Кого кормят российские фермеры?

В России появился новый класс земледельцев

БизнесЭкономика


Увлечение органической едой и фермерскими продуктами уже вылилось в несколько крупных проектов.

Главный покупатель продукции «новых фермеров» — это представитель среднего класса, достаточно обеспеченный, чтобы позволить себе продукты вдвое, а то и втрое дороже магазинных, задумывающийся о здоровом образе жизни, более вкусной и экологичной пище, рассказывает один из основателей фермерского кооператива LavkaLavka — Борис Акимов. LavkaLavka, созданная в 2009 г. группой энтузиастов, среди которых были журналисты и айтишники, занимается доставкой на дом продуктов от более чем 100 фермеров, управляет собственным розничным магазином и кафе. «Оборот проекта — около 10 млн руб. в месяц, на розничные продажи приходится до 95% выручки, еще около 5% — это продажа продуктов для ресторанов и магазинов экопродуктов», — рассказывает Акимов. В прошлом году LavkaLavka открыла офис в Петербурге и планирует выйти в Калининград, Уфу, Екатеринбург и Челябинск, где будет сотрудничать с местными поставщиками.

«Наши поставщики, те самые „новые фермеры“, — это частные предприниматели, крестьяне, которых когда-то можно было бы назвать кулаками. Среди них много выходцев из городов, перебравшихся в деревню, бывшие журналисты и бизнесмены. Для некоторых сельское хозяйство — не бизнес, а дело для души. У большей части все-таки получается зарабатывать на этом деле деньги, но есть и те, кто пока работает в минус», — рассказывает Акимов.

Продукты в LavkaLavka дороже магазинных: например, 1 кг говяжьей вырезки стоит 1350 руб., окорок калмыцкого барашка — 950 руб. за 1 кг, куриные яйца — от 170 руб. за десяток, коровье молоко — от 120 руб. за литр, капуста — от 80 руб., картофель — от 120 руб. за 1 кг. Фермерская продукция не может быть дешевле произведенной промышленным способом, убеждают поставщики LavkaLavka. «Для получения одного литра масла требуется около 4 кг отборной семечки. При стоимости семечки в 25 руб. за 1 кг только себестоимость сырья — 100 руб., и это без учета затрат на очистку, производство, транспортировку, зарплаты, налоги и упаковку. Хорошее масло не может стоить дешево», — говорит фермер «Пересвет солнечный» из Краснодарского края. Бутылка произведенного им подсолнечного масла в лавке стоит 600 руб.

На ферме «Горчичная поляна» основателя компании WoolStreet (управляет сетью одноименных магазинов одежды) Александра Бродовского коровы всю жизнь живут на вольном выпасе — мохнатые коровы шотландских пород, галловей и хайландская, и зимой обходятся без коровников.

Филейный край вольных животных обходится покупателю в 1260 руб. за 1 кг. Ферма Бродовского до сих пор не вышла на окупаемость, рассказывал «Ведомостям» предприниматель в конце прошлого года, готовясь поднять цены. На фоне растущего спроса на фермерские продукты производителей больше не становится, поэтому пока не стоит ждать снижения цен, говорил Бродовский.

К цене, выставляемой производителем, продавец добавляет свою наценку — эти деньги покрывают расходы на перевозку и хранение продукта, стоимость аренды, зарплату сотрудников, оперативные расходы и развитие проекта. В итоге в конечной цене продукта в LavkaLavka на долю фермера приходится 50–70%, продавец получает 30–50%, говорит Акимов. Например, калмыцких барашков от Юрия и Дорджи Булхуковых LavkaLavka покупает у них по 350 руб. за 1 кг, а продает по 600.

За базар в ответе

Фермерская продукция — это модно и доходно, решил девелопер московского универмага «Цветной» и вместо традиционного для торговых центров супермаркета открыл внутри универмага небольшой рынок, где продаются свежие молоко и творог от тверских и рязанских фермеров, паста ручной работы из Италии, овощи из российских хозяйств и экзотические фрукты со всего мира.

