Лучший мой подарочек - это ты...

Анекдот:

В кабинет к врачу заходит благодарный пациент, несет коньяк, конфеты, икру и т.д.

- Вот, доктор, спасибо Вам большое..

Врач, негодуя:

- Позвольте, батенька, но кто Вам разрешил тратить мои деньги??!


     Прошедший в минувшие праздники подарочный ажиотаж навел меня на несколько невеселые размышления…

     Вот уже в который раз после праздника мне приходится выслушивать сетования на ненужность полученных подарков. Человеку нужно одно, а он получает в подарок совсем другое, абсолютно ненужную ему и отягощающую его пространство вещь, и при этом он еще ДОЛЖЕН выказывать горячую благодарность, что разжигает его недовольство еще больше.

 В самом деле, зачем вообще мы дарим подарки? И откуда пошел этот ритуал?

 За поисками ответа отправляюсь, как обычно, в Интернет.

Цитата:

    «Откуда же появилась традиция дарить подарки? Это один из самых древних обычаев в мире. Легенда о рождении Иисуса - это первое что приходит на ум. Знаменитые золото, ладан и смирна, преподнесенные волхвами младенцу были одними из первых зафиксированных в истории подарков. Однако подарки дарили и раньше. У древних римлян существовала традиция дарения подарков на новый год, вначале только вассалам, должностным лицам того времени, однако эта традиция так понравилась гражданам, что они стали дарить подарки друг другу по самым различным поводам.

    Другая категория подарков, социозначимая, возникла во времена появления социальной организации доселе разобщенных небольших племен, основанных на родстве. Дар вождю, затем королю, царю и прочим высшим должностным лицам того времени рассматривался как ритуал, необходимый для полноправного членства в обществе, участия человека в его жизни, характеризовал и определял общественный статус дарителя. Тогда же появилось большинство из существующих ныне официальных поводов для дарения, например свадьба. С возникновением и укреплением религий, появился обычай дара человека - богу, эволюционировавший от кровавых жертвоприношений до пожертвований нашего времени.

    В те времена подарки в целом были строго ритуализированы, имелся твердый перечень даров, необходимых в том или ином случае. Однако с развитием индивидуализации дар плавно превращался в подарок, сувенир, т.е. приобретал тот смысл, который мы вкладываем в него сегодня. Подарки постепенно приняли более личный, индивидуальный смысл, и несут сегодня одну главную функцию - принесения радости человеку, косвенное выражение вашего к нему отношения.

    Ну а современным этапом развития подарков следует считать появление возможностей для выражения себя через подарки. Иными словами, даря подарок, уже не преследуется цель обезопасить себя, задобрить человека, от которого зависишь; не стремление получить ответный дар, или вступить во взаимоотношения - но стремление рассказать о себе, показать свои индивидуальные, личные черты. Здесь вполне уместно будет вспомнить о таких достижениях современности, как дарение уникальных, эксклюзивных сувениров, сделанных в единичном экземпляре, или выпущенных малым тиражом, оформленных по вашему желанию, дизайн которых придумали Вы. Особенно приятно, когда этими предметами будут пользоваться практически постоянно.»  http://www.syvenirchik.ru/ - это статья с сайта, торгующего подарками и сувенирами.

Так кому же, исходя из вышесказанного, нужны подарки – дарителю или получателю??

 А теперь посмотрим, что отвечают люди на вопрос, зачем нужно дарить подарки, и какова их дальнейшая судьба.
Однажды ЖЖ проводил опрос на тему об отношении к ненужным подаркам. Были заданы такие вопросы:

    "Что вы делаете с ненужными подарками, которые вы получаете? Вы их отдаете, передариваете или возвращаете?"

Большинство отвечавших считает невозможным для себя вернуть подарок дарителю, если он не подходит или не нравится, так как это может обидеть дарителя (здесь налицо энергетическое отягощение получателя). Возвращают ненужные подарки  только 3% респондентов (те, которые очевидно не желают брать на себя чувство вины или обязанности).

После получения подарка стратегии обращения с ним следующие.

