Том Нетлс. Домостроительство доктрины благодати

ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ДОКТРИНЫ БЛАГОДАТИ
Том Нетлс
http://www.founders.org/FJ29/article5.html
 
В этой статье я хотел бы показать, что доктрина благодати имеет внутреннюю тенденцию к устойчивости и большую внутреннюю согласованность в определении принципов ортодоксального евангелизма. Конечно, я не первый, кто пришел к такому выводу. Многое в истории Церкви показывает, что основы христианства настолько зависят от инициативы Божьей в откровении и в спасении, что любые усилия поддержать христианскую жизнь и свидетельство помимо доктрины благодати обречены на провал.
Это утверждение, тем не менее, имеет сегодня особое значение для Южных баптистов. Если мы имели мужество верой и правдой бороться за то, чтобы восстановить истину абсолютной достоверности Писания как основу для богословского образования и миссии, без которой она не имеет смысла, то неужели мы не можем понять ту динамику, благодаря которой это наше утверждение не будет потеряно, а ткань наших убеждений будет достаточно последовательной, чтобы сохранить его? Кроме того, если мы видим отказ от всеведения и неизменности Бога и наличие в евангелизме закваски «теологии процесса», и осознаем, что эта смесь содержит также дозу арминианства, то необходимо развивать дисциплину, осторожность и навык богословского анализа, чтобы быть верным учеником Господа в наши дни.
Когда Сперджен в «Мече и мастерке» принял участие в Споре на понижение, он считал эту проблему гораздо более существенной, чем разногласия по поводу намерений искупления. «Эта борьба, - писал он, - есть дискуссия не о кальвинизме и арминианстве, а о правде Божией в сравнении с изобретениями людей» (SwordandTrowel, apr.1887. P.196). Обстоятельство, которое Сперджен не счел возможным проигнорировать или опустить, состояло в том, что «арминианство обычно было путем, по которому несогласные с нами спускались к социнианству». Сперджен продолжает: «Мы заботимся гораздо больше о центральных евангельских истинах, чем о кальвинизме как системе, но мы считаем, что кальвинизм несет в себе консервативные силы, которые помогают удерживать людей в рамках жизненно важных истин, и поэтому мы рады любому решению, которое он когда-либо принял». Южные баптисты согласны с тем, что «по благодати Божией мы можем прекратить снижаться».
Никто не понимает Божественное откровение в целом. Каждый из нас подвержен ошибкам в интерпретации, как и в доктрине. Но добиваться того, чтобы избежать ошибок в максимально возможной степени, особенно в жизненно важных областях христианской истины – это обязанность всех христианских служителей. Является, таким образом, обязательным продумать последствия доктрины, в которую мы верим, и искренне стремиться понять соотношение всех ее частей. Доктрина целостна, и ни один ее элемент не является несущественным для других. Бог Един в Своем бытии, хотя в Нем Три Ипостаси. Любовь Сына не ограничивается любовью Отца, и понимание дела Сына лишь способствует нашему пониманию дела Отца; и точно так же с пониманием Личности и дела Святого Духа. Несмотря на это, возрастание нашего понимания оправдания ведет к заметному возрастанию понимания Креста, или даже работы Духа в возрождении. Это, в свою очередь, влияет на наше понимание Церкви и характера церковного членства. «Один Господь, одна вера, одно крещение», и наша цель – привести весь народ к «единству в вере и в познании Сына Божия». В Слове Божием нет маловажных доктрин, и слабость в одном каком-либо аспекте делает нас более восприимчивым к ошибкам в другом. Это истина, которая побудила апостола Павла сказать  галатам: «Если законом спасение, то Христос напрасно умер» (Гал.2.21), и также коринфянам: «Если мертвые не воскресают, то Христос не воскрес, а если Христос не воскрес, то вера ваша пуста и вы все еще во грехах ваших» (KJV), и те, кто умер с надеждой на Христа, действительно погибли под гневом Божиим.