Закупками фермерских продуктов для базара занимаются две компании: свежую продукцию (фрукты, овощи, молочную продукцию, мясо, рыбу) закупает Ginza Project, бакалею и упакованные продукты — сам универмаг по рекомендациям британской консалтинговой компании Ford McDonald Consultancy, рассказывает представитель Lunar Hare (пресс-агентство универмага). Специалисты Ford McDonald приезжают в Россию несколько раз в месяц, составляют список продуктов, встречаются с поставщиками.

Фермерский бизнес для «Цветного» также строится по двум моделям. В случае работы с Ford McDonald выручка остается у «Цветного» (не раскрывается), говорит знакомый с работой универмага источник. Фермерским базаром, где продаются свежие продукты (фрукты, овощи, молочная продукция, мясо, рыба), управляет ресторанная группа Ginza Project. Она арендует в универмаге «Цветной» площади под рынок. Сколько Ginza платит за аренду, в компании не говорят, но это выгодный проект, утверждает генеральный директор «Фермер базар» Евгения Акимова. «Такая синергия выгодна и ресторанному бизнесу, и торговле: покупатели „Фермер базар“ могут приготовить купленные на рынке продукты в ресторане „Антресоль“ (это дешевле, чем заказывать блюдо по меню), это позволяет увеличить поток гостей и покупателей; ресторан же экономит на складских помещениях и закупках продукции», — добавляет она.

Пул постоянных поставщиков Ginza Project — 20–25 хозяйств, в сезон их число увеличивается за счет поставщиков овощей и фруктов. Ginza сотрудничает только с теми фермерами, которые могут обеспечить постоянный уровень качества продуктов, имеют необходимые документы, подтверждающие соответствующее качество, и находятся в относительной транспортной доступности (молоко, творог, кисломолочные продукты, к примеру, поставляются каждый день), рассказывает Акимова. Часть фермеров сами привозят свою продукцию на базар, более половины товаров Ginza доставляет самостоятельно. Для этого у компании есть парк из нескольких машин.

Расцвет капусты

Впрочем, фермерское не всегда значит более дорогое. К примеру, московская сеть универсамов АБК уже несколько лет закупает сезонные овощи у фермеров из Владимирской области. У них овощи стоят дешевле, чем импортные, объясняет совладелец и председатель совета директоров АБК Владислав Егоров. «Взять, например, цветную капусту — импортная в закупке стоит около 45 руб. за 1 кг, а фермеры в сезон готовы продавать ее нам по 15 руб.», — уточняет он. Второе важное преимущество владимирских поставщиков (а это, по словам Егорова, несколько частных предпринимателей) — свежесть продуктов. «С такими продуктами, как огурец, например, очень важно, сколько времени прошло с того момента, как огурец сняли, до продажи. У нас сорванный вечером огурец уже с утра оказывается на полке. Покупатель это очень ценит», — говорит Егоров. Хотя у частных фермеров сеть закупает немного наименований товара — три вида капусты, огурцы, картофель и кабачки, их доля в продажах ритейлера существенная.

Работа с владимирскими фермерами так понравилась АБК, что сеть в прошлом году купила участок земли недалеко от Владимира и теперь строит там овощную базу для хранения и первичной переработки закупленных овощей. «Участок земли большой, так что, думаю, кроме хранилища мы могли бы там разместить собственные посевы. Но собственные поля — это непрофильный бизнес. Так что мы хотим расширять работу с местными фермерами, тем более что в последние годы они уже начали выращивать овощи специально под нас — мы заранее, еще до посевной, заказываем определенные объемы», — рассказывает Егоров.

АБК — небольшая сеть (38 магазинов), а федеральным ритейлерам работать с мелкими фермерскими хозяйствами сложнее, чем с крупными поставщиками. Сетям, состоящим из нескольких сотен, а то и тысяч магазинов, нужны большие партии, гарантированные сроки, объемы и качество поставок. Частным фермерам такая задача редко под силу, признается исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. В то же время, по его словам, у покупателей фермерская продукция — а чаще всего это молочные продукты — пользуется большой популярностью. И если магазин торгует фермерским молоком, его продается столько же, сколько обычного молока в промышленных упаковках. Магазины на такой продукции зарабатывают не больше, чем на обычной, — наценка на нее не выше, чем на другие продукты, зато фермеру это выгодно: в розницу молоко можно продать вдвое дороже, чем переработчикам, отмечает Белоновский.

