Две границы

С начала года мне пришлось трижды повстречаться с офицерами погранвойск, служба в которых во все времена была трудной, опасной и почетной.
В юности я и мои ровесники зачитывались рассказами о подвигах пограничника Карацупы на советско-китайской границе. Вот на этой, теперь уже российско-китайской границе, побывал я прошедшей зимой.
Я служил в Приамурье, когда во времена советско-китайского военного конфликта из-за амурского острова «Даманский» (1969 г.) там шли боевые действия. Тогда мы отстояли советскую принадлежность острова. Сегодня «Даманский» и еще более трёх десятков островов Амура в плане демаркации российско-китайской границы переданы китайцам или же стали островами «совместного» пользования. Но совместное пользование на практике означает китайское пользование, так как используют их одни китайцы (для лова рыбы, выпаса скота, заготовке сена и т. д.), а для россиян существует «железный занавес» и колючая проволока. Им доступ на острова ограничен и нужна определенная договоренность с руководством погранотряда. Если, например, колхозник желает выехать за систему покосить травы, то у него должно быть специальное разрешение, зарегистрированное плавсредство, и он должен перед поездкой оповестить пограничников. У китайцев же такой бюрократической волокиты нет. Из прибрежной деревни они свободно ездят на острова, а порой и браконьерничают  у российского берега. Нашим заставам иногда придаются катера, но, как говорил мой знакомый капитан-пограничник Алексей, большие проблемы с горючим. За границу нефть идет рекой, обогащая олигархов, а на охрану границы средств нет.
Напротив Благовещенска китайский город Хэйхэ. Во времена моей службы в Приамурье прибрежная часть Хэйхэ представляла собой трущобы. Сейчас на месте трущоб фешенебельный жилой массив: виллы, проспекты, рекламные огни.…Через Амур Хэйхэ снабжается  без отключений российской электроэнергией с Зейской ГЭС, а в феврале 2003 года 23 школы района, примыкающего к ГЭС, были обесточены за долги. И вот, парадокс, китайцы платят за электроэнергию в три раза меньше чем мы. За 20 лет (с приходом во власть человека с пятном на лысине), пока «элита» разваливала нашу страну, они превратили Китай в страну с высокоразвитой экономикой.
Нависает над 800-тысячным Приамурьем, почти равным территории Украины, 40-миллионная китайская провинция Хэйлунцзян. Идет оттуда поток китайцев и китайские товары. Китай кормит, обувает и одевает Дальний Восток, но это в тоже время и «медвежья услуга», так как существует реальная угроза ассимиляции его русскоязычного населения.
В настоящее время идет со стороны Китая тихая экспансия дальневосточных земель. Благовещенск они считают китайским городом, в китайских картах селениям и рекам Приамурья даются китайские наименования. Потихоньку они заселяют Благовещенск, выезжают дальше, женятся на русских, а затем прописывают своих родственников. Процесс «ползучей» экспансии даже финансируется Китаем.
Все это имеет отношение к тому, что граница становится с каждым годом все беспокойней, а охранять ее становится все трудней, так как идет сокращение застав. В Благовещенском погранотряде, участок границы, охраняемый ранее тремя заставами, ныне охраняют две. Пограничникам объясняли, что за счет технического переоснащения застав граница будет не менее охраняемой. Но на деле картина получается другая: заставы сократили, а новую технику не дали.
Благовещенский погранотряд в 2001 году был признан лучшим погранотрядом России. В том же году один из пограничников отряда застрелил двух нарушителей, которые в ответ на предупредительный выстрел пограничника открыли по нему огонь из ружья. Таким образом, «карацупы» на российско-китайской границе и сегодня не перевелись, и служба на этой границе по-прежнему почетна и опасна.
Интенсивно работают погранично-таможенные пункты пропуска в Благовещенске и районном Поярково, пропуская за сутки массу китайских граждан и тысячи тонн груза. Летом через Амур идут паромы, в межсезонье – крупнотоннажные суда на воздушной подушке, зимой в 40–50-градусные морозы по ледовой дороге нескончаемой чередой тянутся автомашины: автобусы, бензовозы, лесовозы, фуры с различными продовольственными и промышленными товарами… Быстро и слаженно работают пограничники и таможенники: иначе нельзя – простой недопустим. Китайцы добиваются положительного решения о строительстве в районе Благовещенска моста через Амур. Возможно, что и построят – выгода то обоюдная. Зато когда по инициативе России и фактически на ее средства было предложено построить транспортный переход через Керченский пролив, то президент Украины Леонид Кучма сказал по этому поводу, что «если Лужков хочет переплюнуть Гитлера, строя керченский мост, то пусть попробует, но ничего у него не получится». Конечно, если украинская сторона не желает (а она – не желает), то не получится. Предложение китайцев пока обсуждается, и мне понятны опасения его противников.
