Мона Лиза

 Жизнь, иногда, течёт не заметно. А возвращается яркими, красивыми воспоминаниями...

 Фурцевой в 1974 году уже не было в Политбюро... Видимо, поэтому я воспринимал её после завершения военно-политического училища как исторический персонаж времён Хрущёва, а не современницу...

  Но именно  осенью 1974 года(завершающий акт трагедии в жизни Екатерины Ф.) в "Огоньке" неожиданно(!) и непонятно(тогда!) почему опубликовали прекрасную репродукцию Джоконды. В ту осень я только приехал в Латвию и мы жили вдвоём с Сашей Горбачевым  в комнате  офицерского общежития. Саша из куска  хорошей древесины вырезал что-то, напоминающее доску иконы, и мы вклеили, а затем залили толстым слоем прозрачного лака этот необычный Лик Женщины. Она коснулась моей жизни на  11 лет. И только сейчас признаю:может быть была моим ангелом... Мы охраняли важнейший объект страны, а она - меня.

  В  январе 1975 года где то после  7 вечера в Ленинской комнате роты охраны набилось(!) человек 80 солдат и сержантов. В полумраке перед этим рукотворным "мечтанием" двух лейтенантов горела свеча, а я читал моим подопечным чьи то стихи под тихую классическую музыку органа Домского Собора. Трудно это представить даже сейчас. Но это было... Неожиданно минут через 30 после начала внезапно открылась дверь, и в проёме  все увидели удивлённое лицо 40-летнего командира роты капитана Бурдалова. Он был мудрый командир и, осознав, что это не религиозный обряд , тихо закрыл дверь...

   Этот "новодел" непосредственно сопровождал меня 5 лет в Латвии, 3 года на Кольском полуострове, 3 года академии. В 8 метровой комнате общежития академии на Большой Пироговской улице(100 метров от Новодевичьева монастыря-там успокоилась Фурцева)  в 1984 году, я почему то  решил расстаться с этой копией...Каюсь: просто выбросил в общий мусоропровод  нашего общежития... Каково было моё искреннее удивление, почти испуг, когда через день я увидел этот портрет Джоконды у нас на 2 этаже, стоящую на подоконнике и укоризненно смотрящую прямо мне в глаза. Всякое чудо можно объяснить и это выяснилось( дворник жил у нас на этаже и, увидев в подвале среди мусора ...,принес на этаж). Рукописи не горят,прекрасное бессмертно...даже в самых атеистических душах.

  Пытаюсь вспомнить и не могу: куда же она исчезла впоследствии из моей жизни? Скрылась с глаз долой, но я её чувствую...


Рецензии
Владимир, добрый день!
Красота бессмертна и даже в "новоделе" она остаётся таковой. "Новодел" Моны Лизы спас дворник. Он увидел красоту и не дал ей погибнуть.
В 1974 году проездом из Японии картина Леонардо да Винчи "Моно Лиза" сделала остановку в Москве и была выставлена для показа в Пушкинском музее. Её увидели полтора миллиона человек. И за это надо благодарить Фурцеву, которая смогла об этом показе договориться с Францией. Вот тогда-то репродукция картины и была опубликована в журнале "Огонёк".
В Пушкинском музее экспонировался еще один всемирно известный шедевр - картина великого Рафаэля "Сикстинская Мадонна", спасённая в 1945 году Красной Армией. Во время службы в ГСВГ мне повезло любоваться ею в Дрездене в дворцовом комплексе Цвингер. И, конечно, я написал о Сикстинской Мадонне подробный рассказ из трех частей (http://proza.ru/2011/11/18/907).

А в Ригу я ездил в 1973 году, побывал во многих музеях, в русском театре, а в Домском Соборе на концерте органной музыки, слушал произведения Баха и других композиторов.

С пожеланием доброго здоровья -

Вадим Прохоркин   13.11.2021 13:57     Заявить о нарушении
Очень дорожу вашим вниманием... Не знал, что в 1974 году эта картина выставлялась в Пушкинском музее в Москве. Это знаковое совпадение..

Владимир Казаков Нн   13.11.2021 15:12   Заявить о нарушении
Вспомнил ещё один момент своей службы, связанный с этой историей... В феврале 1975 года из караула, с поста самовольно, с карабином ушёл мой подчинённый рядовой Зименко...Как потом выяснилось: он что то в карауле нарушил. Караул был под командованием сержанта: ему обещали "суровую" разборку после смены... Часть поднял по тревоге, оцепили весь Кулдигский район... Когда появилась информация, что кто то видел как солдат с оружием залез в грузовой вагон: на следующей станции вагон оцепили. Был отдан приказ: если не выбросит оружие: стрелять... Что вспомнил Зименко в этот момент не знаю,может быть свою маму, может тот необычный вечер в Ленкомнате: от выбросил карабин... Его просто комиссовали...по состоянию здоровья..

Владимир Казаков Нн   13.11.2021 15:26   Заявить о нарушении