Арминианская доктрина предваряющей благодати

АРМИНИАНСКАЯ ДОКТРИНА ПРЕДВАРЯЮЩЕЙ БЛАГОДАТИ: КРАТКИЙ ОТВЕТ
Джон Хендрикс
Термин «предваряющая благодать» - отчетливо арминианская доктрина – относится к универсальной благодати, которая предшествует и позволяет возникнуть первым росткам доброй воли или склонности к Богу, и предполагается, что это в той или иной мере объясняет влияние Святого Духа на человека до его прихода к вере во Христа. Арминиане, как и кальвинисты, подтверждают общую человеческую моральную неспособность и полную беспомощность естественного человека в духовных вопросах, и абсолютную необходимость сверхъестественной предваряющей благодати, если мы хотим обрести надлежащий ответ на Евангелие. Арминиане согласны с тем, что помимо акта милости со стороны Бога никто добровольно не придет ко Христу. Это важно понять, чтобы не путать классическое арминианство с финнеизмом или полупелагианством, которые отвергают необходимость предваряющей благодати. В этом, предваряющем смысле искупление Христа является универсальным, но условным, так как для его применения к любому человеку необходимо, чтобы таковой не сопротивлялся благодати, предложенной ему через Крест и Евангелие. Предваряющая благодать, согласно арминианам, есть внешний призыв, просвещение и дар, который делает возрождение и веру возможными. Также, если кальвинисты считают, что внутреннее призвание избранных неодолимо и действенно приводит грешников к вере во Христа, арминиане, со своей стороны, понимают Божью благодать как в некотором роде устойчивую. Они утверждают, что предваряющая благодать, которая дается всем людям в какой-то момент их жизни, временно выводит грешника из состояния полной развращенности и помещает его в нейтральное состояние со свободой воли, в котором он, оставаясь естественным человеком, способен принять или отвергнуть Христа.
У Уэсли предваряющая благодать определяется следующим образом: «Люди совершенно не способны реагировать на Бога, если прежде Он не даст им возможность иметь веру. Этот дар известен как благодать. Сия благодать не спасает нас, но предшествует всему, что мы делаем, предоставляя нам опору в Боге и желание прийти к Нему, и позволяя нам иметь веру в Бога. Эта благодать является универсальной, то есть ее получают все люди, независимо от того, слышали они об Иисусе или нет. Она проявляется в глубинном желании познать Бога у большинства людей».
В ответ на утверждения, что обретение грешником веры само по себе предполагает заслугу, арминиане часто заявляют, что человеческая воля, опираясь на предваряющую благодать, свободна даже в принятии милости, и хотя это принятие не более достойно, чем принятие нищим милостыни, оно тем не менее свободно и делается с полной возможностью отказа, и тем не менее благодать не перестает от этого быть благодатью. Другими словами, грешник сам решает для себя, хочет ли он спастись, и, таким образом, сам определяет свою участь на основе реакции на Евангелие, предложенное ему Богом, под влиянием благодати. Арминиане утверждают или подразумевают, что все остальное было бы несправедливостью со стороны Бога.
Хотя пример с нищим может на первый взгляд показаться разумным, я предлагаю взглянуть более внимательно на ряд понятий. В чем состоят сходства и различия между арминианским и ортодоксальным учением о спасительной благодати?
 
Сходство арминиан с реформатской теологией
1.Все люди спасаются от Божьего гнева через искупительную работу Христа
2. И реформаты и арминиане вполне согласны, что без благодати Божией человек совершенно не способен реагировать на Евангелие.
 
Различие в понимании спасительной благодати
Давайте отметим по меньшей мере три пункта, в которых предваряющая благодать резко отличается от монергистической точки зрения.
