Забойщик Шишацкий. Старый конь... Шахтерская тема

 Работая на насыпке, я постоянно просил начальника перевести меня забойщиком. Уговорил.
 На насыпке, первый приходишь на участок и в конце смены последним выезжаешь из шахты. Забойщик сделал свою работу и на гора. На насыпке же, пока не выберешь весь уголь с лавы в вагоны и не отправишь, не уйдешь. Всю смену, то есть порожняк, то нет. Сколько заказать вагонов, в какое время ? Хорошо, что уже по забойщикам мог определить, кто будет рубать и сколько, а у кого ножовка поломается, или топор в завал улетит.
 У забойщиков и зароботки побольше. Сколько "коней" нарубаешь за месяц, все твои.
 Вот я, несколько дней уже и забойщик. Начальник пока посылает подбирать "хвосты" и подкреплять в лаве.
 Моя вторая смена. В нарядной много людей. В шахту, пока никто не едет. Обвалилась кровля в первом уступе, и если с верхних рубать, углю некуда деваться. Начальник не в настроении. В нарядной тишина. Рубать нельзя, можно загубить лаву.
 - Хорошо ! - нарушил тишину начальник. - Шишацкий ! Езжай ! Кого возмешь с собой ?
Он указал на меня.
 - Все ! Остальные в отгул.
 Забойщику Шишацкому уже под 60. Я все время удивлялся. Машина есть "Волга", достаток в семье, жильем все обеспечены, а он на пенсии и еще рубает !? Пусть не столько, сколько молодые, но постоянно у него три, четыре "коня". И начальник за него держется. Бережет.
 Опустившись в шахту, на нижний горизонт, подлезли к ножке первого уступа. Вентиляция еле,еле протягивает под забоем. Нижний "костер" удерживает обрушившуюся глыбу. По ней видно, весь уступ она не завалила.
 - Что Саша !? Будем гезенком отсекать целик в первом уступе и выходить на 2-го или 3-го "коня" от кутка.
 Мне эта затея показалась абсурдной. Это надо снизу, по углю прорыть нору, не один или два метра, а по более, и как кроты.
 Я понимал, надо обойти обвалившуюся породу, с выходом в свободное пространство уступа. По гезенку, пробитому нами, пойдет уголь.
 Да работы сдесь, на неделю !
А напарник, уже разбирал крепление. И начали мы молотить уголь. Мы, конечно с натяжкой сказано.  Старый забойщик, молоток в его руках, как игрушка. Прошло не так уж много времени, а он влез уже в эту нору. Молоток тарахтит, уголь сыпется. Ну, думаю надо подменить. Я его за ногу. Давайте мол подменю, а Вы шлангу подержите.
 Ветеран не спешил мне отдавать молоток. Вылез когда надо было уже крепить. Управившись с креплением, я взял молоток и начал рубать.
 Уголь, как мне казалось, не такой уж и мягкий. Молоток скачет у меня как попало. Держать его над головой уже тяжело, а еще и рубать надо. Уголь лезет в глаза, в уши, в штаны, забивается в сапоги.
 Все, уже не могу. Руки онемели. Терплю. Неудобно перед пенсионером. Слышу, тянет за ногу. Думаю, слава "Богу".
 Он уже в гезенке, я держу шлангу. Уголь сыпется, а он все дальше и дальше.
Сколько времени мы так молотили, не знаю. И вот победа ! Свежая струя пошла по лаве. Сбились в уступ.
 - Как там ? Вышли за завал ?
 - Да ! - в его голосе была нотка усталой радости в том, что он не ошибся и наша работа прошла не впустую.
 Обрадовали начальника по телефону, сказали, чтоб готовил забойщиков в ночную смену.
 Надо делать план.
 А на следующий день я попросил начальника вернуть меня на насыпку.

 Лучше быть хорошим насыпщиком, чем плохим забойщиком.



 шахта- "Красный-Профинтерн" -    крутого падения.  События конца 80-ых.


Рецензии
Эта тема мне стала интересна только после изучения архива. Задумалась почему некоторые ветки начинаются с имен без отчеств. Предположила откуда народ мог бежать и поискала начало этих фамильных веток в шахтёрских городах Урала. Нашла некоторые в таких городах как Артемьевск (возможно Кизел)и Соликамск.

А в чем заключается работа насыпщика? Сбор руды в вагонетку? Часто бывает, что профессионал многое подразумевает, но не проговаривает, так как многие моменты ему ясны "по определению" и не ясны непосвященным.

С уважением,


Людмила Гладкая   13.12.2016 19:13     Заявить о нарушении
Вы сами же и ответили на Ваш вопрос, все очень просто. Насыпщик угля в вагонетки. Если начать все описывать, получится совсем другое произведение. Спасибо !

Александр Шкляренко   12.12.2016 13:42   Заявить о нарушении
Людмила!
Осилите?!

Александр Бочаров 55   28.06.2020 16:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.