Мытница и мытари

«Мытницей» на Руси называли таможню, и происходит это название от слова «мытарство», а не от слова «мыть». По-украински таможня – это «митниця». Для таможен украинско-российской границы россиянам следовало бы вернуть древнерусское наименование своего учреждения, чтобы гражданам было ясно: в мытнице (митнице) их будут мытарить (а не мыть) российские и украинские мытари.
В телепередаче 2 июля 2003 года прошла прелюбопытнейшая информация.
«Чтобы в Крым приезжали охотнее и обычные россияне, украинские пограничники решили не только ввести на период отпусков правило «зеленого коридора» Теперь документы проверяют прямо на пароме, который курсирует между Керчью и Кубанью. Сегодня пересечь границу на пароме можно, не выходя из машины». В доказательство приводится слова двух генералов. Начальник Керченской таможни государственный советник таможенной службы 3 ранга Владимир Крамаренко: «Это европейский стиль работы пунктов пропусков.… Этого времени (пока машина на пароме) вполне достаточно, чтобы выполнить те или иные формальности и выявить признаки контрабанды. А командующий Азово-Черноморской погрангруппой генерал-лейтенант Виктор Назаренко обещает: «На пароме мы планируем, размещение пограничного и таможенного наряда, который за 30-40 минут завершит все операции, положенные по нашей службе» («Подробности», Интер, 2.07.03.г.).
По словам генералов, получается, что скоро все службы их ведомств переедут на паром, а толпа с парома будет спокойно расходиться по своим делам, не ожидая команды «карацупы». Но, как говорится «Свежо предание – да верится с трудом»
Уже через три недели, после интервью телеканалу «Интер», начальник Керченской таможни Крамаренко Владимир Михайлович опровергает все, что говорилось в телепередаче «Подробности»: «На сегодняшний день на пароме таможенники не работают, так как это противоречит действующему законодательству Украины».
А вот пограничники на пароме начали работать! По крайней мере, 14 июля, когда я совершил на нем рейс на российскую сторону и обратно, пограничник помогал пассажирам-россиянам прямо на пароме в заполнении миграционных карт. Получается (по Крамаренко), что пограничники нарушают законодательство Украины? Нет, конечно. Просто начальник погранпоста в Керчи капитан Коляда Валерий Витальевич решил хоть как-то облегчить мытарства людей, до которых генералу от таможни дела нет. Видно сердце у капитана еще не очерствело, но ведь он пока только капитан…
Тогда же, 14 июля пенсионеры везли на стареньком «Жигуленке» больного сына, инвалида 1 группы на лечение в Крымск. Везли с Бахчисарайского района, проделав большую часть пути, но в лице Керченской таможни встретили непреодолимое препятствие. Откуда им было знать в своем селе, что со старым техпаспортом (советского образца) их автомашину не пропустят наши таможенники. Женщина в вестибюле уверяла, что никакие просьбы стариков не помогут. «Даже на похороны не пропускают со старым техпаспортом», - сказала она. Я все же посоветовал старикам обратиться к начальнику таможенного пункта пропуска, а сам ушел на паромную переправу. Когда я вернулся, стариков уже не было, а радостная женщина сказала мне: «А вы знаете, невероятно, но стариков-то с больным сыном пропустили по старому техпаспорту! Вот что значит, когда пресса народным бедствием интересуется». Но, очевидно, женщина ошиблась, так как на пароме машины стариков я не заметил, да и, как в дальнейшем выяснилось, начальство таможенники боятся значительно больше, чем прессу.
Им запрещено давать интервью, под которым понимается любая информация представителю прессы. Впрочем, это касается и пограничников тоже: начальник погранпоста «Порт-Кавказ» майор Шубин с вопросами посоветовал обращаться в Армавир в управление Федеральной погранслужбы, а начальник Керченского погранпоста капитан Коляда сослался на запрещение Симферополя. Ведь любое неосторожное слово может быть вышестоящим начальством истолковано, как не подлежащее разглашению. За это могут и наказать вплоть до увольнения со службы. Вот поэтому, когда капитан Коляда согласился со мной, что в Керчи, имеющей исторические, экономические и родственные связи с Таманью, «граница прошла по живому», он тут же добавил: «Но мы государевы люди и служим там, куда нас пошлют». А вот начальнику пункта пропуска «Порт-Крым» советнику таможенной службы 3 ранга Пухову В.И. пришлось писать объяснительную записку на имя начальника Керченской таможни из-за того что, желая подчеркнуть усложнение работы таможенника сегодня по сравнению с советскими временами, он сказал: «Если раньше таможеннику достаточно было знать десяток документов, то теперь более тысячи». Ну, какие криминальные слова Пухов сказал? Его начальник - генерал от таможни Крамаренко В.М. назвал еще большую цифру – 9,5 тысяч. Вероятно криминал в том, что нельзя сравнивать те времена и нынешние. Ведь из сравнения логически вытекает, что раз руководящих документов в тысячу раз больше, то и мытарят сегодня в тысячу раз больше. И, главное, кого мытарят нынешние мытари? Не каких ни будь англичан или французов (боже упаси Европу трогать!), а своих же (своих мытарить можно). В Керчи, например, почти у каждого в России родственники. Вот их и мытарят. Причем соревнуются российская и украинская сторона в том, кто больше у своего же брата вымытарит. Крамаренко считает, что перед поездкой за рубеж все должны изучать таможенные правила, но когда я предложил подготовить основные положения этих правил в виде краткой выписки, оказалось, что это не так просто сделать, тем более что все нужно переводить с украинского.
