византии и патриарха Вселенского, Папы Римского.
Становление Византии как государства, где еще долго сохранялся рабовладельческий строй, можно условно отнести к периоду от 330 года от Р. Х., когда столица Римской империи была перенесена из Рима в Константинополь, до года смерти императора Юстиниана I Великого (527–565 гг.), после чего возрождение прежней единой империи практически стало невозможным. В 395 году территория империи стала состоять из двух частей: Западной и Восточной со своими императорами. После того как в 476 году последний император Западной Римской империи Ромул Августул был низложен командующим восставших германских наемников Одеакром, бывшим в то время на службе у римлян, Западная империя перестала существовать, а на ее территории организовались варварские государства.
Таким образом, в результате исторической трансформации в восточной части бывшей Римской империи образовалось независимое новое государство по имени его столицы — Византия, охватывающее обширную территорию с грекоязычной христианской цивилизацией, включающее в себя в том числе: Грецию, Египет, Македонию, Фракию, Палестину, о. Сардинию, о. Корсику, о. Сицилию, юго-восточную часть Европы, северные районы Африки, южную часть Италии.
К концу первого века христианство, оформившееся как религия, с большим успехом распространялось в восточной части империи. В Риме первые тайные христианские общины появились в середине первого века. Они жестоко преследовались императорами вплоть до 312 года как за антигосударственную деятельность. Император Диоклетиан (284–305 гг.) учинил в Никомидии сожжение 20 000 верующих. Константин I Великий, став императором, резко изменил отношение к зарождающемуся христианству. Гениальность Константина I Великого спасла империю. Одна из причин ее долголетия состояла в поддержке начинающего распространяться христианства, имеющего нравственные принципы верховной власти. Император Константин I (307–337 гг.), в 312 году провозгласивший свою власть от Бога, опираясь на христианство без собственного обожествления согласно христианской догме о подчинении кесаря Богу, перевел в 330 году столицу империи в построенный им вдали от опасных границ город Константинополь. Константин I своим Миланским эдиктом запретил гонение христиан, объявив веротерпимость и свободный выбор вероисповедания всем жителям империи, после чего христианство вышло из подполья. Константину не приписывают страстную набожность; будучи формально язычником, Константин I лишь на смертном одре принял крещение, однако дал своим сыновья христианское образование. Он председательствовал на Вселенском соборе как император Востока и Запада, собранном им в Никее в 325 году, где был принят Символ веры, составленный святым Софронием, и осуждено еретическое учение арианство. Константин I Великий был абсолютным властителем в Церкви и в государстве, народ же не получил вновь управленческих прав.
Языческие культы окончательно отменил император Феодосий (379–395 гг.), сделавший христианство государственной религией и запретивший язычество.
Нравственность римского языческого общества во время правления императоров Тиберия (14–37 гг.), Калигуа (37–41 гг.), Клавдия (41–54 гг.), Нерона (54–68 гг.)... Деция (249–251 гг.), Диоклетиана (248–305 гг.) пала до уровня бесчеловечной жестокости, а деятельность христианских общин приравнялась к противозаконной антигосударственной.
Об этом же в стихотворении «Умирающий гладиатор» сказал
М. Ю. Лермонтов:
I see before me the gladiator lie...
Byron
Ликует буйный Рим... торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена...
И молит жалости напрасно мутный взор:
Надменный временщик и льстец его сенатор
Венчают похвалой победу и позор...
Что знатным и толпе сраженный гладиатор?
Он презрен и забыт... освистанный актер.
И кровь его течет — последние мгновенья
Мелькают,— близок час... вот луч воображенья
Сверкнул в его душе... пред ним шумит Дунай...
И родина цветет... свободный жизни край;
Он видит круг семьи, оставленный для брани,
Отца, простершего немеющие длани,
Зовущего к себе опору дряхлых дней...
Детей играющих — возлюбленных детей.
Все ждут его назад с добычею и славой,
Напрасно — жалкий раб,— он пал, как зверь лесной,
Бесчувственной толпы минутною забавой...
Прости, развратный Рим,— прости, о край родной...
В период становления христианства как учения (IV–VIII века)
в ходе бурных богословских дискуссий трактовались христианские догматы, утверждаемые на Вселенских соборах. Так, консолидирующими Вселенскими соборами являлись соборы, принятые Православной и Католической Церковью.
