Путешествие...

Вид гор и озер у Банфа. Канада. Чикаго -Эдмонтон - Банф - Ванкувер - Калгари - Монреаль.

В жизни только раз удается - таким как я - совершить столь волшебную поездку. До этого был Торонто, затем перелет в Эдмонтон, который лежит в южной части провинции Альберта, и с этого момента мы (я и водитель), взяв машину, были предоставлены сами себе в поездках по названной провинции и по совсем западной провинции  Британская Колумбия. Но чтобы попасть в нее, надо было побывать во многих интересных местах и перевалить через Скалистые Горы.

Эдмонтон я почти не видел. Мы с Жаном (француз-клерк Environmetal Service) прибыли сюда в конце августа 1995 года. Вечерело. Удалось только расположиться в гостинице, заказать в номера ужин с  рюмкой виски. Когда же эта трапеза закончилась, мы вышли на улицу – тут было абсолютно темно, и мы, покрутившись вокруг гостиницы, ретировались.

Вставать надо было рано, чтобы успеть позавтракать и сесть в заранее заказанную машину, которая должна была совершить сложный маршрут до Ванкувера, а из Ванкувера следовало перелететь самолетом в Калгари. Машина оставалась в Ванкувере.

- Хороший крючочек подарил мне Заместитель министра Охраны окружающей среды Энтони Кларк! Видимо, мое интервью понравилось чиновникам Министерства Иностранных Дел – подумал я.

- Понравилось не столько твое выступление, сколько твоя манера уверенно держаться – объяснил Энтони.

- Все же ведь понимали насколько трудно сейчас в России. А ты не скрывал и говорил горькую правду. А какой красочный язык, что многие чуть не падали от сдерживаемого смеха – комментировал мое выступление Энтони.

- Меньше пользуйся словом "ступид" (stupid – глупый, тупой)- это уж очень вульгарно кажется женщинам – рекомендовал Энтони.

С Энтони у меня сложились прекрасные отношения со времени первого совещания 1991 году. Я был назначен  - не свободным от основных профессорских занятий и выполнения функций завкафедрой промышленной экологии – председателем секции №1 Советско – Канадского, а потом Российско – Канадского сотрудничества в области природоохранных технологий.   

Сблизила нас случайность, которая, других людей могла  бы только разобщить.

- Валерий чем Вы занимались до того момента, когда решили защищать природу? – спросил во время перерыва Энтони.

- Я уничтожал ее – был прямой ответ.

- Каким образом? – заинтересовался Энтони.

- Вы помните падение в начале 70-х годов на Канаду спутника СССР с ядерной установкой? – спорил я с улыбкой  и продолжил.
- Так вот в создании этой установки я принимал непосредственное участие – был ответ.

И вместо охлаждения отношений, Энтони обнял меня и стал трясти мне руку. Оказывается, он руководил той группой, которая исследовала загрязнение северных районов Канады радиоактивными веществами. Загрязнение было плевое, но шуму в печати было много. Реакция Энтони была понятна: встретились "виновник" и исследовавший степень "вины", человек, который после своих исследований резко пошел “в гору”. Одним словом, я "способствовал" его карьере.

Там, на Севере, куда лежал наш путь, было создано предприятие, которое сначала интересовалось проблемой радиоактивного загрязнения канадского Севера, а затем, интересы этого предприятия переместились в область уничтожения опасных веществ, которых Запад наплодил несравненно больше “отсталой России”.

Примером могут служить полихлорированные бифенилы (ПХБ), заполнившие десяти тысяч трансформаторов, а потом оказалось, что они являются источником опаснейших дибензофуранов и диоксинов.

По токсичности диоксины стоят на первом месте. Это испытали на себе вьетнамцы. Дефолианты, которые распылялись с американских самолетов и вертолетов, чтобы “выкурить” из лесов партизан содержали диоксины только, как примесь, но и этого было достаточно, чтобы и сейчас рождались уроды и мутанты.

Интересовавшее меня предприятие, находилось рядом с местечком Swan Hills. Оно являлось “закрытым”, как у нас назывались секретные предприятия и туда не должны бы пускать. Но из всех правил имеются исключения и для меня оно было сделано.

Вот тут я почерпнул столько, что хватило на всю оставшуюся жизнь. Стоит ли говорить о деталях, хотя они и предельно интересны (для специалистов!). Мне хотелось видеть и то, и другое, но канадцы ограничили пребывание по времени, и некоторые установки только мелькали и то, что улавливал глаз, зависело от технического интеллекта экскурсанта. А схемы установок, которыми снабдили меня, были, скорее всего, столь условны, как и схемы ядерного оружия, которыми мы пичкали студентов в спецпредметах.   

Дальнейший путь был не менее интересным. Мы с Жаном набрали еды, соков и приготовились к длинному пути. Приблизительно через 6 часов мы достигли Банфа (Banff), проехав Whitecourt, Edson, Jasper. Банф - курортный городок является центром заповедника. Мы смогли увидеть заповедник, уже когда  въехали в Jasper.

И вот, наконец, под вечер, мы оказались в Банфе. Мы настолько устали, что отказались от еды и легли спать. 

Проснувшись, я смог через огромное окно во весь размер стены увидеть трех оленей, заглядывающих ко мне в комнату, как бы прося подачки. Зрелище было настолько ошеломляющее, что я минуту смотрел в серые с желтизной глаза красавцев-оленей.

Потом, когда мы покидали Банф, нам попадались по дороге и лисы, и волки, и олени. Воистину Канада сохранила свой дикий мир. Волк подходил очень близко к машине но, я понимал, что немедленно спугну его, открыв дверку машины.

Перевалив через Скалистые горы и, насмотревшись по пути красот, мы спустились в долину, в которой располагался город Ванкувер. Тут мы разгулялись во всю, посещая рестораны и магазины. Город я в шутку, не понимаемую Жаном, я называл Ванька у Веры.

Машина была оставлена в Ванкувере, а мы на следующий день улетели в Калгари на Боинге 747.
Небоскребы этого города Жан называл: “Five penis” – пять пенисов (сейчас этих пенисов больше). В Калгари мы провели одни сутки. “Five penis” уже не удивляли меня, посетившего во время стажировки в американском Висконсин - Мэдисон Университете я посетил самый высокий небоскреб Сирлс в Чикаго.

Мы бродили по городу, магазинам,  кафе, а вечером, по ресторанам. На утро же мы улетали в Монреаль. Я был перенасыщен впечатлениями, и мечтал попасть в московскую постельку. Отлет из Монреаля не обещал ничего интересного. Прощай Канада!


Прощай Канада... о, раздолье прерий!
Снега Скалистых гор, твоих долин уют,
озерных глаз покой и абрис нервный
разлапистых секвой - моей души приют.
         
       Из стихотворения “Прощай” из цикла “Полынь”

ВТ.


Рецензии