Pussy Riot. Панк должен сидеть в тюрьме

Я долго раздумывал, браться ли за этот текст. Дело в том, что в скандале вокруг концерта в храме Христа-спасителя, внезапно расколовшем страну надвое — за или против, — я не спешу на улицу с плакатом "Свободу Pussy Riot!" Тут, как говорится, редакция может не разделять мнения. Да, девушек жалко. Но давайте уж начистоту. Либо "кисоньки" — явление социально опасное, либо очередная никчемная побрякушка масс-культуры.  Если второе — то да, репрессии со стороны власти неоправданы, чрезмерны, непростительны. Как если бы в тюрьму упекли Филю Кирокорова или Диму Билана. Чистый произвол. В самом деле, за что? Они ведь ни в чем не виноваты. Просто поют и пляшут. Никому и в голову не придет упрекать их в политической неблагонадежности.
Pussy Riot — иной коленкор. Они сами вышли из поля "чистого" искусства на политическое поле. И в этом их огромная заслуга (как и "Войны"). Да, тут опасно. Но в этом и суть: стать опасным. "Живи опасно," — говаривал старик Ницше, и еще: "Есть такие люди, которых почетно иметь против себя". В таком случае репрессия есть высшая форма признания. Причем репрессия не за террор, не за вандализм — а за высказывание. Разве не в этом цель политизированного художника: стать угрозой обществу из чисто идеологических мотивов, "отвечать за базар"?
Ведь за что угодили на шконку Pussy Riot? С точки зрения рационалистического сознания — ни за что: ведь ничего не сожгли, не поломали. Ну, попрыгали да покричали на церковном амвоне, и что? Там часто голосят и совершают бессмысленные телодвижения, как говорил еще шут у Бёрнса:
А наш проповедник? Какую подчас
С амвона он корчит гримасу!
Клянусь вам, он хлеб отбивает у нас,
Когда облачается в рясу.
Но это рационализм. Сознание архаичное устроено иначе: для него церковь — место по определению сакральное, святое. Любые действия и телодвижения, не регламентированные ритуалом, её оскверняют. А смыть скверну можно лишь одним путем — покарав осквернителя. Господь по понятным причинам с этим не торопится (его царствие, как сказано, не от мира сего), и потому должно поработать государство. Обычное, кстати, дело: еще в Средние века инквизиция, выпытав у несчастной "ведьмы" признание, передавала её в руки светских властей для свершения казни. Сами Христовы слуги таким образом оставались вроде как не при делах, и своих рук ничьей кровью не марали.
Оказывается, всё по-прежнему. Своей акцией Pussy Riot вскрыли гнойник православного фундаментализма, давно набухавший в России. Вскрыли, и гной хлынул наружу: из христолюбивых уст нежданно-негаданно зазвучали призывы к публичной порке, самосуду, расправам и экзорцизмам. Кликуши забились в припадке бешенства. Государственный аппарат услужливо подчинился самым темным, самым реакционным выползкам нашего общества. Омерзительное, постыдное зрелище. Но еще раз — давайте задумаемся: разве не на это была направлена акция? Разве отважные девахи ждали поощрения? Или предпочли бы остаться незамеченными? Нет. Если ты претендуешь на критицизм, на протест — звяканье кандалов должно стать лучше любых аплодисментов. Ты опасен. Ты враг. Ты всё сделал правильно.
Гораздо страшней, когда тебя приручают: дают прайм-тайм на центральном канале, облизывают и обсасывают, записывают альбом, и вдруг — ***к! — вчерашний бунтарь рассекает на "кадиллаке" между элитным клубом и шикарной виллой. Вот это серьезный риск.
Капитализм обладает уникальной способностью переваривать и адаптировать себе на пользу любую "протестную" новинку. Какое художественное течение не пыталось начать с критики существующего порядка? Романтизм, декаданс, футуризм, сюрреализм, бит, хиппизм и панк — все они (плюс множество неназванных) на заре своей славы гневно "бросали вызов", "обличали", разрушали... лишь затем, чтобы, чуть погодя, аккуратно занять своё место на полке в гигантском супермаркете Культуры и продаваться, продаваться, продаваться. Причем этот процесс происходит тем быстрей, чем более яростно новый культурный тренд заявляет о своей непримиримости, чем сильней он напирает на свою формальную новизну.
Угодив за решетку, "кисоньки" закрыли для себя (пусть на время) дверь в мир шоу-биза. И это хорошо. Критиковать их в духе РАППовских "искусствоведов" 20-х годов за "чуждость рабочему классу" — левацкая трескотня. Можно подумать, р-революционные хардкорщики, которые под гитарный скрежет ревут про "workin' class", тому же классу близки и понятны. Можно подумать, ему близки и понятны левацкие пикеты из пяти-десяти человек. Весь-то ужас в том, что против Pussy Riot ополчилась не просто горстка "отдельно взятых" реакционеров! Власть никогда не решилась бы поднять шум вокруг локальной акции (хоть бы и в "главном храме России" — ну, сколько очевидцев успело её рассмотреть вживую?), если бы не рассчитывала на поддержку общества. Того общества, где господствует архаичное, первобытное сознание. И тут-то каждое лычко стало в строку нашим полит-акционистам: и театральное совокупление в музее, и фаллос на питерском мосту... Всё пошло в дело, лишь бы распалить ненависть к туманному, но в целом понятному образу "оппозиционера", левака, либерала, шакалящего у западных посольств врага народа, чуждого великим традициям русского народа... А общество (по крайней мере, часть его) послушно повелось. И вот вам еще одна заслуга Pussy Riot: они с лабораторной точностью показали нам расстановку сил. Ценой собственной свободы.
Еще раз: девушек жалко. Как людей, их, разумеется, надо поддерживать и защищать. Наверное, говоря так, я впадаю в противоречие. Но... Pussy Riot анонимны, и потому неуловимы. Эти визгливые активистки в масках — не конкретные Алехина или Толконникова. Pussy Riot — это любой протест, обезличенный и обобщенный. Как таковой, он обязан вызывать ненависть реакционеров, правящего класса, тупиц и подлецов. Это единственный критерий верности взятого курса. Аминь.
Свободу арестованным! На костер Pussy Riot!


Рецензии
Ну вы загнули!
Они голосовали против Путина. Это правильно.
Они просили Богордицу, чтобы она его покрала. Тоже правильно.
А раз правильно, то точка зрения Бога также на стороне этих революционерок. Значит они делали божье дело. Если "божье дело" может быть "неправильным", тогда оно не совсем божье, а лишь некий его симулякр. В Музее Сахарова помнится точно было богохульство (художни с армянской фамилией через черточку выдумал). Он кстати тоже не вполне богохулствовал: он экспериментировал, сможет ли он атеист0 -богоборец отправлять своё конституционное право на богохульство. Это на самом деле была и заморочка, и провокация (оскорбил чувства). Но эти в масках они просто жгли против Путина. Жечь против Путина - очень правильно, потому он - представитель антинародной власти, кстати, и антиправославной, так как америка и запад, конечно, не так смотрят на христианство. Для них оно означает господство Запада над всеми остальными. Для России христианство - это дружба, солидарность, взаимпомощь, социализм, и во всяком случае русское правословаие - нечто русское, а русские - это справедливость, доброта, общинное, соборное, космизм.

Андрей Козлов Кослоп   22.03.2012 20:05     Заявить о нарушении
Жечь против Путина, это правильно...
Правильно это, только с вашей точки зрения, далеко не все это мнение разделяют. И утверждать о правильности здесь неуместно.
Бешеные дырки должны сидеть.

Графиня Ливия Тролль-Тодэски   22.03.2012 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.