1. Арминианская доктрина предваряющей благодати является исчерпывающе универсальной – в том смысле, что она распространяется на всех людей, независимо от того, слышали они Евангелие или нет. Представляется, что это стоит в прямом противоречии с Библией, например с утверждениями Апостола: «Как веровать в Того, о Ком не слышали?.. Вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим.10.14,17). Эта точка зрения утверждает – или по крайней мере оставляет возможность думать – что Евангелие не является когнитивно необходимым для спасения. Несмотря на подавляющую силу аргументов Павла против язычников в Рим.1-3, некоторые арминиане считают, что если человек реагирует на доступную ему степень откровения, Бог признает это верой и вменит ему в праведность и без слышания Евангелия. Это, конечно же, чистая спекуляция, никак не связанная с Откровением.
2. Предваряющая благодать не действенна, а скорее делает грешника «нейтральным» и дает ему возможность самому решать, принять или отвергнуть Христа. Во-первых, поскольку мы всегда должны обращаться к Писанию как авторитету в вопросах веры, тем более такого масштаба, мы должны серьезно спросить, есть ли какое бы то ни было библейское свидетельство в пользу арминианской догмы, что существует такое состояние грешника, которое не является ни возрожденным, ни невозрожденным, и промежуточный период, в котором он не является ни благим, ни растленным. Крайне важно, чтобы это состояние было обосновано библейски, а не путем голой спекуляции или логической необходимости. Говорит ли Библия о том, что Бог может дать людям такую благодать, от которой они будут возрождены лишь частично, но не полностью?
Допустим, что это возможно и может быть доказано; отсюда сразу возникает еще больше вопросов. Если через благодать наши желания вдруг становятся «нейтральными», то что будет для человека причиной выбирать так или иначе? С точки зрения Иисуса решения и действия человека неизбежно определяются их внутренними условиями .  Дерево доброе приносит плоды добрые, худое дерево приносит и плоды худые, и думать иначе невозможно. Если же дерево не является ни хорошим, ни плохим, то что определит его плоды? Вы просто не сможете указать на то, что человек имеет определенную склонность, и вынуждены будете сделать вывод, что Он принимает или отвергает Христа случайно. Утверждать такое означает утверждать, что Бог избирает Своих людей на основе их случайного выбора. Но люди верят во Христа, потому что они видят весь удас своего греха, свою великую нужду в Спасителе и красоту, истину и превосходство благовествования Христова. Только духовно возрожденный человек может понять и увидеть Божие добро в Евангелии (1 Кор.2.14), это невозможно для необновленного сердца. Слепой не может видеть, пока не откроются его глаза. Более того, духовно слепые не могут видеть, пока они не исцелились, и лишь когда они исцелились, они видят. Совершенно очевидно, что мы всегда выбираем на основании того, кто мы есть по своей природе – яблоня никогда не породит виноград.
Кроме того, мы должны обратить внимание, что Иисус говорит нам много раз в Писании, почему некоторые не верят. «Вы не верите, потому что вы не из овец Моих» (Иоан.10). Порядок здесь имеет большое значение. Иисус не говорит: вы не Мои овцы, потому что вы не верите, делая тем самым веру условием для того, чтобы стать овцами. Скорее Он говорит прямо противоположное: вы не верите, потому что вы не Мои овцы. Вера – это не условие, это плод и знак тех, кто уже есть Его овцы. Также Иисус говорил некоторым иудеям: «Вы не слышите, потому что вы не от Бога». Характер человека определяет его выбор. Но кто именно от Бога? Иисус четко отвечает в Своей молитве Отцу в Иоан.17.9, когда говорит: «Не о всем мире молюсь, но о тех, кого Ты дал Мне, потому что они Мои». Отец отделил для Себя определенных людей, и в Своей молитве к Нему Иисус молится именно о них, одновременно исключая тех, кто не дан Ему.
