Часть сорок пятая

ГЛАВА 2. Испытание властью
Желание власти. Можно поспорить, какое из них сильнее (по сравнению с богатством). Но то, что они всегда идут рука об руку – несомненно. В основе лежит та же иллюзия – власть может позволить обрести свободу. Примеров неудачи таких экспериментов – хоть отбавляй, в любой исторической книге их можно найти. Да и в Библии «Книга Царств» дает описание многих удачных и не очень попыток длительного пребывания у власти – но все они, за редким исключением, окончились плачевно.
Власть бывает светская и духовная. В первом случае – это управление мирскими делами и народом с помощью соответствующего аппарата, включающего чиновников и силовые структуры; во втором – управление религиозной организацией, мало чем отличающейся от государственной, но на словах озабоченной внутренним миром паствы.
Даже за последний исторический период мы можем наблюдать, с одной стороны, их конфликты, с другой – примеры сотрудничества. Но все же нам в настоящий момент ближе светская власть, непосредственно влияющая на жизнь конкретного человека – ею и займемся. В первой главе мы приводили примеры правильных целей. Может ли у власти быть человек высокодуховный, или это настолько грязное явление, что испортит любого? Давайте разберемся. Почему люди так рвутся к власти, невзирая на методы и способы ее достижения? Однозначного ответа нет. Одним из вариантов является личное стремление к всеобщему благу, и, как правило, в таком случае человек ставит перед собой действительно благотворные цели, и сам начинает верить в возможность их достижения. Постепенно он приходит к идее, что ради этих будущих благ можно чем-то жертвовать в настоящем, и, единожды поступив подобным образом, остановиться уже не может, и жертвы растут, причем, жертвует он, как правило, не собой, а другими.
Следующий вариант объясняется наличием у амбициозного человека сильного комплекса неполноценности, и стремлением доказать, в первую очередь – самому себе, а потом – другим собственную состоятельность. Именно это подвигает его на борьбу за вершину власти. Такой вариант достаточно опасен, ибо никогда не заканчивается получением власти, а ширится все дальше и дальше – к новым пикам, в тайне мечтая о мировом господстве.
Оба варианта приводят к властному положению людей, не способных реально заботиться о других; все их стремления замыкаются на себе. Дальнейшее развитие событий может быть отмечено как открытым грабежом страны и народа, так и проявлением кажущейся заботы о подданных, но не приносящей надлежащих плодов в виду своей второстепенности по сравнению с личными интересами.
Но возможен и третий вариант. Он связан с приходом к власти истинно мудрого и сильного духовно человека, который пробудился ото сна, не видит возможности приобретения счастья путем накопления внешних достижений, и способен как на жизненные перемены к лучшему, так и на внутреннее развитие народа. Вся проблема в том, что такому человеку власть не нужна, для него она – обуза и отвлечение от духовного поиска. Не зря Гаутама Будда и Махавира, будучи царями, полностью и сознательно отреклись от всего ради поиска. Поэтому только в двух случаях такой человек может прийти к руководству обществом: либо, наблюдая огромный упадок духовного развития и чувствуя свою ответственность, либо будучи призван народом для служения, и тогда его приход – благо для любого государства. Подобное чрезвычайно редко, но стремиться к этому необходимо.
Мы же исследуем обычный путь, который должен пройти наш герой, решивший таким образом добиться счастья и свободы.
Мы снова в той же семье и в то же время, и на свет появляется Максим – точная копия первого, но с другими устремлениями.
Вы, наверное, не раз замечали, как в детях проявляются качества лидера. С пеленок такой ребенок начинает настаивать на своем, и это не есть «вредность». Нужно помнить, что Бог – Творец, Он не допускает копий – только оригиналы. И если с детства ребенок демонстрирует задатки лидера – значит, это пришло в мир вместе с его Душой. Максим умел настоять на своем, но очень быстро стал «политиком», усвоив, что многого можно добиться не только упрямством, но и податливостью. Комбинацией этих двух подходов он творил чудеса, и всегда получал желаемое. В играх со сверстниками он не задумываясь брал на себя роль вожака и организатора – ему это нравилось, и остальные дети с радостью принимали такие условия игры. Почему люди так легко подчиняются ведущему? Это, опять же, следует из их состояния сна, когда любая ответственность добавляет хлопот, и очень удобно кому-то довериться – всегда есть возможность потом в неудачах обвинить не себя, а этого другого. Это заложено в личности человека, пока он не осознает себя. 
Максим всегда выступал заводилой, умел заинтересовать и увлечь окружающих, но рамок не переступал, и, что самое интересное, - ответственность не перекладывал на других. Это нравилось взрослым, и они не мешали развитию малыша. Более того, он умел утешить в горести и развеселить в скуке. В школе он быстро стал лидером класса, умело сочетая дружбу и авторитет среди сверстников с уважением и доверием учителей. Это уже были примеры дипломатии, ведь очень многие сбивались в ту или другую сторону, будучи не в силах удержать баланс. Так, были лидеры с хулиганскими наклонностями, которые нравились одноклассникам своей бесшабашностью, но вызывающие гнев и претензии педагогов; были любимчики учителей, умевшие угождать – но их не воспринимали учащиеся. А грамотное сочетание позволило Максиму стать бесспорным вожаком, которого принимали обе стороны. Он интуитивно понимал необходимость хорошей успеваемости, и без особых усилий усваивал школьную программу. По мере его взросления авторитет возрос до масштабов всей школы. Кроме того, наш герой следил за новшествами в общественной жизни, и многое предложил внедрить в своем учебном заведении, при этом его проекты всегда были реальны, адаптированы к конкретным условиям. Еще одно немаловажное качество обозначилось в школьные годы – умение подбирать команду единомышленников. Достаточно неплохо разбираясь в характерах, он умело сочетал их сильные и слабые стороны, не подпускал к себе слишком близко, но и не поощрял отдаления. В этом плане люди часто ошибаются, превращая дружеские отношения в маятник. Желание обладать другим способствует сближению, но после определенной черты такая чрезмерная близость начинает раздражать, ограничивая свободу, и происходит обратный процесс – отторжения и отталкивания. Если такой маятник колеблется не слишком широко, дружбу можно сохранить, но большой размах часто превращает любимого товарища в лютого врага. Как и во всем, вы сразу ищете причину снаружи – не того человека выбрали; на самом деле – причина в вашем отношении. Именно это на подсознательном уровне понимал и использовал наш герой. К окончанию школы он имел крепкий авторитет и сильную команду, безоговорочно признававшую его лидерство и с удовольствием обеспечивающую осуществления задуманных им проектов.


Рецензии