    - Оставляю, потому что ненужных вещей не бывает, всегда им можно найти применение. Такой ответ выбрало 19% респондентов
     -Оставляю, кладу в шкаф (в коробку, в кладовку) и забываю про них. Они пылятся на полках. Некоторые подарки храню как память о людях.   -18%
     -Передариваю или отдаю другим людям, которым это может пригодиться.  – 30%
     -Оставляю на некоторое время у себя, а потом передариваю или выбрасываю.  – 7%
     -Сразу выбрасываю – 6%
     -Мне вообще мало дарят подарков. Мне не дарят ничего ненужного  – 14%
     -Стараюсь заранее предупредить, что мне надо дарить.  – 3%.

Вот еще комментарии:

·     Если совсем-совсем ненужные, то иногда приходится выкидывать. Не люблю захламлять дом.

·       Зачем мы дарим подарки, празднуем эти праздники, натянуто улыбаемся и играем, как будто нам это нравится?

·     Если мне дарят что-то из одежды или бижутерии, то, как правило, эти вещи лежат в шкафу даже не распакованными. Совсем не потому, что у меня полно одежды. Дело в том, что у меня, как и у каждой из нас, есть свой стиль. Вещи, которые мне дарят, совсем ни к чему не подходят. Дарители обижаются. А чего собственно обижаться? Выбирают и покупают на свой вкус, а пользоваться-то мне. Надо было спросить, нужна и подходит ли мне эта вещь. И что теперь с этими вещами делать? Подарить кому-то или продать? Выбросить как-то жалко.

·   Я продаю ненужные подарки. Должна же хоть какая-то польза от них быть. Сберегать всякие ненужности не привыкла, люблю порядок.


Итак, какой же вывод мы можем сделать из вышеописанного?

Неуместные и ненужные подарки вызывают чувства досады и раздражения. Тем большую досаду и раздражение, что человек теперь вроде бы обязан испытывать вместо них к Вам глубокую благодарность и признательность. То есть, кроме ненужного подарка, Вы навешиваете на человека энергетическое обязательство, не спрашивая у него, а нужно ли ему то и другое? Но ведь Вы-то совсем не этого хотели?

Однажды мои сотрудницы-женщины подарили моим коллегам-мужчинам на 23 февраля банные веники, шапочки для парной и банные полотенца! Уж даже и не знаю, кому в голову пришла такая дикая идея. Уже не говоря о том, что далеко не все могут париться по медицинским показаниям, я просто считаю такой подарок интимным и неуместным для дарения сотрудникам! Один из них, кстати, долго держал этот веник в вазе на столе как укор, демонстрируя всем полную его ненужность и нелепость.


Рассмотрим два самых распространенных мотива дарения подарков:

1.      Необходимость (так положено, так принято).
2.      Даритель желает показать, преподнести в первую очередь себя,  ощутить свою нужность и значимость.

С первым пунктом, так или иначе, и не так уж редко, сталкивался каждый из нас. Стоит только вспомнить лица несчастных мужчин, утром 8 марта мечущихся по городу в поисках мороженых веточек мимозы (южной полыни), или людей, влетающих в магазин в 9 часов вечера 31-го декабря и хватающих просто первое, что подвернулось под руку, потому что ТАК ПОЛОЖЕНО.
Такие подарки однозначно не принесут радости получающему. Хотя бы потому, что несут на себе энергетический отпечаток «необходимости», «вымученности» дарения, и приняты будут так же.

Второй пункт – также очень распространенное явление. Выбирая подарок, люди выбирают то, что нравится им самим. То, что ИМ хотелось бы получить в подарок. Совершенно при этом не учитывая (а иногда и просто ничего о них не зная) пристрастия и мечты получателя. И ошибочно думать, что это касается только чужих людей. Даже очень близкие люди могут ничего не знать о тайных мечтах и желаниях друг друга. Мечта может казаться человеку столь несбыточной и недосягаемой, либо в чем-то несоответствующей взятой человеку на себя роли, что он никогда не решится озвучить ее.  И Вы никогда не узнаете, о чем втайне мечтает Ваш партнер. Особенно это касается женщин. Если женщина считает, что невозможно сейчас выделить из семейного бюджета деньги на ее мечту, она и не станет озвучивать ее мужу, да и сама постарается задвинуть ее на задворки сознания, чтобы не очень дразнила. К тому же часто бывает, что мы и не знаем по-настоящему своего партнера, а любим нарисованный нами же самими образ, либо видим роль, которую взял на себя и успешно играет человек.