Вот, например, содержание некоторых статей таможенного кодекса Украины в моём переводе.
Статья 107. Воспрепятствие доступа таможеннику к осуществлению таможенного контроля предметов, которые находятся под таким контролем, наказывается наложением штрафа на граждан в размере до половины официально установленного на день нарушения таможенных правил минимального размера заработной платы.
Для пояснения того, как работает эта статья, приведу пример
Понедельник, 14 июня, очередь машин у въезда в зону. В автомашине «Волга» за номером У602 НР (86) пенсионеры, возвращающиеся из крымского Белогорска от родителей в Тюменскую область. Рассказывает Фая Казимовна о том, как их мытарили: «Велели все вытащить, вытрясти все сумки. Меня завели в помещение, и женщина с таможни по телу прошлась чуть не до плавок. Вернулась к машине, а там …все кувырком: и пледы, и подушечки.… Все-таки с двумя внуками ехали. «Боковины открутите, сиденье подымите». Да мы, как купили эту машину на заработанные на Севере деньги, ни разу сиденье не подымали и ничего не откручивали. Ездим уже 7 лет, и каждый год – одно и то же. Ехали с Севера 4 дня с внуками, устали и мы и дети, а тут так тормошат!».
Так вот, если бы Фая Казимовна, не дай бог, возмутилась и воспрепятствовала свободному доступу таможенницы к своему телу, ей бы пришлось в соответствии со статьей 107 платить штраф. Если бы ее муж не открутил боковины своей машины или воспрепятствовал переворачиванию пледов и подушек, он тоже заплатил бы штраф.
Статья 108. Не предъявление таможенному органу Украины необходимых для осуществления таможенного контроля документов на транспортные средства независимо от подачи письменной декларации наказывается штрафом в размере до одного официально установленного на день нарушения таможенных правил минимального размера заработной платы.
Получается, что в соответствии с этой статьей стариков везущих больного сына, за отсутствие нового техпаспорта на автомашину еще и оштрафовать могли
Не предъявление таможенному органу Украины необходимых для осуществления таможенного контроля документов на товары, валюту, ценности и другие предметы, не зависимо от подачи письменной декларации, наказывается штрафом до одного официально установленного на день нарушения таможенных правил минимального размера заработной платы.
Вернусь к тому эпизоду, когда 23 июня Виктор Александрович Сальцев возвращался с Феодосии от своей 83-летней матери в Россию на автомобиле «Жигули» вместе с женой и внуком. Он рассказал о том, как на украинской стороне его заставили заплатить штраф за …. оленьи рога, которые с десяток лет служили ему вешалкой. Отполировал эти рога, сделал подставку, покрыл лаком – стали как новые. Вот и потребовали чек с магазина на эти рога.
Я пояснил, для примера, как применяются украинскими мытарями только две статьи таможенного кодекса, но таких статей в этом документе 164. А всего почти 10 тысяч документов, поясняющих как лучше очистить карманы россиян. Думаю, что у российской стороны документов по правилам очищения карманов украинцев не меньше. Да, изъятые мытарями на границе России и Украины деньги идут в бюджеты этих государств, но не для благополучия и процветания народа, как заявил начальник Керченской таможни (см. интервью газете «БОСПОР» за 26 июня 2003 года), а для благополучия и процветания преступной «элиты», обогащающейся на нашем разделении. Вот потому и появилось на Украине и в России за каких-то десять лет только зарегистрированных миллиардеров около сотни, что изумило всю Европу.
Генерал от таможни не согласен с тем, что эти границы и таможни унижают наш народ. И даже послаблений по отношению к больным и старым он не признает: «Если таможенник пропустил машину со старым техпаспортом, то за это таможенника нужно увольнять с работы». Он считает, что разделение границами пошло народу во благо: «Последние три года рост пассажиропотока (через паромную переправу) увеличивается, так как люди сейчас с большим достатком. Это зависит не от границ и таможен, а от благосостояния народа, так как каких-либо препятствий ни границы, ни таможни перемещению граждан и грузов не создают».