Все возрастающий поток китайцев направляется не только на Дальний Восток, но и в Сибирь. Перед китайским Новым Годом (по восточному календарю 1 февраля) в Иркутске полупустой поезд «Москва – Благовещенск», в котором мы ехали зимой 2002 года, заполнили китайцы. После Читы поезд снова опустел, так как в Чите у китайцев пересадка на приграничный Забайкальск. В Забайкальске часть из них загружается товарами на китайской оптовой базе и автомашинами доставляет их в Иркутск, другая часть следует через границу. Пункты пропуска в Забайкалье работают еще интенсивнее, чем в Приамурье. Так и колышется эта огромная масса китайцев через границу и обратно. Причем поток китайских мигрантов все нарастает. Вот где нужны миграционные карты и жесткий контроль над перемещением мигрантов по стране, ибо за ползучей китайской экспансией таится огромная угроза России. Лишь 18 из 145 миллионов россиян живут за Уралом, и там же за Уралом 80% всех природных ресурсов России. 18 миллионов против 1 миллиарда 300 миллионов китайцев! А в 13 дальневосточных субъектах Российской Федерации проживает всего 6,5 миллионов дальневосточников. Пол-Москвы! Заполонят китайцы Дальний Восток – станет нищей не только Москва, но аукнется и на Украине, которая получает из России нефть, газ, электроэнергию и многое другое, причем не по мировым, а по льготным ценам. Таким образом, и украинские интересы оберегают на дальневосточных рубежах российские пограничники.
А чьи интересы защищают российские и украинские пограничники по обе стороны Керченского пролива?
23 июня 2003 года, понедельник. Керченская паромная переправа. Всего за 20 минут можно пересечь Керченский пролив, но не границу, пересечение которой занимает не менее 3-х часов (для сравнения: пересечение российско-китайской границы вместе с переправой через Амур занимает 20 минут). Большую часть этого времени занимает прохождение погранично-таможенно-милицейской зоны. Для простоты будем называть ее просто зоной. Иногда к ней примыкает еще другая зона – зона приграничных «помощников» (милиция, автоинспекция, налоговики). По понедельникам оплата переправы половинная (8 гривен вместо 16), поэтому народу переправляется много. В длинной очереди у входа в зону права внеочередности нет: Стоят подолгу и старики, и дети. Женщин с маленькими и грудными детьми некоторые сердобольные граждане пропускают вперед, но, если заканчивается время запуска в зону (за полчаса до отхода парома), то тут уж не до сантиментов, иначе будешь ждать следующего парома.
После прохождения лабиринта (милиционер, таможенник, пограничник) присоединяюсь к толпе, стоящей сбоку от парома. На пароме неподвижно стоит другая толпа, напротив которой прохаживаются два украинских «карацупа». За полчаса до отхода парома по команде одного из «карацупов» начался забег на дистанцию от парома до входа в лабиринт. «Карацупы» с интересом наблюдают за этим забегом. Бегут дети, старухи с кошелками, прыгает на костыле инвалид.… Почему они бегут? Да потому, что каждому хочется поскорей покинуть эту зону национального унижения. И не ездили бы они через эту трижды проклятую ими границу, но ведь у большинства пассажиров парома на той либо другой стороне пролива живут родственники.