Отсюда и получается, что женщина получает в подарок огромного плюшевого мишку, тогда как мечтает о беговых лыжах или о собрании сочинений Шекспира в подлиннике. Или же получает в подарок прыжок с парашютом, при этом испытывая панический страх высоты.

Некоторые считают, что подарок обязательно должен быть сюрпризом. Заклинаю Вас, оставьте это убеждение! Сюрпризы любят только дети. Иной сюрприз хуже татарина (см. выше).

Я здесь уже не говорю о всевозможных безделушках, с которых объект обречен потом всю жизнь стирать пыль, и которые нравятся также далеко не всем.


Только поймите меня правильно! Я не хочу сказать, что никому не нужны плюшевые мишки, банные веники, золотые кольца и прыжки с парашютом! Как говорится, на каждый товар найдется свой купец. Но ведь каждому – свое. И, даря подарок, кого мы хотим осчастливить? Получателя или себя, чувствуя себя благодетелем и добрым гением?

Поэтому мое мнение – если приличия позволяют, то деньги будут лучшим подарком. И заблуждение думать, что это неприлично или невежливо. По мне – дарить заведомо ненужную вещь гораздо неприличнее.

Кого-то обижают деньги в подарок. Кажется, что даритель не утруждал себя выбором подарка, "откупился". Ну и пусть не утруждал!!! По мне будет гораздо хуже, если он утруждал, а мне это не подходит, или не нужно, или у меня это уже есть. Я при этом буду испытывать еще и чувство вины: он же утруждал...
-Вот, я весь город обегала и нашла тебе прелестную вещичку! - радостно говорит бабушка исколотой пирсингом внучке и протягивает ей брючки довоенного кроя...

Кружки! Они просто приводят меня в бешенство. Я не пью из кружек!!!!!! И сколько вообще нужно людям иметь дома кружек, давайте уже перестанем их друг другу дарить???!!!

Кто придумал дарить кастрюли женщинам???!!! Это что, предмет их личного пользования??? Почему продукты покупаются для всех, а кастрюли для женщин?


Подарить деньги в красивом конвертике – гораздо приличнее, уверяю вас! И если женщине действительно очень нужна кастрюля, она с удовольствием купит ее на Ваши деньги, не чувствуя себя при этом кухаркой.

И мужчина не будет обижен очередными носками! Ну почему носки – это подарок??

Еще один анекдот:

- Я тебе шубу и сапоги зимние подарил? Подарил. Ну вот, и иди за сыном.
- А почему не ты?
- В носках и с пеной для бритья?

Давайте уже уважать друг друга, а не заниматься профанацией!

И сумма здесь совершенно не важна. Даже если человек мечтает о средиземноморском круизе, а Вы дарите ему 200 рублей (больше не можете), это совершенно не важно! Он положит Ваши деньги в копилочку своей мечты, в которую он уже откладывает потихоньку, и в которой уже лежат вырезки из журналов и фотографии белоснежных круизных лайнеров, и испытает счастье оттого, что приблизился к ней еще немного. А ведь Вы же этого и хотите, чтобы человек был счастлив? Или же Вы хотите быть счастливы и горды от осознания своей значимости и широты душевной? Тогда наш разговор вообще не имеет смысла.

Ведь нередко случается, что человеку, образно выражаясь, «есть нечего», а ему дарят дорогую ненужную безделушку. Да он будет просто взбешен! Он на эти деньги лучше купил бы банку икры к праздничному столу! А ведь Вы ожидаете благодарности.

Лично я всегда предпочитаю, если и получать подарок, то деньгами. Также предпочту не получить ничего, чем абсолютно ненужную вещь. В первом случае ничего в моей жизни не изменится, тогда как во втором я приобретаю головную боль по «пристраиванию» ненужного подарка либо загромождению своего пространства, или же испытываю неоправданное и незаслуженное чувство вины, выбрасывая его на помойку.

 В конце концов, сейчас большое распространение получили разнообразные подарочные карты – красиво и полезно. По крайне мере, человек сам придумает, как ему этим распорядиться.