Знание доктрины избрания помогает узнать больше о реальности возрождения, и обе эти доктрины порождают уверенность в силе и цели проповедуемого Слова. В противном случае Павел не мог бы сказать: «зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами» (1 Фес.1.4-5). Понимание идеала возрожденного членства в Церкви будет значительно усилено благодаря более глубокому знанию природы и признаков нового рождения. Большую часть недоумений по поводу недостойного членства можно не только объяснить, но и устранить путем тщательного и мужественного применения доктрины действенного призвания  к конкретным ситуациям в поместной Церкви.
Исходя из этого, я постараюсь кратко продемонстрировать эти соединительные звенья, поставив на обсуждение лишь две доктрины: непогрешимость Писания и заместительное искупление.
1. Исторически несомненно, что наиболее убедительная и мощная защита библейской богодухновенности исходит от реформатской традиции (это работы Уорфилда, Ходжа, Тюрретена, Кальвина, Дабни, Торнуэлла, Д.П.Бойса и Джона Дэгга). Из всех богословских систем исторический кальвинизм обеспечивает также наиболее комплексное обоснование непогрешимости Писания. Арминианство провозглашает систему, в рамках которой для Бога невозможно безошибочно руководить любой деятельностью с предопределенным результатом, ибо этот процесс необходимо включает в себя человеческий  фактор, не нарушая свободы воли. Эта система не может гарантировать непогрешимость Писания иначе как допустив, что здесь имеет место не человеческое авторство, а автоматическое письмо. Сами арминиане, конечно, так не скажут, но их система логически требует этого.   
Кальвинизм, с другой стороны, не зависит от подобной неопределенности и свободы. Наиболее мощным свидетельством этого является его учение о Боге. Бог определяется здесь как Святой и Истинный, а также совершенно свободный и заслуживающий хвалы. Тем не менее возможны свободные человеческие действия, которые находятся в пределах природы и возможностей личности и в то же время абсолютно соответствуют указам и провидению Бога. Этот принцип распространяется и на письменное Откровение. Если Ирод и Понтий Пилат могли действовать в рамках точного исполнения цели Бога в распятии Христа, то апостолы, в чье сердце излилась любовь ко Христу, пролившему за них Свою Кровь, могли действовать свободно, как учители Церкви, и в то же время творческий акт Бога определил непогрешимость Писания. Непогрешимость представляется аберрацией только в арминианской системе; она является частью внутренне согласованной кальвинистской системы.
2. Заместительное Искупление всегда было в  центре жизни Южных баптистов. Арминианство создает напряженность с этим пониманием Искупления, кальвинизм же рассматривает его как свое, поддерживает и делает необходимым для Евангелия. Не может быть никаких сомнений, что Писание учит о заместительной смерти Христа. «Господь возложил на Него грехи всех нас». «Он умер, Праведник за неправедных, чтобы привести нас к Богу». «Не знавшего греха сделал грехом за нас». «Он был распят за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Кроме того, все библейское свидетельство не оставляет иного понимания жертвенника, на котором предлагается умилостивление. «Если мы оправданы Кровью Его, насколько в большей мере мы спасемся от гнева Божия через Него». «Бог предложил Его в жертву искупления». «Тех, кто был чуждыми и врагами, Он примирил в Его Крови».  «Он определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа».
