Алконосты, или ромашка в квадрате

Вспомнилась мне Д.Т.П. Была она нам – как второй классный руководитель. Может потому, что на всех «Зарницах» мы, «Б», с «А» до чёртиков спорили, а может, потому, что уроки математики бывали много чаще прочих.

        Недавно я побывала у Таисии Петровны в гостях. Ель под окном, щенки в сенях, чайник на столе. И разговор – на пять часов кряду, так бы и не уходила, школьные годы вспоминая. А Таисия Петровна фотографии мне показывает, те, на которых я совсем молоденькой девчонкой со школой прощаюсь.

        Тут-то и напомнила она мне о моём, когда-то заветном. Сохранила она в своём личном архиве моё школьное стихотворение, и было в том стихотворении обещание быть педагогом, как она.

А педагог из меня не получился. Хотя – какими словами мерить мою журналистику? Не она ли, сударыня профессия, меня к этимологии привела? А от этимологии – до воспитания – один росчерк да целое «ожерелье сказов и притч». (Это я для тех, кто знает, что такое «венок сонетов» и читал мои тексты на Стихи.ру/Проза.ру).

        Но речь – об уроках математики...

Классное время было, скажу я вам, когда самые что ни на есть простые уравнения решать было надо. Было так увлекательно, когда гонишься за цифрами, а они, вражины, за буквами прячутся, да ещё за скобки норовят удрать. Так и не замечаешь, как три четверти часа пролетело. Звонок звенит – приглашая на перемену, а ты ещё воюешь с кубами и квадратами.

Однажды Таисия Петровна попросила меня позаниматься с отстающей одноклассницей. Я с ней - и так и этак бьюсь, хоть тресни, а она ни в какую не понимает, чем математическая буква от цифры отличается. Это сейчас, спустя десятки лет, я бы ей всё на цветочках показала, а тогда...

- Жанна! Вот смотри, тут клумба! На ней цветы растут. Ромашки - это «иксы», васильки – «игреки». Икс равен трём ромашкам, игрек – двум василькам! Давай складывать!

- А ромашка в квадрате чему равняется?

...Забыла…

Сейчас я бы ей ответила: «Капусте!» И тогда ведь получилось! Научилась она отличать математическую формулу от конкретики.

С Таисией Петровной мы дружили. И мне часто бывало жаль, что я не из «Алконостов», а из «Буревестников». Но она, похоже, не делала разницу между двумя классами, работая с ними на параллели, и приглашала нас и в секцию по волейболу, и в кружок бальных танцев.

       Если была во мне когда-то природная гибкость – то это от неё, от той внеклассной работы, которую, годы спустя, вспоминаешь как счастье – и вся жизнь впереди, и нет никаких «взрослостей».

       Так мы и учились дружить, и воевали – до восхитительных ур-ра!!! и почётных грамот - на «Зарницах» и "Орлёнках".

А проблемы были. И особенно остро – в свой полный рост – одна из них выползла к восьмой весне нашего ученичества.

...Мы – до уроков - готовились к какому-то мероприятию, и ждали Любу с Мариной. Они были неразлучными подругами, жили в одном краю станицы, и никогда не опаздывали, а тут их обеих не было, при том, что Люба играла ведущую роль в готовящемся мероприятии, а до сценического действа оказывалось всего ничего.

Когда появилась Люба, одна, бледная, растерянная, недоумевающая, она разительно отличалась от самой себя, всегда щепетильно ухоженной:

        - Марина в больнице. Ей скоро рожать!

...Сижу с Таисией Петровной, расспрашиваю о том, что ускользнуло в детстве, вспоминаем пережитое:

        - Где она теперь?

- Где-то в Сибири… Приезжала как-то ко мне, ёлочку привезла… Видела во дворе растёт? Это её подарок, Марины…

- А девочка?