«Фермеров, полностью готовых работать с сетевым ритейлом, начиная с правовой базы и сертификации продукции и заканчивая отлаженными технологиями упаковки, хранения и логистики, в России нет. Поэтому большую часть этой работы мы берем на себя», — соглашается представитель сети премиальных супермаркетов «Азбука вкуса» Андрей Голубков. «Азбука вкуса» продает фермерское молоко, мясо (говядину, свинину, баранину и крольчатину), яйца и мясо птицы, колбасы, овощи, грибы, ягоды и мед. В этом году на фермерские товары по планам должно приходиться от 4 до 12% продаж в каждой из категорий, где они представлены. «Под фермерскими мы подразумеваем продукты, произведенные в небольших хозяйствах по неиндустриальным технологиям с использованием большой доли ручного труда. Подобный подход вряд ли применим в случае крупных хозяйств и предприятий, которые в большей степени озабочены объемами производства и себестоимостью продукции», — объясняет Голубков.

Источник: Ведомости
Можно конечно и так возрождать Россию...
Причем у фермера выбор небольшой: или горбатиться с тяпкой на своем огороде, а потом мерзнуть на базаре продавая продукцию, или связаться с "сетевым ритейлом", который всегда найдет способ загнать беднягу в кабалу из которой ему один выход - в БОМЖи...

А государство где?
На стороне свободного гражданина, обладателя земельного пая в 10 га, или того же монополиста - торгаша, скупающего продукцию за копейки, а продающего уже за очень хорошие рубли...

Думаю с крестьянином никто возиться не будет, нынешнему чиновному государству это не надо...

Где же выход?
Скоро местные выборы, вот на них и можно было бы вопрос поднять, да только видно некому уже...


Рецензии
Андрей, Вы коснулись живой, актуальной в наши дни темы. Меня тоже волнует вопрос: когда же государство повернётся лицом к сельхозпроизводителю? Отечественные птицефабрики и фермы продолжают закрываться, хотя их осталось и так не много. Поголовье сократилось до опасного предела, а "ножки Буша" и генномодифицированные продукты продолжают поступать на российский рынок. И это в страну, способную обеспечить не только себя. Сейчас, даже трудно поверить, что до революции Россия была крупнейшим поставщиком многих продуктов, пользующихся большим спросом (мёд, масло, грибы, рыба и т. д.)
Цифры цен, которые Вы приводите шокируют. В глубинке они реально другие, ниже.
Мне больно смотреть на заростающие бурьяном и деревьями поля, которые с таким трудом, когда-то разрабатывались. Даже, в деревнях многие покупают молочные продукты в магазине. Поверьте, знаю не понаслышке, такое происходит не потому, что народ обленился. Абсурдное противоречие в ценах на готовый продукт и затратах на его получение - главная причина. Крестьянину не выгодно работать на государство. Это долгий разговор. Вопрос давно требует внимания. Свовременная статья.

Светлана Климова   24.04.2012 16:19     Заявить о нарушении
Современная цивилизация - цивилизация досуга.
Если в 1940 году, среднестатистический гражданин за свою трудовую жизнь работал в среднем 100000 часов, то теперь эта цифра сократилась вдвое...

А чем гражданин занимается в свое "свободное" время?
Одни от жиру бесятся, а другие ждут то ли манны небесной, то ли "доброго президента", который что то даст....

А при этом в России реки разливаются, леса горят, самолеты падают, даже поезда норовят под откос уйти....

Есть люди которые за все это переживают и что то в свое свободное время изобретают по улучшению, пытаются все это чиновника предлагать, но тем все это глубоко безразлично...

У них рабочий день нормированный, а в свободное время у них все расписано - они в это время "с жиру бесятся"....

Чем все это закончится?
Думаю ничем хорошим...

Будет как в 1917, сначала эйфория, потом террор, после него "трудовые подвиги" под конвоем...

Андрей Бухаров   24.04.2012 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.