Если же дарить деньги не представляется никакой возможности (например, ученик дарит подарок учителю – действительно, деньги дарить неприлично), то прошу Вас соблюдать хотя бы следующие условия:

1.  По возможности, узнать вкусы, интересы и пристрастия одариваемого. Здесь тоже надо действовать осторожно. Предположим, Вы узнали, что объект собирает марки. И Вы находите для него редкую марку, которую он только на прошлой неделе, по случайности, приобрел! Конечно, он может обменять ее на другую у других коллекционеров, однако эффект от Вашего подарка уже сильно смазан.

2.   Сейчас стало модно дарить цветы в горшках. Однако не все любят за ними ухаживать, да возможно и место не позволяет поставить дома либо на работе еще один горшок. Букет цветов – всегда красиво, и получатель не будет испытывать угрызения совести, выбрасывая его, когда он засохнет.

3.     Конфеты (свежие, а не любые) и чай. Даже если объект не пьет «вашего» сорта чая (что случается нередко) и не ест конфет (у него диабет и аллергия), он всегда может угостить Вашим подарком пришедших к нему в гости родных, друзей и коллег. В конце концов, он с легким сердцем может сам пойти с ними в гости! А то мне однажды подарили сувенир «хрустальная туфелька для Золушки». Не будем говорить сейчас о том, что это был совершенно не мой размер… я честно перебрала всех родных и знакомых, которым я могла бы передарить сию драгоценность, не испытывая стыда. И не нашла. Слава Богу, дочь унесла ее в художественную школу, им иногда требуется рисовать нестандартные формы. Но не у всех ведь есть туда «ходы».

4.     Энергетическая составляющая подарка невероятно важна! Вы дарите подарок человеку потому, что он Ваш начальник, преподаватель, спонсор либо Вы еще как-то от него зависите, и дарите подарок по необходимости? Ни в коем случае не думайте об этом, выбирая подарок и преподнося его! Это очень легко считывается людьми и Вы получите эффект, обратный желаемому. Постарайтесь вложить в момент дарения хоть каплю любви, либо хотя бы просто радости и счастья от того, что день сегодня прекрасный! В этом случае, даже если Ваш подарок и окажется не нужен, он по крайней мере, не вызовет досады и раздражения, которые рискуют остаться надолго и после того, как Ваш подарок будет выброшен или передарен.


Конечно же, и я не святоша. Раньше я также упивалась своей значимостью, прозорливостью  и «дальновидностью» дарителя. С некоторых пор я пересмотрела свои взгляды.  Но и сейчас я иногда, к сожалению, вынуждена дарить подарки «по обязанности». В ответ на «хрустальные туфельки», которые я не просила,  я вынуждена дарить «серебряные галоши», а что мне еще остается?

Так может быть, как предлагает один мой знакомый, сделаем один большой «взаимозачет»? И подарим друг другу просто любовь, тепло, ласку заботу и внимание? А плюшевых зайцев, кольца, носки, автомобили и кастрюли будем просто покупать – когда они нужны?

Или я не права?


Рецензии
Мила, пыталась вспомнить какой-нибудь уж совсем "ненужный подарок"...
Как-то всё находит своё место, даже странно. Мне почему-то всегда - радостно, какой бы мелочью это ни было.

Наталья Столярова   29.03.2012 20:54     Заявить о нарушении
Искренне рада за Вас, Наталья. Если честно, это был этакий крик души, сейчас все успокоилось... Только скажите, что бы Вы сделали с "Хрустальной туфелькой для Золушки"? Вот, откровенно?

Мила Сокол   30.03.2012 15:03   Заявить о нарушении
Мила, в такую туфельку я бы положила свои любимые кольца.
Однажды мне подарили такую фарфоровую кошечку, с углублением внутри фигурки. Теперь она стоит у меня на кухне, я снимаю кольца, кладу туда, и никогда не теряю! А то вечно занималась поисками: куда я их сунула?

Кстати, любая, вроде бы и ненужная вещица, может стать контейнерами для цветов. Однажды мне подарили довольно нелепый керамический набор: кувшин и две больших кружки. Я посадила в них бегонии разных видов, получилась такая милая композиция...А если есть дача! Моя подруга сделала альпийскую горку и куча всяких таких вещиц так здорово на ней "прижилась"!

Наталья Столярова   31.03.2012 07:17   Заявить о нарушении