По иронии судьбы, арминиане являются компатибилистами. Это означает, что человек делает необходимый моральный выбор, основанный на его характер. Однако при этом считается, что после предваряющей благодати человек освобождается от ветхой природы, хотя и без предоставления новой – хотя и нет библейских свидетельств, которые подтверждали бы эту доктрину. Иными словами, до благодати Божией арминиане, как и кальвинисты, признают бессилие человеческой воли, но они полагают, что по приходу благодати человек не выбирает в зависимости от природы, как раньше, но имеет полную (либертарную) свободу воли, т.е. может выбирать независимо от того, кто он есть по своей природе. Это непонятно, так как Библия не дает никаких доказательств тому, что благодать дает людям временную полную свободу. Вместо этого, возвращаясь к словам Иисуса, мы слышим: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево худым и плод его худым» (Мтф.12.33).
Арминианская доктрина благодати, как представляется, исходит из того, что Бог должен быть справедлив. Отсюда арминиане логически заключают, что поскольку Бог благ, Он должен восстанавливать тех, кто противится Ему и восстал против Его абсолютной справедливости. Чтобы сохранить это определение справедливости, арминиане заявляют, что Бог должен дать всем людям равные шансы. Однако Бог не обязан давать детям дьявола (Иоан.8.44) какой бы то ни было шанс вообще, если Он того не хочет. Бог был бы совершенно справедлив по отношению к человеку, если бы сделал с Ним то же, что и с падшими ангелами, за которых Он не умирал. И если мы все согласны, что Бог по справедливости мог послать все человечество в ад, то почему несправедливо, что Он простил долг некоторых и оставил других? Разве Сам Иисус не рассказал притчу о хозяине, которая заканчивается словами: «не властен ли Я делать в своем то, что хочу? Или вы завистливы оттого, что я щедр?» (Мтф.20.15 KJV).
И независимо от сказанного – почему Бог, что доволен выбором человека, который выбирает равнодушно, лучше Бога, Который любит по Своему выбору? Если мотив выбора Евангелия – это безразличие, то дело будет обстоять именно так. Если мы не жаждем Бога, наш выбор либо невозможен, либо случаен. Библия нигде и никогда не учит подобной концепции благодати. Доказывать дальше его абсурдность просто неловко. Арминианам нелегко согласовать свою систему с Писанием и оставить ее целостной. Уже одно это должно заставить нас отказаться от нее. Индетерминизм никогда не должен быть основой нашего богословского понимания, тем более в вопросах, имеющих критически важное значение.
3. Арминиане считают, что невозрожденные (или «частично возрожденные») люди могут улучшиться на основании той благодати, что у них есть. Другими словами, предваряющая благодать ведет нас часть пути ко спасению (делает частично возрожденными), но сам человек делает все остальное или завершает спасение. Если допустить, что все люди имеют в какой-то момент своей жизни это благодать и два человека слышат одно и то же Евангелие, то почему один из них верит, а другой нет? Что заставляет их отличаться? Очевидно, это некая разница в природе, а не в благодати. Не сама благодать, а нечто в человеке, который использует ее, заставляет его отличаться от других. Проще говоря, если мы уверовали во Христа, откуда у нас взялось желание сделать это? От благодати или от природы? Арминианин может сказать, что от благодати. Если так, то почему тот, кто отверг Евангелие, тоже получил благодать? Если благодать в конечном счете не есть то, что разделяет этих двух людей, помимо нее есть что-то еще. Другими словами, один человек почему-то имеет физическую или врожденную способность иметь правильное мышление, любовь и правую волю, чтобы прийти ко Христу, и все это является автономным и независимым от благодати, и ко спасению ведет то, что вытекает из сердца природного человека. Это, мягко говоря, довольно проблемная доктрина. Мы вынуждены спросить: почему одни люди используют предваряющую благодать, а другие нет? Арминиане все равно видят благодать Бога как лишь предпоследнюю причину спасения, тогда как вера грешника является конечным, непременным его условием. Можно доказать, что арминианская предваряющая благодать – это не спасение только по благодати, но спасение по благодати плюс характер.  Здесь налицо тот же результат: один человек из невозрожденного состояния порождает веру, другой не порождает ее и отвергает Христа. В нем не хватило природного смирения? Но неужели смирение – это не дар благодати? Апостол говорит: «Что у вас есть, что вы не получили?» (1 Кор.4.7). «Благодатью Божией я есть то, что есть» (1 Кор.15.10). В случае с верой один человек делает нравственно хороший выбор, другой – дурной выбор. В любом случае при взгляде на предваряющую благодать дело доходит до внутреннего принципа заслуги, который и отличает одних людей от других. Это и проводит к похвальбе перед другими, которые не имеют веры. Но еще более важно то, что такая предваряющая благодать не имеет библейской поддержки, и это делает всю позицию несостоятельной. Арминиане ставят благодать в зависимость от смирения и послушания человека и не согласны с тем, что действенный дар благодати делает нас послушными и скромными. Я думаю, что арминиане считают, что все нищие равны, но некоторые равнее.
