Проповедь-оратория

ВОИСТИНУ: ДУХОВНАЯ КРАСОТА КУЛЬТУРЫ СПАСЁТ МИР!
Культура - вочеловеченная жизнедеятельность СВЯТОГО ДУХА.
Красота  – есть истинное добро.
Красота  – образ чистый благодатной простоты.
Красота  – гармоничное совершенство формы и целесообразности.
                Георгий Асеев

        В области эстетического воспитания музыкальная форма культурного просвещения обладает целительным действием, ибо  в ней гармонично проявляется феномен “синергии” – благодатного сотворчества БОГА и человека.
        В качестве примера органичного взаимопроникновения религиозного и светского начал в искусстве можно отнести состоявшийся 21 марта 2012 года в Большом зале  Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского миссионерский концерт, построенный на чтении архиереем Евангелия в сопровождении хора и оркестра.
        Проповедь-оратория композитора, митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) “Страсти по Матфею“ – мессианская симфония Духа и Слова, это импровизация в которой живо чувствуется барочная эпоха: мощь Баха, торжественность Генделя и грациозность Вивальди.
        Барочная музыка появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы; или от лат. baroco — мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике (примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы, не имеющая оси симметрии). Особенно в католических странах центральной Европы, барочный стиль присутствовал в духовной музыке до конца восемнадцатого века, так же как в своё время stile antico эпохи возрождения сохранялся до первой половины семнадцатого века. Мессы и оратории Гайдна и Моцарта содержали множество барочных приёмов. Во многих городах Германии барочная практика исполнения сохранилась до 1790-х годов, например, в Лейпциге, где в конце своей жизни работал И. С. Бах.  На рубеже XX и XXI веков интерес к музыке барокко и, в первую очередь, к опере эпохи барокко возрос.
       Оратория зародилась в конгрегации ораторианцев в XVI веке. Собрания их, в которых пелись «Laudes spirituales» (лауды), происходили в отдельном помещении при церкви, называвшемся ораторий (oratorium). Это название перешло и на музыку, исполнявшуюся в этом помещении. Оратория развивалась одновременно с оперой и была задумана в виде противовеса последней, с её нехристианскими сюжетами; но главное назначение оратории — не сцена, а эстрада. Старинная оратория делилась на две части, в отличие от оперы, делившейся на три акта. Хоровая часть в оратории имела большое значение, хотя допускалось и пение соло. Оратории давали именно в те дни, когда оперные представления были запрещены. Оратория, наряду с мессой и хоралом, являясь вокальным жанром барроко, достигла пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя. Оратория получила новый характер при Генделе, когда увеличилось число исполняемых арий.
        В XIX веке жанр был развит Мендельсоном. В том же веке появилось понятие светской оратории, например, музыкально-драматические произведения Шумана, не предназначенные для сцены («Странствование розы», «Рай и Пери»). Немногочисленны русские оратории XIX века (С. Дегтярёв - автор первой русской оратории, Н. Заремба, А. Рубинштейн). Большого размаха ораториальный жанр получил в советское время. Одним из выдающихся произведений той эпохи была "Патетическая оратория" Георгия Свиридова.
        Среди современных авторов ораторий широко известен митрополит Иларион (Алфеев). Его "Страсти по Матфею" и "Песнь Восхождения" исполняются на концертных сценах Москвы, Лондона, Вашингтона.
        Композиторская новация владыки Илариона, продолжительное время служившего в Австрии, заключается в виртуозно художественном сочетании благодатной проникновенности православной проповеди Евангелия, барочной полифонии и симфонического аккомпанемента (характерной чертой венской школы, олицетворяемой Йозефом Гайдном, Вольфгангом Амадеем Моцартом и Людвигом ван Бетховеным; расцвет венской музыкальной классики пришёлся на 1780-1827 годы).
 
        P.S.  Б-Р-А-В-О!
21 марта 2012 года


Рецензии
И я говорю! Браво! Жаль меня там не было!!!Интересно и поучительно!

Алина Макина   19.11.2012 10:04     Заявить о нарушении