Шамбала и Тибет

В Юго-восточной Азии есть одна страна, которая особо выделяется в ряду других стран этого региона. Находится она на высокогорном плато среди величайших горных вершин Гималаев, и несмотря на ее удаленность и труднодоступность, каждый год тысячи туристов и паломников стремятся побывать там. Вы уже, наверное, догадались, что эта страна называется – Тибет.

Побывав в современном Тибете, вы получите неизгладимые  впечатления, увидев картины из жизни коренного населения, по меркам современного западного человека живущего в страшной нищете и экстремальных климатических условиях, буддийских лам, смиренно несущих свою службу в древних монастырях,  культовые сооружения, потрясающей красоты природу и над всем этим – как напоминание о Вечности – могучие снежные пики гималайских восьмитысячников.

Подобно тому, как в Тибете берут начало великие реки Брахмапутра, Янцзы, Инд, Меконг, там же находятся истоки одной из самых значительных мировых религий – буддизма. Исторический основатель буддизма Сиддхарта Гаутама родился, достиг просветления и проповедовал свое учение в соседней Индии, однако именно в Тибете буддизм сохранился и получил дальнейшее развитие после ряда мусульманских вторжений в соседние страны, где буддисты подвергались гонениям. В Тибете жили и развивали учение Будды просветленные учителя Марпа и Миларепа, Падмасамбхава, Цзонкапа и другие, создавшие четыре основные линии или школы тибетского буддизма. Эти школы получили названия - ньингма, сакья, карма-кагью и гелугпа и имеют сейчас многочисленных последователей по всему миру. 

Люди, ищущие духовной реализации и практикующие буддисты, несомненно, найдут в Тибете много интересного для себя. В Тибете зародилось тантрическое направление буддизма – Ваджраяна, или «путь Алмазной Колесницы», согласно которому практикующий может достичь трансформации обыденного ума с помощью специальных йогических  практик и тайных мантр в этой жизни, а не где-то в следующих перерождениях. В Тибете еще до появления буддизма существовало древнее магическое учение бон-по, со своими ритуалами и практиками. В настоящее время оно признано главой буддистов Далай-ламой как пятая религиозная школа Тибета.

В бон-по входит  и практическое учение дзогчен, самое загадочное и считающееся в буддизме высшим уровнем реализации. В каждой мировой религии существует эзотерический, скрытый  для непосвященных, или  для тех, кто еще не готов его воспринять, раздел тайных знаний. К примеру, в исламе это учение суфиев, в христианстве учение ессеев, в иудаизме – каббала, а в буддизме – это дзогчен. Дзогчен в переводе означает «великая завершенность» и дается подготовленному ученику мастером уже достигшим просветления. В Тибете и сейчас можно найти держателей традиции бон-по и практикующих мастеров дзогчен.

До середины 20-го века Тибет был практически недоступен иностранцам, хотя туда стремились проникнуть разведки разных стран – СССР, Англии, США, Японии. Нацисты гитлеровской Германии до второй мировой войны неоднократно посылали в Тибет экспедиции, и это не в последнюю очередь было связано с поисками заповедной страны Шамбалы.

Упоминания о Шамбале, как о стране, обладающей неисчислимыми богатствами и знаниями, управляемой могущественными людьми, которые вступят в последнюю битву между силами добра и зла, когда придет время, появились впервые в буддийском учении Калачакры, которое было дано еще основателем буддизма. Легенда о Шамбале сохранялась и передавалась в различных учениях, и позднее была привнесена в европейскую эзотерическую традицию такими исследователями Востока, как Елена Блаватская и Николай Рерих. В их интерпретации Шамбала – страна, где находятся великие Учителя - махатмы, носители великого знания, которые следят за развитием человечества и в нужные моменты приходят на помощь.
 
В Тибете есть реальная территория, которая называется по-тибетски Олмо-лунгринг, или «вытянутая долина», включающая в себя священную гору Кайлас. А на санскрите эта область называется Шамбха-ла, или «благостная земля Шивы». Однако один из великих учителей Панчен-лама объяснял, что путешествие в Шамбалу невозможно совершить только лишь путем перемещения в пространстве, для этого нужно выполнить множество духовных практик. Другими словами  путешествие в Шамбалу – это внутренний духовный поиск. Хотя были известные подвижники в истории – Цилупа и корейский монах Тхе-Че, которые совершили реальное путешествие в Шамбалу и оставили подробные описания с картами и комментариями. Как бы то ни было, Шамбала была и остается великой загадкой Тибета.

В Тибете есть множество вещей мистических и необъяснимых с позиций современного знания, подобно Бардо-Тедол - Тибетской книге мертвых или искусства тибетской медицины. Только надо отличать их от многочисленных спекуляций некоторых новомодных «эзотериков», которые могут, например, сделать «открытие», что ваджра – это летающий инструмент, которым древние резали скалы, а не символ ясного ума в буддизме. Тибет – сокровищница знаний и место обитания носителей эзотерических традиций, поэтому долг каждого ищущего помогать в силу своих возможностей  тибетцам сохранить все это наследие для следующих поколений.


Рецензии
Очень интересно, когда-нибудь соберусь и поеду.

" К примеру, в исламе это учение суфиев, в христианстве учение ессеев, в иудаизме – каббала, а в буддизме – это дзогчен."
Эзотерическое учение в православии называется исихазм, его в 14 веке систематизировал Григорий Палама. Исихазм позволяет созерцать свет Господа.

Игорь Леванов   02.04.2012 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь. Сам я православный, но об исихазме не слышал. Надо поискать, почитать.

Владимир Мальмаков   02.04.2012 11:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.