Государство, в котором жил Платон

Платон жил уже после реформ Солона и Клисфена, в 427-447 годах до нашей эры. Это было непростое, полное противоречий, время.
В то самое время, когда родился Платон, потомок последнего базилевса Афин Кодра по отцовской линии и Солона по материнской, уже четвертый год бушевала Пелопонесская война – кровопролитная бойня, устроенная государствами Греции. Всё началось с вооруженного столкновения с Коринфом в битве при Сиботах в 433 году до нашей эры. Афины под этого покусились на колонию Коринфа Потидею. Так борьба за рынки стала причиной междоусобной войны.


Ближайший союзник Коринфа Спарта поспешила объявить войну Афинам. В 431 году стратег Перикл окончательно решился на военные действия против Спарты. В 430 году афинские аристократы пытались, в обход Перикла, пытались замириться со спартанцами, но из этого ничего не вышло. Перикла, как пишет Плутарх,  судили и отрешили от должности, присудив к денежному штрафу. В 429 году Перикл умер от чумы и Афины потеряли в его лице талантливого полководца, после которого Афины вели войну со Спартой с большими потерями. К тому же разгорелась политическая борьба между демократами и олигархами, но ни одна из сторон, ни один из представителей, не могли сравниться по организаторским качествам с покойным стратегом. Стратег Алкивиад, воспитанник Перикла, был обвинен по лживому доносу и бежал к спартанцам, цари которых были его родственниками,  и Афинам стало труднее сопротивляться внешним врагам.  Союзники Афин Хиос, Эритры, Клазомены и Теос перешли на сторону Спарты. Спарта укреплялась за счет субсидий Персии, которая  при этом преследовала собственные цели.


В 413 году до нашей эры в Афинах было установлено правление коллегии десяти пробулов – представителей партии олигархов. В этот период большое участие в политической жизни Афин принимал Алкивиад, все еще находившийся в изгнании.  Именно с его подачи в апреле 411 года до нашей эры была введена диктатура Тридцати – к десяти пробулам добавили еще двадцать олигархов. Ареопаг потерял свое прежнее значение, его роль свелась к нулю, а все полномочия перешли к Совету четырехсот. Олигархи начали переговоры со спартанским царем Агисом, который, не поверив в их настроенность на мирный лад, подступил к стенам Афин с пелопонесской армией, но ничего не добившись, вернулся к переговорам,  требуя при этом, как пишет Аристотель в «Афинской политии», «чтобы афиняне отказались от владычества на море». Афиняне это требование, естественно, проигнорировали.
Вскоре Афины потеряли Эвбею, которая служила естественной защитой Афин от врагов. Это событие привело к падению олигархии. Народное собрание отстранило от власти совет Четырехсот и передало его полномочия совету Пяти тысяч. Новый государственный строй представлял собою смешение демократии и олигархии, причем преобладали демократы.


Интересно, что молодой Платон стоял в стороне от этих событий, хотя у него было немало родственников и друзей среди афинских политиков. Он интересовался вещами, далекими от политики. В это время он, как пишет Лосев в «Комментариях к диалогам Платона»,  «… премированный гимнаст, борец и наездник. Он – музыкант и живописец. Он – поэт, т.е. эпик, лирик и драматург. Он общается с модными тогда философами-софистами, старательно изучает Гераклита, Парменида, пифагорейцев, Демокрита и многому у них учится». Это общение с философами привело его к Сократу. Их первая встреча состоялась в 407 году до нашей эры, то есть тогда, когда в современном им государстве царила полная неразбериха. К власти  приходили то демократы, то олигархи, то сторонники тиранического режима. Сократ, имевший значительный вес в Народном собрании и оказывавший большое влияние на политиков, способствовал зарождению у Платона критических взглядов на государственное устройство.  У того прозрели глаза. Он увидел, что власть несовершенна, потому что сильные мира сего забыли о своем долге – бескорыстном служении народу -  и погрязли в роскоши и в борьбе за барыши. Слушая Сократа, записывая его речи, Платон все больше приходил к необходимости заменить этот несправедливый строй более гуманным, человекоориентированным. Он все чаще оглядывался на египетский кастовый строй, рассказы о котором были ему известны из бесед о путешествиях его родственника Солона, удалившегося в Египет после проведенных им реформ. Он идеализировал это древнее общество, во многом используя именно его как модель идеального государства.  Так он спасался от жестокой реальности.


