Джон Самсон. Падение и его последствия
Джон Самсон
Когда Адам пал, насколько велико было его падение? Пало ли вместе с ним все человечество, и насколько? Что можно сделать для его исправления? Нужен ли человеку просто хороший учитель нравственности или хороший врач? Или человечество уже на каталке гробовщика с меткой на ногах?
Это не эзотерика, не вопросы для богословской элиты. То, что вы и я думаем об этом, имеет радикальный эффект для восприятия самого Евангелия. Мы грешники потому, что мы грешим, или мы грешим потому, что мы грешники? В этом эссе я попытаюсь изложить основные взгляды на проблему.
1.Пелагианство: спасение целиком от человека (антропоцентричный монергизм).
Предпосылка: человек хорош.
Британский монах Пелагий (354-418) считал, что от греха Адама не пострадал никто, кроме него самого. Те, кто родились со времен Адама, родились в том же состоянии, что и Адам до падения, нейтральными по отношению ко греху. Человеческие существа способны жить в условиях свободы от греха, если того хотят. Это гуманистическое, антропоцентричное учение и в то же время очень конкретное. Оно ограничивает характер и масштаб греха и категорически отрицает необходимость благодати Божией. Это мнение было осуждено Церковью как ересь, ибо оно не имеет никаких оснований в Писании.
2. Синергизм: спасение как сотрудничество Бога и человека.
Предпосылка: человек болен, даже смертельно болен.
Если бы человек был здоров, как говорят оптимисты-пелагиане, то, конечно, войны, болезни, голод, нищета, расовые проблемы и т.д. были бы уничтожены. Поскольку такие проблемы по-прежнему существуют, синергисты заключают, что с человеческой природой в основе ее что-то не так. Тем не менее они считают, что ситуация плоха, отчаянна, но не безнадежна. Всем нам вынесен смертный приговор за наши грехи, но еще нет необходимости вызывать гробовщика.
Природа человека была повреждена падением. Воля не порабощена грехом, но способна верить во Христа еще до возрождения (хотя и не без Божией благодати). Каждый грешник сохраняет возможность выбора за или против Бога, и либо сотрудничает с Духом Божьим в деле спасения, либо сопротивляется благодати Божьей, что приводит к его проклятию. Избрание условно и определяется индивидуальным выбором: люди Божьи избраны потому, что Бог предузнал, что они поверят. Вера, которую Он предвидел в них, не исключительно Его дар, но отчасти человеческое решение. Таким образом, конечная причина спасения – не избрание грешника Богом, но выбор Бога грешником.
В этих широких рамках синергизма есть две основные школы.
А. Полупелагианство: человек начинает, Бог помогает. «Божественная благодать является необходимым условием спасения, но она не обязательно должна предшествовать свободной воле человека, потому что, несмотря на слабость человеческой воли, она берет инициативу по отношению к Богу» (Р.Кайл).
В. Арминианство: оно учит, что Бог инициирует, предлагает благодать, и люди либо сотрудничают, либо не сотрудничают с этой благодатью. Это представление, хотя и довольно популярно в наши дни, по-прежнему является синергистическим, ибо считает, что спасение приходит от сотрудничества человека с Божией благодатью.
3. Августинизм (реформатское богословие): Бог спасает только Своей силой (теоцентричный монергизм).
Предпосылка: человек духовно мертв (Рим.5.12, 19, 1 Кор.15.22, Иоан.6.44).
Августин в Vв. был убежден, что по отношению к Богу человек – бездыханный труп, он не в состоянии ни сделать к Богу ни одного шага, ни даже ответить на Его призыв, пока Бог не возродит духовного мертвеца к жизни. От падения пострадали все сферы жизни человека: его тело, душа и дух подвержены радикальному растлению.
Это не значит, что человек не имеет совести или чувства правильного и неправильного, или что каждый грешник лишен всех качеств, которые приемлемы для людей и полезны для общества, пока эти качества оцениваются только по человеческим меркам. Однако это означает, что человек духовно мертв и не способен прийти ко Христу по своей воле (Иоан.6.44). Именно это мы называем доктриной полной развращенности или, точнее, полной неспособности.
Хотя человек духовно мертв, это странная смерть, ибо он активно практикует грех. Он напоминает зомби из страшных легенд, ходячего мертвеца. Вот справедливое описание того, что Павел говорит о человеческой природе в ее потерянном состоянии. Без Иисуса Христа грех делает людей живыми мертвецами.
Человек определенно может чего-то желать, но он никогда не желает Бога (Рим.3.11, 8.7) без Его прямого и милостивого вмешательства. Воля человека в рабстве (Иоан.8.34). Грешник активно практикует зло. Он также становится по природе объектом гнева Божия (Еф.2.3). Но Бог, богатый милостью, делает нас живыми, когда мы мертвы, и потому мы спасены благодатью (Еф.2.4-5).
Воскресение Лазаря от физической смерти дает нам очень хорошую картину того, что должно иметь место, чтобы произошло духовное возрождение. Лазарь, будучи бездыханным трупом в могиле, не будет сотрудничать со Христом ради своего воскресения. Он мертв. Он никак не в состоянии помочь себе. Иисус просто вскричал: «Лазарь, выйди вон!», и этот призыв был достаточно мощным, чтобы вернуть Лазаря к жизни. Христос не беседовал с ним и не спрашивал, хотел ли он воскреснуть, и не действовал в ответ на его разрешение и согласие. Также Лазарь, будучи возвращен к жизни, не подавал на Иисуса в суд за нарушение его свободной воли оставаться мертвым. Нет, всю свою земную жизнь Лазарь был благодарен той невыразимой милости, которую он получил от Господа.
При нашем возрождении от духовной смерти те, кого Он сделал живыми, получив благодать возрождения, несомненно реагируют покаянием и верой на действенный призыв Бога. Эта истина явлена во многих местах Писания, и, возможно, яснее всего в Еф.2.1-10. Д-р Роберт Спраул комментирует: «Апостол учит, что вера, через которую мы спасены, приходит к нам по благодати. Наша вера является тем, что осуществляется в нас, но она не от нас самих. Это дар, а не достижение. Благодатный дар веры как плод возрождения навсегда исключает хвастовство чем-либо, кроме милости Божией. Любой антропоцентризм в деле спасения полностью исключен».
В Кол.2.13 говорится: «И вас, которые были мертвыми во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив вам все грехи». Обратите внимание, что здесь, как и в Еф.2.5, говорится, что мы были мертвыми во грехах, и Бог сделал нас живыми. Нет ни одного упоминания о нашей роли во всем этом, вроде того, что вы были мертвы, но вдруг решили сотрудничать с благодатью Божией, и Он воскресил вас. Мы были мертвы, но Бог сделал нас живыми. Я не знаю, как еще более четко Павел мог учить монергизму.
Каждое Лицо Троицы совершает Свою работу в спасении грешников. Бог Отец избирает людей ко спасению, Бог Сын искупает их Своим Крестом, и Бог Дух Святой восстанавливает их, привлекая к жизни.
Августинизм удаляет все основания для хвастовства, уничтожает всю человеческую гордость и возвышает благодать Божию как единственную действенную причину спасения грешника. Иона 2.9 говорит: спасение от Господа. Поэтому вся слава за него Богу, и только Богу.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №212032202095