Правдивая история о Святополке. Эпизод 72

Нужно было бы больше источников, больше подтверждений имеющимся догадкам и версиям-предположениям и уже сделанным открытиям, больше сведений-чтобы опереться как на рычаг, чтобы перевернуть грешную землю, перевернуть неверные представления, ложные, искаженные, сложные, нелогичные, противоречивые, неподкупные.

Почему «не старались» летописцы, тиражируя истории со многими несовпадениями и загадочными расхождениями -почему не силились скрыть или обосновать расхождения, боясь потерять «моральное превосходство» далеких предков- унижаясь до фальсификаций и сфабрикованных фактов- вынося заведомо ошибочный в древней истории приговор -осудить виновного-оскорбить его память-  и не реабилитировать тысячу лет.

Святополк  хоть в чем -то да виновен, ну хоть за неуплату налогов и штрафов. Попасться человек всегда может- правоприменителям нужен только сигнал и политическая воля. Команда «фас» и есть фокус правосудия. Любой руководитель, как и Турово-Пинский князь достоин публичной порки- всегда будут недовольные и не готовые простить ошибок и политических просчетов. Велика и страшна ответственность руководителя. Несомненно виновное лицо- пару лет на посту-можно и уже снимать с должности-пока не попался-всегда найдутся благожелатели и «добрые люди» и видоки, и послухи, и дежурные понятые и целая тележка сутяжников-готовых айн момент «подсластить пилюлю». В чем -то да виновен.

Но виновен ли он в приписываемых ему преступлениях? Сходу опровергая версию о его причастности- мы затеваем гораздо более сложную задачу -отыскать истинного убийцу и заказчика подлого преступления и кровавого злодеяния. Не может победитель опускаться до выпячивания злодея –«прицепом» добавляя к его злодейству и эту кровь. Руководитель исполняет администраторские и организационно-распорядительские функции- как любой человек ошибается. Делает просчеты в работе. Но отвечает за все по принципу единоначалия и старшинства- чтобы «было с кого спрашивать»-«кого призвать к ответу».

Ошибается тот, кто ничего не делает. В этом фокусе разрозненных и противоречивых версий, в которых одни версии можно опровергать другими, и принимая те, обратные, за точку отсчета строя доказательство от противного –любой бы столкнулся бы всего с манипуляцией одними фактами в угоду кратковременному перевесу над другими фактами. Сложившийся историографический подход или альтернативные версии? Развивать все до той поры- пока одна из них не обнаружит свою несостоятельность. Проблемы в низкой степени задокументированности сведений- отсутствием сведений о последнем периоде власти Святого Владимира. Предвзятые летописцы  занимались намеренными искажениями, выгораживая одних персонажей хроники, и замалчивая, или намеренно обходя вниманием других действующих лиц политической драмы- занимаясь «хроникальными спекуляциями». Кому верить?

Такую головоломку кому-то и  по силам одолеть с «семью потами в загривке»- кто готов разгрызать эту кость до стволовых клеток-кто готов докопаться до самой сути, кто готов отвергнуть все так и просящиеся и «удобные» выводы, кто готов пожертвовать скользкой убежденностью, чтобы отказаться от сделанных выводов, ради неустранимых сомнений, ради шаткости своего же положения, чтобы как Сизиф, снова вернуться на исходную точку в своих поисках. Кто готов отказаться от наработок и достижений, чтобы заново начать все с нуля- утратить то наработанное, с трудом достигнутое. Может это бы и устроило кого-то- добровольный отказ от дальнейшей работы-мне и этого с лихвой хватит- но не Леся. Искушение оставить все, как есть, прежним, выстраданным не могло довлеть над ним и как ни горестно было расставаться с самоуспокоением нужно было продолжать начатое дело-биться до конца как бы трудно не было. «Глаза боятся, а руки делают»- успокаивал он сам себя. «Дело мастера боится». «Путь в тысячу шагов начинается с первого шага». «Дорогу осилит идущий»- и хоть и не совсем было в тему: «чтобы плавать надо плавать» великого Мао. «Кто ищет, тот всегда найдет»- для того чтобы найти нужно было искать. Нужно было продолжать работу и не смириться с обстановкой Подвергать всех такой великой опасности разоблачений и неудобных фактов. Победа. Все за нее. Вожделенный маяк и конец всех моих странствий. Какой -то зыбкий дрожащий мираж предвкушения вдетой в игольное ушко заслюнявленной нитки, когда она вот- вот и.. и ты, предвкушая их «соитие» облизываешь от нетерпения губы, а нить уже распушенным концом,  расходится с искомой щелью «как в море корабли», и надо пробовать сызнова, приноровиться-еще попотеть над результатом. Самая малость, самая толика. Когда удача и победа были вот-вот рядом.. нужно работать и работать не покладая рук. Остается только облизываться и грешить на свою бесталанность-что не «оттуда выросли руки»- а выросли оттуда, откуда выросли ноги. Так я нашел-чтобы вновь потерять-подумал Лесь. Обхватить голову растопыренными пальцами и сжать до боли-да прозрения-до подлинного «видения»..

Теперь уже отрешившись от библейского подстрочного смысла- углубляясь в летописную вязь. Лесь должен был делать то, чему завещал его долг юриста- обращаться к первоисточникам.


Рецензии