Арминианство, как правило, предлагает системы искупления, которые являются вариациями теории морального влияния. Гроций, один из лидеров голландского арминианства, разработал теорию морального правления. Эта позиция важна для арминиан потому, что она не требует, чтобы искупительное дело Христа имело результат, соответствующий его цели. Воздействие Искупления является лишь субъективным и просто мотивирует к покаянию и вере, по которой приходит прощение. Заместительное Искупление основано на библейской идее справедливости, согласно которой наказание соответствует преступлению, а не совершается за его пределами. Если Христос действительно пострадал га грехи наши и гнев Божий получил справедливое умилостивление, то цель достигнута, и все преимущества, достигнутые смертью Христа, могут быть применены, в противном случае это просто наказание, не соответствующее преступлению, и Христос не может смотреть на Свое дело с удовлетворением. Эти объективные аспекты Искупления идут вразрез с теорией всеобщего искупления, которое имеет лишь субъективное применение, то есть действенность заместительного умилостивления зависит в конечном счете от человеческой реакции в виде покаяния и веры и может быть ограничена ею. Это такое давление на нереформатские конфессии, что они, по их же логике, вынуждены отказываться от заместительного искупления.
Эти объективные элементы, будучи поставлены в центр внимания, подтверждают нашу уверенность в полной действенности смерти Христа. Совершенное Искупление, а не изменчивый субъективный ответ на него, является причиной покаяния и веры. Доктрина благодати не видит несоответствия между вопросом: «За что же осуждает?» - и уверенным ответом: «Ибо Христос умер». Смерть Христа несомненно спасает от осуждения тех, за кого она совершилась. Всеобщее искупление не может доктринально обосновать эту последовательность.
Не делая пока окончательных выводов, я хочу предложить одну оговорку в отношении данного подхода. Существует аргумент, что хотя доктрина благодати придает большую согласованность всей системе Божественной истины, сама эта доктрина есть лишь результат рассуждений и умозаключений. Но в первую очередь она воплощает целостный подход к библейской интерпретации. Это истина апостольского учения в Рим.8, Еф.1, 1 Пет.1, и слов Самого Господа нашего в Иоан.3,6,10 и 17, Мтф.11 и других местах. Она образует опыт и основу для всей керигмы о спасительном деле Божием в Воплощении, Кресте, Воскресении и Вознесении, а также для человеческой реакции на все это в виде покаяния и веры. Здесь перед нами вещи, реально являющиеся в большей мере сокрытыми, чем другие, и поэтому они могут служить источником разногласий между христианами. Тем не менее они создают прекрасный и вполне оправданный источник единства всей библейской истины.
Наконец, я думаю, что необходимо акцентировать вопрос о последовательности спасения и со всем пылом, который в наших силах, утверждать две вещи, которые должны всегда присутствовать в наших убеждениях и жизни. Есть одна благословенная непоследовательность в понимании Писания, которая часто спасает евангельское исповедание и практику. На этой неделе я проповедовал в храме, где все с радостью и воодушевлением пели гимн Уильяма Гадсби «О дивное снисхождение». Один ведущий арминианин рассказал мне потом, как часто он пользуется этим гимном и сколь поэтичным и богословски ясным он его считает. Я сказал ему, что гимн написан гиперкальвинистом XIXвека. Арминианин ответил, что в нем нет ничего, с чем он не согласился бы. Как известно, одной из концепций «гиперов» является отказ от обязанности верить, что означает, что в собрании с участием неверующих служители не вправе призывать грешников принять Христа. Но арминиане поют: «С радостью кинемся в Его объятия» (Абсурдное заявление. – Прим.пер.).
Во-вторых, мы должны признать, что некоторые доктрины могут быть полезными на ранней стадии их развития, но их зрелые плоды оказываются разрушительными. Мы нуждаемся в постоянном обличении Словом Божиим и исправлении ошибок. Кроме того, мы часто защищаем некоторые истины таким образом, который неоправданно разрушает христианскую любовь и единство, как будто Дух Божий дает лицензию на человеческую гордость и ее пагубные дела!
Господи, дай нам по Своей милости мужество бороться за веру, однажды преданную святым, настойчивость, чтобы ходить в истине, умение учить единству в вере и познании Сына Божия, стремление к вышнему званию во Христе Иисусе, смиренную последовательность в жизни по истине, которую мы обретаем, и надежду на то, что вера, которую Ты дал, выявит и исправит наши ошибки и возрастит наше разумение во славу Христову.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии