Гегель и Маркс
Первое и главное отступление. Материальные факторы в общественной жизни не являются ведущими, как полагал Маркс, они составляют лишь основу образа жизни людей. Человек – идеально-материальное существо, и идеальное в нем ведет, определяет направление развития. Общественный коллектив – идеально-материальный феномен общественной жизни, и идеальное в нем ведет, определяет направление развития. Истина в такой же мере субъект, как и объект. Их единство – идея. Идея, но не объект. При всей кажущейся беспристрастности Гегеля к объекту и субъекту, активность он отдает второму. Человек может идти в определенном направлении лишь тогда, когда видит дорогу. Незрячий человек обречен кружиться на одном месте.
Второе отступление. По Гегелю, «Всемирная история – прогресс в сознании свободы». И здесь философ выделил три эпохи: Древний Восток – свободен один (тиран), Античная эпоха – свободны некоторые, Христианская эпоха – свободны все. Не реально свободны, но пока в сознании. Реально свободными люди статут тогда, когда все самосознания признают друг друга в качестве равных и в процессе борьбы добьются равного положения. Нельзя освободить человека, пока он по своему самосознанию раб. В этой ситуации попытка его освободить приведет лишь к тому, что он попадет лишь в другое рабство. Марксово освобождение не связано с развитием самосознания, но связано с изменением форм собственности. На последнем этапе истории (все предыдущие эпохи были предысторией) приходят некие вожди и, используя недовольство пролетариата, революционным способом упраздняют частную собственность, уничтожают ее носителей и организуют коллективный труд на общественных предприятиях. Так реальное освобождение подменяется освобождением от собственности. И раб по сути, по сознанию, остается рабом, потому что свобода для него – все равно что очки для мартышки.
Третье отступление, оно связано с теорией развития. По Гегелю, закон отрицание отрицания не ведет к тотальному отрицанию одной из противоположностей, но ведет к сохранению обеих противоположностей в неком третьем, более высоком, в более конкретном качестве. По дороге вверх, дух «все свое несет с собой» – и жизнь, и смерть, и добро, и зло, – идеализируя пройденное. Марксов пролетариат как одна из противоположностей общественного развития уничтожает буржуазию как класс, якобы потерявший историческую ценность, и строит (под руководством вождей) общество без противоположностей, строит тупиковое общество – коммунизм. Маркс попытался снять бесконечность исторического процесса, насилуя гегелевскую логику.
Четвертое отступление. Отчуждение. Гегелевский дух отчуждает от себя все спрятанные в его тайниках богатства в виде идей, а также в форме реального бытия, реальной действительности, развивающейся во времени, и снимает эти свои отчуждения. При этом снимает неразумное в действительности с помощью работы духа. Революционна ломка в его теории рассматривается как неразумный вариант снятия (Французская революция). Хотя дух переносит все, что «кипит» в его недрах. У Маркса революционному снятию, ломке, срезанию голов отдается приоритет. Революции – локомотивы истории, отсюда – упование на диктатуру пролетариата. Четверг, 22 марта 2012 г.
Свидетельство о публикации №212032200863
Со своей же стороны хочу заметить.
Когда та или иная идеальная модель МИРА(как человеческого, так и естественного) перестает удовлеворять сознание, то в первую очередь обращают внимание на принципиальнае основы этой модели, а также на принципиальные воможности инструментария, которые использовала и собиратся использовать в дальнейшем человеческая голова.(Я имею ввиду общефилософский аспект, социологический и логический).
Откуда только и могут проясниться, наметиться очертания контуров модели потребного будущего.
Критика же деталей, конечно кое что даёт для затравки(начала сомнений), но в целом ведёт к философским склокам и малопродуктивна.
Винни-Пух.
Эдгарт Литау 22.03.2012 19:36 Заявить о нарушении
Сергей Корягин 23.03.2012 11:28 Заявить о нарушении
Ещё бы! Ничто не ново под Луной! Толкуем-то всё об одном и том же.
"Во-вторых, все новое строится на старом, на воздухе ничего не построишь."
Естественно. Если до этого на человека смотрел только спереди, и зайдя с обратной стороны, увидев только задницу и лопатки со спиной, ты вряд ли забудешь, что есть всё же ещё лицо и грудь. Но взгляд твой на человека и представления о нём поменяются, если у тебя, конечно, с мозгами всё в порядке.
"В общественной науке ни Гегеля, ни Маркса обойти никому не удастся. Они загородили дорогу, поэтому надо пробиваться через них."
Но это не значит, что в логических дебрях Маркса как и деталях(всего содержания) Гегеля нужно путаться и воздыхать до посинения.
Сменить систему координат принципиально, оставить интеллектуальной истории весь тот изящный балласт, который до сих пор завораживает одних и вызывает обоснованный протест у других, и взглянуть на вещи с той точки зрения, с которой эти вещи становятся наиболее ясными и доступными для здравого понимания, содействующего реальному продвижению вперёд, а не построению новых романтических иллюзий и пожеланий.
Эдгарт Литау 23.03.2012 12:37 Заявить о нарушении
пора взрослеть! Хватит ребячиться и дурачиться!
Винни-Пух.
Эдгарт Литау 23.03.2012 17:25 Заявить о нарушении
Зачитавшимся марксизмом: пора и рассольчику принять, а то наши дети нас не поймут.
Эдгарт Литау 24.03.2012 12:12 Заявить о нарушении