В конце концов, проблема с арминианской предваряющей благодатью в том, что она основана на голой человеческой логике и рациональности, а не на Писании. Писание свидетельствует о том, что без Духа человек не может понять Бога (1 Кор.2.14). Даже с предваряющей благодатью, теоретически способной поставить человека в нейтральное положение, мы все еще не имели бы Животворящего Духа, способного дать нам то, что нужно. Как естественный человек может постичь и возжаждать Бога без оживотворяющей и обновляющей благодати? Может ли слепой видеть, пока его глаза не открыты? Может ли человек с каменным сердцем полюбить и возжаждать Бога прежде, чем его сердце станет плотяным? Может ли вода подняться выше своего источника? Мы считаем, что спасение от Господа, от начала до конца. Он заслуживает всей славы. Хотя мы по-прежнему беспомощны Христос умер за нас и Его смерть обрела для нас все, что нужно для нашего спасения, в том числе наше возрождение. Невозрожденный человек никогда не обретет желание быть с Богом. Если Божья благодать не спасает нас от начала до конца, то человек в конечном счете решает все на основе какого-то внутреннего принципа по ту сторону добра и зла.
Наконец, я хочу пояснить, что я не пытаюсь доказать здесь, что арминиане не спасаются. Наоборот, я пишу это в надежде повысить понимание того, что разделяет нас с нашими арминианскими братьями. Это правда, что Бог часто спасает нас, несмотря на наше плохое богословие, иначе благодать уже не была бы благодатью. В самом деле, Он спас всех нас, несмотря на наши неправильные взгляды. Мы должны принять это, в противном случае мы не понимаем ничего в том, что Бог сделал для нас (Мтф.16.17). Но мы должны ясно дать понять, что арминианское учение о благодати не является ортодоксальным, ибо оно не имеет библейской поддержки. Очевидно, что обе стороны не могут быть правы. Я полагаю, что большинство искренне верующих арминиан согласны с нами в том, что они справедливо заслуживают гнева Божия и спасаются единственно Его милостью через Иисуса Христа, и это дает некоторую надежду. Но мы никогда не должны оставлять усилий к тому, чтобы они увидели глубокие проблемы и дефекты в своем учении, так как Бог ясно дал понять, что Он спасает только по Своей благодати. В той мере, в какой мы мыслим неверно о Боге и Его спасении, мы виновны в идолопоклонстве, и Бог не благоволит этому. Таким образом, мы должны объявить взгляд на недейственную благодать ошибочным, и в то же время признать, что имеет место битва внутри стана. Это достаточно серьезно, чтобы оправдать ожесточенные споры, которые могут продолжаться до конца времен, так как идея предваряющей благодати есть по сути та же ошибка, что и полупелагианство, просто в меньшей дозе: т.е. представление, что вера производится невозрожденной природой, или синергизм. Она по прежнему дает человеку слишком большие надежды на себя и на свои природные способности. Об истинно верующих Павел говорит, что они поклоняются в Духе и не полагаются на плоть (Фил.3).
Моя молитва о Церкви в том, чтобы мы все пришли в единство истины, как Бог открыл ее, и чтобы была выброшена на попрание бесчестящая Бога теология, откуда бы она ни исходила.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии