Варакушка

Громко хохоча, мы, наконец,  добрались до прудов.
- Что и назад так ехать станем, отсюда еще рыбу повезем, мы не победим. -
-Ерунда, назад не грунтовкой  поедем, там толкать не надо, дорога хорошая, только она длинней раза в два.
Возле дороги сразу начинались камыши, да они были здесь везде, возле каждого пруда.
Не обращая внимания, на шумный разговор и хлопанье дверьми, недалеко наверху камыша пела птичка. Знакомая мелодия, где-то я это слышал.
- Ну, все, быстро расходимся по местам, хватит согреваться. Вы не забыли? Мы сюда рыбу ловить приехали.
Из заядлых рыбаков, был только один. Остальные нехотя, разбрелись по своим местам, а потом дружно начали разводить мангал. Рядом с моим мостиком на камышине, пела еще одна такая же птичка. Какая красавица – певунья, а в Воркуте я еле подобрался, чтобы ее разглядеть, здесь они совсем не пугливые. Надо же так приспособиться жить на Кубани и в Воркуте. Там мы бродили по тундре с Валерой Лукиным, однажды почти одними руками,  впоймали петуха полярной куропатки.
 Ещё я вечно делал взрыв пакеты, придумывал всякие «адские смеси», мастерил самодельные пистолеты – «поджоги». Однажды такой поджог, рванул прямо в руке. Острая боль и вверх что- то полетело. Это, наверное, палец оторвало, была первая мысль, от боли я сжал рану другой рукой.
- «Покажи руку! Покажи руку!» - заорал Валера.
 Тебе надо к врачу, тебе надо к врачу, начал твердить он, пошли домой.
Какой домой подумал я, от боли шумело в ушах, перед глазами мелькали маленькие искорки, а все вокруг будто задернуло туманом, это меня, любимого сыночка, дома пожалеют, тебе же в твоей большой семье, такую выволочку устроят. Стало немного легче, я разжал руку, и увидел, что все пальцы на месте. Валера, огромный, как богатырь, хотя вовсе не второгодник, был намного больше всех. Он уже повсему видать, хотел меня взять в охапку и нести на себе.
- Стой! Ты мне друг или портянка? Валера остановился, но очень твердо сказал: «Покажи руку!»
 Немного времени спустя, боль совсем прошла. И мы с ним спокойно обсуждали, что врать, про мою руку родителям, а раны, кстати, оказались не глубокие. Первое время я старался руку прятать, в общем, все обошлось.
Эту дурацкую фразу про портянку, я от него узнал. Он сам и сказал: «Если будет, очень надо, ты только скажи, я все для тебя сделаю».
Куропатка через несколько дней, как мы ее впоймали, сдохла.
Валера погиб.
Я знал как.  После отъезда из Воркуты, родители долго общались со своими знакомыми.  Мы с Валерой немного переписывались, а потом, как-то это само собой заглохло. Он застрелился из охотничьего ружья, прямо под окном, своей, не разделившей его любовь.
Большего шока, чем от этой нелепой смерти я никогда не испытывал, хотя особо старался не выдавать себя.
Однажды на уроке химии, когда учительница, попросила меня, что-то объяснить, какому то отстающему, я со злостью сказал: «Я это не помню».
 – Ты что о себе думаешь? Зазвездился?
 По химии у меня даже текущих троек не было, только 4 и 5, больше последних.
- Отвечай на вопрос.
- Я не знаю.
- Хорошо я ставлю в журнал 2.
- Поставьте 22, чтоб другим неповадно было, сказал я очень спокойно, и молча собравшись, вышел  из класса посреди урока.
 А тогда я высидел урок до конца. Дедушка привез меня на зимних каникулах к родителям в Воркуту, а с начала учебного года я жил у тети,которая еще была моей учительницей начальных классов. Она знала наизусть» Онегина», большими частями цитировала Гомера, и я кое – чему у нее научился. На одном из первых уроков меня, вызвали прочитать.
Хоры, хоры – загоготал класс. По тексту это были горы. Но со своим южно - русским акцентом, я в начале даже ничего не понял.  Когда загоготали во второй раз, до меня дошло. По правде, мне не нравилась наша речь, эти шо, Халя, хде, раздражали, но тут злость закипела, я вскочил внутри парты, зацепив при этом пряжку на брюках (тогда школьники ходили в форме). По руке потекла кровь, крышка парты хлопнула, в миг наступившей зловещей тишине, я встретился глазами с учительницей, еще минуту назад хохоча, она стала серьезной и очень бледной. Я молча сел и дочитал текст до конца.  Очень выразительно, с очень характерным южно – русским акцентом. И никому это не показалось смешным. Зазвенел звонок, звонок настоящий не электрический, и тут же истерическим голосом закричала девочка: «Отведите его к медсестре!!!». Имени ее я не запомнил, она была невзрачная  и мне не нравилась, помню, что я нравился ей сильно, а еще она была немка, но заорала она на чисто русском. У учительницы к концу моего чтения тряслись губы. А руки невпопад перебирали все лежащее на столе. Не так-то легко они переправили меня к медсестре, а вернее к ней, я совсем не попал, выйдя из школы, я замотал руку носовым платком. Это было еще одно событие, у многих их не было вообще. Валера спокойно шел рядом, тогда мы уже знали, что живем напротив.
- Здорово, ты вырос возле моря, умеешь плавать.
- Валера, а ты откуда все это знаешь?
- Да родители разговаривали. Ты научишь меня плавать?
- Да, пожалуйста. А где здесь плавать?
- А тут летом за поселком ручей, а дальше речка и озерков полно, летом красиво, цветы,   птички поют. Вот увидишь.
-Ладно, посмотрим.
После его смерти у меня появилась четкое отвращение ко всему стреляющему и взрывающемуся. Больше я никогда не делал взрыв пакетов, не любил и не покупал пиротехнику. Всегда отказывался от охоты, только на рыбалку, а птичек и правда в тундре было полно, больше других, почему то запомнилась варакушка.

КОНЕЦ.
                21.03.2012
В. Романенко


Рецензии
Многоплановый рассказ.
Понравилось.
Спасибо.
С УВАЖЕНИЕМ, -

Евгений Говсиевич   05.03.2021 20:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.