После посадки на паром подошел к водителю «Жигулей». Сальцев Виктор Александрович вместе с женой и внуком навещал свою 83-летнюю мать в Феодосии. Перед этим двое суток ночевали в машине на российской стороне: не пропускали российские пограничники по причине отсутствия доверенности на внука. Доверенность по факсу от родителей внука пришла – пропустили. Что поделаешь, киднепинг! Но ведь необходимость доверенности на внука в СМИ не освещалась. Прежде чем вводить такие меры, нужно было оповестить граждан через прессу, радио, телевидение. Но кому сейчас дело до граждан, зато кошелек этих граждан облегчить можно: ведь оформление доверенности денег стоит, а иногда, как в случае с Сальцевым, и без нервных стрессов не обходится. А на российской стороне опять в киднепинге гражданку подозревают и кого - 73-летнюю бабку, которая якобы хочет украсть сразу двух детей: 14-летнего мальчика и 15-летнюю девочку. У обоих детей – паспорта (в России их выдают сейчас с 14 лет). Рядом стоят мужчина и женщина, которые уверяют, что дети уже 11 лет живут с бабушкой, что у детей нет родителей, и что они, их родственники, ручаются за подлинность своих слов. Но все было напрасно, не помогло и мое вмешательство, когда я попросил вызвать для разъяснения позиции пограничников их начальника. Тот посоветовал за разъяснениями обратиться в Армавир, в управление Федеральной погранслужбы. Причем начальник пограничников, майор Шубин Николай Евгеньевич, «афганец» с боевым опытом, недавно назначен начальником пункта пропуска. Значит, думали его начальники, когда на паромную переправу для прохождения дальнейшей службы направляли, что его боевой опыт здесь пригодится. Здесь киднепинг, террористы.…Ведь не зря же на Керченской паромной переправе проходили накануне прибытия майора совместные учения служб безопасности Украины и России? А наблюдатели аж со всех стран СНГ понаехали! И подготовка к этому мероприятию целую неделю шла: парашютист на столбе повис, а украинский спецназовец ногу поломал. То самолеты сбивают, то ноги ломают.… Нет, опасная у нас все-таки граница! К тому же нарушители все засекреченные: попробуй, угадай их среди бабок с кошелками! Легче их, нарушителей границы, в амурской тайге отыскать. Потому и нужны на нашей границе люди с боевым опытом.
Через три недели я снова на российском берегу. На краю парома толпятся пассажиры, ожидающие команды российских «карацупов» на забег до погранично-таможенного лабиринта. Но команды все нет и нет.… Через громкоговоритель звучит просьба сменного капитана парома: «Майор Шубин, нельзя ли ускорить работу ваших подчиненных? Выбиваемся из расписания». Высматриваю майора-«афганца» и с изумлением узнаю его в человеке, одетом в джинсы и ковбойскую рубашонку. Я более трех лет прослужил в Афганистане, многократно пересекал границу и никогда не видел, чтобы пограничник так «засекречивался». Да, Украина – это не Афганистан, Керчь – не Кабул, а русский народ – не душманы: с ним можно и не церемонится. Впрочем, какой русский народ?! Украинцы, россияне, белорусы и казахи есть, а русских не должно быть: для того и несут свою службу на новых границах пограничники, и почетной эту службу уже не назовешь.
На пароме можно заполнить и миграционную карту. Российские карты раздает команда, а украинские, въезжающим в Крым россиянам, получать нужно в окошечке у сотрудницы фирмы, которая всего за двадцать рублей заполнит вам карту. Выездная часть украинской миграционной карты в основном представляет собой рекламный проспект курортов Крыма с надписью «Окунись в радость». Вот только окунаться в крымскую «радость» россияне что-то не хотят. Нет людей довольных этой нелепой границей. Об этом мне сказали первые же российские автотуристы, к которым я обратился за интервью.
Семья Валихановых (6 человек), следовавшая в Севастополь на двух автомашинах, заплатили за переправу 1600 рублей, да еще за «добровольную» страховку 700. Но не финансовые потери их возмущают, а чиновничий беспредел пограничных служб.
«Мои знакомые в Германию отдыхать ездят, - говорит Игорь Валиханов, -  и, как-то раз, случайно заехали во Францию, получили от этого удовольствие и с тех пор с удовольствием туда ездят. Приехать сюда не дешевле, а уж «удовольствие»…(скривившись, махнул рукой). Есть такое понятие, что сейчас такие времена, что народ меньше едет отдыхать. У нас народ меньше не едет отдыхать. У нас все Кавказское побережье забито, там носа не сунуть
Мать Игоря. Столько народа отдыхает, а сюда не едут.
Игорь. Деньги на отдых у людей есть, а сюда, конечно, не поедут.
Отец Игоря. А потому, что границы вот такие…
Мать. Мурыжанье вот это!
Жители Пермской области из города «Чайковский» Соломенниковы, возвращавшиеся 6.07.03 г. из Ялты на джипе за № М 416 НХ 59, поведали мне историю о том, как в Ялте их обворовали. Украли документы, в том числе и миграционную карту с надписью «Окунись в радость». (Пострадали не только они: по Ялте прокатилась серия таких ограблений, целью которых были именно документы россиян). Справки с милиции для пограничников на паромной переправе оказалось недостаточно и семье Соломенниковых (7 человек) пришлось возвращаться в Симферополь, где в первом часу ночи в российском посольстве они получили необходимые документы. Больше они в «гостеприимный» Крым не приедут.


Рецензии