При таможне, оказывается, есть служба собственной безопасности. В Керченской таможне ее возглавляет советник таможенной службы 3 ранга Климов Сергей Георгиевич. Он пояснил мне в двух словах, почему запрещено их сотрудникам давать информацию прессе: «Ляпнут что-нибудь». Но ведь и его начальник генерал от таможни тоже ляпнул, когда высказался насчет роста пассажиропотока через Керченскую паромную переправу, да еще объяснил этот «рост» увеличением благосостояния народа. Не знаю, где он выкопал такие сведения, но если они и есть, то это явная «липа». Начальник же паромной переправы Каверниченко Николай Николаевич утверждает: «Если сравнить времена советские, когда не было границ и контроля, то объемы грузопассажирских перевозок упали в 5(!) раз». На мой вопрос о рентабельности работы переправы сегодня Каверниченко ответил: «Убыточная. В эквиваленте, где-то 100 тысяч долларов убытка имеет предприятие по результатам работы за полугодие. Если в 2001 – 2002 годах как-то удавалось свести концы с концами за счет летних месяцев, то в этом году вряд ли удастся». Даже насчет дополнительных рейсов с 1 июля в дневные часы, которые проводились в предыдущие годы, ныне с представителями погранслужб договориться не удалось.
Очередной «ляп» генерал от таможни допустил, когда заявил, что на Средней косе (остров «Тузла»), любимом ранее места отдыха керчан, может отдыхать или порыбачить любой, кто захочет. Так вот, никто, за исключением работников Керченского торгового порта в эту погранзону не допускается. База отдыха на Средней косе у торгового порта единственная, да и то они ее боятся потерять. В результате шторма образовалась промоина, отсоединившая косу от Таманского берега, и получился остров. Вдруг да заявит Россия претензии на Среднюю косу и не будет тогда у работников торгового порта вообще никакой базы отдыха.
Но напрасно беспокоятся работники Керченского торгового порта: не будет Россия отнимать у Украины какой-то крохотный островок, того и гляди, что Украина у России Краснодарский край оттяпает, как часть территории несправедливо отторгнутой от Средней косы. А пока ездят они туда по пропускам, как в погранзону. На верхней части пропуска в торговый порт надпись: «ДЕРЖАВНИЙ КОМИТЕТ В СПРАВАХ ОХОРОНИ ДЕРЖАВНОГО КОРДОНУ УКРАИНИ». В нижней – подпись командира воинской части 2161, то есть сам торговый порт тоже погранзона, в которой мытарят мытари, как экипажи судов, стоящих под загрузкой, так и грузоотправителей. Отправлять грузы через паромную переправу тоже проблема. Моему знакомому, работнику с межколхозного стеклокомбината, более 5 тысяч гривен (85 тысяч рублей) задолжало по зарплате его предприятие. А почему задолжало? Не может комбинат реализовать свою продукцию. И спрос в России на стеклотару есть, но пропадает желание у россиян ехать в Керчь после мытарств на Керченской таможне. Приезжали краснодарцы, простояли 3 дня и сказали: «Нет, не дай бог еще ехать через вашу таможню». Приезжали волгоградцы, простояли две недели (!) и сказали «Ваша проклятая таможня! Никогда больше сюда не приедем!»
В городе-герое Керчи не работают предприятия, нет денег на ремонт водовода и, как следствие, не поступает вода в квартиры, замерзают в плохо отапливаемых домах старики и дети, годами не выплачивают зарплату рабочим. Вот поэтому и покидает город молодежь и Керчь по уровню смертности населения уверенно занимает первое место в Крыму. А главная причина в том, что Керчь стала тупиковой из-за не нужных народу границ и таможен.
Пока я писал эти строки, до меня дошла весть – Керченскую таможню ликвидируют! Оставляют лишь таможенный пост и, как следствие, предстоит большое сокращение мытарей в нашей Керчи. Но куда пойдут работать попавшие под сокращение люди в  тупиковом городе? А куда девать только что построенный дворец для Керченской таможни? Уж лучше бы деньги, выделенные на строительство этого огромного здания, на ремонт окончательно прогнивших водоразводящих сетей города употребили, люди бы с водой были. Ведь даже в центре вода поступает в краны лишь через день, а полгорода полностью обезвожены. Но, к сожалению, в Керчи деньги уходят, то на цветную тротуарную плитку, то на не нужные и не приживающиеся в городе кипарисы, то на памятники никогда не бывавшим в Керчи поэтам (например, Тарасу Шевченко).…. А на город неумолимо надвигается водяная катастрофа, люди продают за гроши обесцененную недвижимость и уезжают, покидая свой родной город
Да, Керченскую таможню ликвидировали. Но что это даст Керчи и керчанам? Вот если бы и таможенный пост убрать, а лучше взять пример с Европы и вообще ликвидировать позорную границу между Россией и Украиной, то вновь ожил бы город, и нашлась бы работа для всех.


Рецензии