Церковь и государство в Византии не были разделены, Православие было государственной религией, поэтому история Православной Церкви и история Византии как государства были едины. Чтобы лучше познать историю государства Византия, необходимо знать историю Церкви. История сложилась так, что из этих двух организаций сохранилась лишь Церковь, а Византия осталась лишь в памяти людей, в сохранившихся документах, субъективных воспоминаниях современников.
Юстиниан (527– 565 гг.)
Византийский император Флавий Петр Савватий Юстиниан I Великий, получивший хорошее образование в Константинополе, стал, наверное, самым знаменитым византийским императором. Его дядя, император Юстин I, выходец из бедной семьи иллирийских крестьян, бывший начальник дворцовой стражи, дослужившийся благодаря своим способностям до генерала, неграмотный, расписывающийся через прорезь в золотой табличке, назначил племянника, которому было в то время 36 лет, императором-соправителем. После смерти дяди началось длительное правление Юстиниана — до 565 года. Это был исключительно трудолюбивый человек, ведущий аскетический образ жизни, доступный для всех, не любивший роскошь, но хитрый, завистливый, подозрительный к людям, коварный по натуре, умеющий скрывать свои чувства, даже гнев.
Видя себя наследником римских цезарей и являясь императором Восточной Римской империи, Византии, Юстиниан пытался постоянными войнами с наступающими со всех сторон варварами осуществить свою мечту — объединить Восточную и Западню  части Римской империи, возвратить Великой Римской империи старые границы времен первого и второго веков, присоединить к Византии всю Италию, побережье Африки и Ближний Восток. Им также велись непрерывные войны с Персией на востоке, а также со славянским племенами на севере. В результате этих войн ресурсы государства к концу правления Юстиниана были в значительной степени истощены.
Главным врагом, с точки зрения Юстиниана, были воинственные германские племена, идущие с востока, чтобы покорить Западную Римскую империю. Юстиниан вел затворнический образ жизни, никогда не покидал своей столицы — Константинополя, проводя все военные действия с помощью преданного полководца Визавия и его преемников: Соломона, Нарзеса и Иоанна Треглиты. Была занята Сицилия, отвоеваны у остготов Неаполь и Рим, где ютился Папа Римский, город был почти полностью разрушен.
Императорская провинция была установлена и в Испании, где
в течение примерно семидесяти лет властвовал Константинополь. Однако, несмотря на временные военные успехи и одержимость идеей единства, замыслы Юстиниана не были в дальнейшем осуществлены; Западную Римскую империю отвоевать у германских завоевателей
ему не удалось. Мировоззренческим монархическим идеалом Юстиниана была идея единства в империи и в Церкви. Страстью его жизни было православное богословие; им впервые был сформулирован принцип симфонии, согласия светской и церковной властей. Твердой и жесткой политикой он искоренял различные еретические учения, беспощадно подавляя религиозных «инакомыслящих», используя свою ничем не ограниченную императорскую власть, а также созываемые им Вселенские соборы.
Человечество благодарно Византии и за результаты законодательной деятельности императора Юстиниана I Великого — создание свода законов «Кодекса Юстиниана», названного впоследствии «Римским правом», послужившего основой современного законодательства, корректнее которое было бы назвать, «Византийское» или «Константинопольское право». Западные юристы лишь в XII столетии начали создавать законы юриспруденции и обратились к Византийским документам «Codex Justinianus». Как пишет профессор Покровский, «Римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир». Действительно, в феврале 528 года Юстинианом была создана комиссия, им возглавляемая, из десяти человек, куда входили главный помощник императора, Трибониал, специалист по вопросам кодификации древнего права, а также Феофил, профессор права, работающий в Константинополе. Указы императора, называемые дигестами Юстиниана, новеллами (novellae leges), после 534 года были опубликованы и стали обязательным для всей империи сводом законов.
(В России при царе Федоре Алексеевиче (1676–1682 гг.) существовал проект перевода Юстинианова Свода на русский язык. Г. А. Острогорский назвал этот проект подвигом, достойным Геракла (hoc opus Hercule dignum). К сожалению, этот проект реализован не был.)


Рецензии
Хм, везде встречал "Велизарий"...а "Визавий" - что то новенькое! :)

Илья Згурский   13.06.2012 15:57     Заявить о нарушении