- Не прижилась. - отвечает Таисия Петровна, подливая мней чай и предлагая бутерброды с вареньем.
        Родила она её раньше времени. Организм хрупкий, а настоящей, взрослой заботы ведь так ни от кого и не последовало. Его родители отказались от внучки, жить им вместе не позволили, всё на неё свалили, твой грех – ты и расхлебывай. Она ведь с бабушкой жила, мать где-то на севере, на заработках, отца нет. Откуда в такой ситуации мудрости взяться и устоять перед первой любовью? Не сделать главную в жизни ошибку?
        Так я и стала бабушкой - с горько-смешливым озорством в глазах подытоживает моя любимая учительница.

Чего только не болтали тогда в станице о новоиспечённых Адаме и Еве дробь Ромео с Джульеттой, но теперь, с опытом своих лет, думаю я об этом нравоучительном событии и восхищаюсь стоицизмом Таисии Петровны.

В райОНО и райкоме хотели скрыть позор района перед областным начальством и требовали от классного руководителя влияния на девушку, настаивая на том, что нужно прерывать скандальную беременность. И я почти уверена, что, окажись Маринка в нашем классе, коммунистка Н.А.Ю. взяла бы под козырёк безлико-мудрого районного КПСС.

        А Таисия Петровна яростно защищала будущую жизнь:

- Куда? Какой аборт на седьмом месяцев беременности? Своих детей вы на такое отправите?! Рожать будем!

После этой истории в нашем классе появилась сестра медкабинета и стала вести воспитательные беседы на интимные темы взаимоотношений девочек и мальчиков. Мальчишки предварительно были удалены, и мы могли задавать вопросы, о которых многие в те годы и не догадывались. Это при том, что учебники по биологии и анатомии рассказывали об этом самом – о зарождении новой жизни во чреве женщины.

        Но кто? когда? как? говорил о том, что всему этому предшествует любовь ДВОИХ, равенство – ДВОИХ, уважение – ДВОИХ, ответственность – ДВОИХ, кров – ДВОИХ, работа - ДВОИХ, дети ДВОИХ!

        А это и есть ЖИЗНЬ ДВОИХ - во всех смыслах бытия и быта, а не двух ПОЛОВИНОК!

        И если нет этих основополагающих составляющих в молодой голове, то взамен и получается дурацкое слово грехОпадение – с двумя равно отрицательными смысловыми знаками.

       Именно это слово я теперь скрупулёзно точно, с алгебро-математико-физико-психо-анатома-анаграмматической точностью поселила в четверть III - по общепринятой математической сетке координат.

        А это вам и философское минус время ИКС, и философское минус пространство ИГРЕК - без любых других слов и соответствующих им понятий.

        Ээ-эХ! Нам бы с девчонками ту нашу молодость да плюс нынешнюю мудрость минус подлость, пошлость, трусость и плебейизм,  с которыми пришлось столкнуться во все наши годы. Мы бы...

        Я бы всю свою жизнь переписала набело, а собственный ДВОР ни за что бы не спутала ни с дворЪянами, ни с РОВД.

        А может быть, я этим и занимаюсь? Очерчиваю в памяти ДНК те нейро-точки, которые тёмно-серо-мозгового цвета, и разукрашиваю их своими СНЕГ-Снежко-Снежанна-снежинками бел-бела-белёшенько-белым цветом?

        Только теперь вектор инЪ-янЪ  выбран совершенно конкретный – мой, от князя-русича Михаила и русской княгини Анны.

      
РАВЕНСТВО ПОЛУЧИЛОСЬ - ОТЛИЧИТЕЛЬНОЕ!


Рецензии
Чувствуется перо журналистки плюс психолога.
Всегда школьные воспоминания очень подробные, да ещё с высоты прожитых лет... Ничего уже не вернуть, и не нужно - вы правы.
Всего доброго и успехов!

Светлана Рассказова   22.06.2012 19:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, за "перо психолога". На этом, полагаю, держится вся мировая литература. А мы у неё - в подмастерьях, в каком бы веке ни жили. До новых встреч на нашей прозе.ру.
С добром и наилучшими пожеланиями. Анна.

Скиф Признание   23.06.2012 12:55   Заявить о нарушении