А реальность и впрямь была жестокой. В 404 году к власти в Афинах пришли Тридцать тиранов, в числе которых был двоюродный дядя Платона Критий. Перевороту предшествовала осада Афин спартанским полководцем Лисандром в ноябре 405 года до нашей эры. После долгих трений между враждующими партиями олигархов и демократов афиняне согласились на заключение мира со Спартой на тяжелых для Афин условиях: они лишались всех своих внешних владений, кроме острова Саламин, и всего военного флота за исключением двенадцати кораблей, и должны были войти в военный союз со Спартой. Осада была снята, в Афины вернулись изгнанники, которые постарались стереть все следы прежней демократии и установили диктатуру Тридцати.  Под давлением Спарты была принята новая конституция, самодержавная по своей сути. Коллегия Тридцати была коллективным царем.


В городе развернулся террор, жертвами которого, как пишет Аристотель, стали 1500 человек.  В довершение всего, в Афинах безвыездно находился спартанский гарнизон. Вообще, установленное тиранами государственное устройство очень напоминало спартанское – та же коллегия Тридцати дублировала герусию, тридцать правителей, в числе которых было двое царей. Было запрещено преподавание красноречия (спартанцы, законодатели новой политической моды, долгим и витиеватым афинским речам предпочитали лаконичность). По примеру той же Спарты, закрытого автаркического государства, тираны изгоняли из Афин чужеземцев-метеков.
Ясно, что тоталитарный строй с жесткой вертикалью власти, установленный Тридцатью, противоречил свободолюбивым устремлениям афинян, в природе которых была заложена ненависть к диктаторам. В это же время в наиболее явной форме сложилась система взглядов Платона, которые он потом изложит в «Государстве».
Тридцать тиранов правили лишь 8 месяцев. Осенью 403 года из Фив вышел отряд из 70 афинских изгнанников-демократов под командованием Фрасибула. Началась напряженная борьба тиранов с демократами. В одном из сражений были убиты члены Коллегии Тридцати Критий и Гиппомах. Тридцать тиранов и их сторонники, оставшиеся без главных вождей,  были низложены народным собранием и изгнаны в Элевсин.   


Был восстановлен Совет пятисот, вновь введены в действие законы Солона и Дракона. Олигархи были ликвидированы как партия. Вновь восстановленная демократия просуществовала до потери Афинами независимости.
Но  этот государственный строй также нельзя было назвать идеальным. Публичная власть по-прежнему была отстранена от  народа, имущественное положение архонтов заметно отличалось от положения демоса. Население душили большими поборами, регулярная армия в любую минуту по приказу старейшин могла направить оружие против своего же народа. Все это хорошо знал и подмечал в своих диалогах Платон. В «Горгии» он пишет: «Худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных». «Несправедливость состоит в стремлении подняться выше прочих». «Сила состоит не в том, чтобы поступать так, как сочтешь нужным». Ведь не только политик, но и преступник поступает так, как считает нужным. Но в этом нет силы. Сила должна руководствоваться благом. К сожалению, ни тираны, ни архонты не задумывались о благе, когда вершили государственные дела.
После несправедливого обвинения, предъявленного Сократу, и его казни в 399 году до нашей эры Платон только укрепился в стремлении донести до аристократов свои мысли, представить им проект совершенного государства.


Рецензии
Это недостающая историческая вставка к дефициту размышления?
Или где-то тут скрыта разгадка выбора?

Сергей Одиниз   27.03.2012 23:08     Заявить о нарушении
выбора нет. нужен новый путь. о нем Платон и писал в "Государстве". Но к сожалению и его идеи оказались утопией.

Марианна Робеспьер   27.03.2012 23:22   Заявить о нарушении
И что же дальше?
Учиться?
Или это и есть цель, - обозначить пустоту, там где ее нет и не может быть?

Сергей Одиниз   28.03.2012 01:44   Заявить о нарушении
нужно представить обществу проект идеального государства.

Марианна Робеспьер   28.03.2012 22:08   Заявить о нарушении
Понятно, Вы еще в самом начале... где предложения впереди познаний.

Быть может, Вам сократит время выбора действий, информация о том, что уже давно обществу предоставлен и идеальный "Проект", и даже предсказана всеобщая участь.
И эта участь уже вступила в завершающую страшненькую фазу, где время на принятие правильного самоопределения, пошло уже на дни.
А общество, уже с тех пор и даже по настоящее время, всё так же забавляется примитивными забавами, выкручивая "Проект" каждый на свой лад, или попросту "не замечая" Его.
Ну, за небольшим исключением, конечно. За что, это небольное исключение почти все и недолюбливают.

Вот такая параллельность.

Сергей Одиниз   29.03.2012 01:28   Заявить о нарушении