Т. Гумбатова В. Л. Величко

                Его страстью было стремление к истине,справедливости,
                любовь к Отечеству и Вера в  Провидение.
               
        “Кавказ для нас не может быть чужим: слишком много на него потрачено всяческих сил, слишком органически он связан с великим русским мировым признанием, с русским делом...” Эти удивительные строки, написанные на рубеже ХХ века, принадлежат перу замечательного русского исследователя и публициста, поэта, блестящего знатока этого края Василия Львовича Величко.
     Его имя неразрывно связано, прежде всего, с яркой и смелой книгой «Кавказъ». В ней  изложена  жизненно правдивая точка зрения на извечный «кавказский вопрос» и его органическую связь с русским делом. Особенностью кавказского вопроса и его трудностью во все времена являлось сплетение национального вопроса   с социально-экономическим.
      В начале двадцатого века  В.Л.Величко один из первых мужественно и открыто заявил о политических и социально-экономических опасностях для российского государственного дела, связанных с колонизацией Закавказья.

      Василий Львович Величко  родился 2 (14) июля 1860 года в  украинском городе Прилуки Полтавской губернии. Его детство прошло на хуторе Вернигоровщина. Первое упоминание о хуторе относится к 1744 г. Поселение на лесной речке Гнилица в двух верстах от села Хаенки (ныне это сельская окраина) основал бунчуковый товарищ Андрей Дмитриевич Горленко, сын прилуцкого полковника Дмитрия Горленка.  Еще в начале ХІХ века хутор принадлежал роду Горленко, а после смерти маршала прилуцкого дворянства Ивана Андреевича Горленка (нобилитация украинских казацких родов в дворянство прошла в конце ХVIII века)  перешел вместе с землями с. Хаенки к богатому прилуцкому помещику Николаю Ивановичу Величко(1).
        Один из наиболее известных в семейном казацком роду - казацкий летописец Самуил(Самойло) Васильевич Величко (1670-1728г.г.). Он прошел курс наук в Киевской духовной академии, основанной Митрополитом Петром Могилой, который объединил в одну коллегию местную братскую и Печерско-монастырскую школы. Отпрыск казачьего рода С.Величко получил, по меркам конца XVII века, классическое гуманитарное образование. Грамматик, поэт, знаток полдюжины живых и мертвых языков, любитель философствовать, он создал главный труд своей жизни - четырехтомную малорусскую историю Казацкого государства в 17-18 столетии.  Более трех веков имя С.В.Величко в просвещенных кругах мира не забыто.
      Сведения о детях Самуила Васильевича, в том числе о его сыне Степане  Самуиловичу, отсутствуют. Внук его - Яков Степанович в 1742-64 годах  числился  полковым есаулом  в  Прилуцком полку и основал село Величковка.
Правнук Иван Яковлевич Величко был прилуцким помещиком, его имение находилось в с. Замостье вблизи г. Прилуки. 
      Имение в Замостье  унаследовал сын И.Я. Величко- Николай Иванович Величко (дед Василия Львовича),приумножив состояние отца. Ему принадлежали сахарный, спиртовый, пивной, мыловаренный и свечной заводы. К приведенным сведениям можно добавить, что Н.И. Величко выделил значительные средства на строительство Николаевской церкви в Прилуках. Построенная в 1856 г. однокупольная каменная церковь сейчас является достопримечательностью города(1).
      По утверждениям внука Николая Валериановича Подвысоцкого (старшего сына Наталии Николаевны Величко и Валерьяна Осиповича Подвысоцкого)  летом 1824 года после высылки из Одессы проездом в свое имение Михайловское А.С.Пушкин посетил Вернигоровщину. Исследователь биографии Пушкина В.Вересаев называет указанные сообщения сомнительными(1).
        Гостеприимством Н.И. Величко и его сына Л.Н. Величко пользовались многие другие известные люди – Гоголь, Шевченко, Глинка, Костомаров и др., которые   гостили в  Вернигородщине.
     Согласно сведениям Сергея Анатольевича Сокурова-Величко, в семье вплоть до 1931 года хранилась старинная печать с надписью по кругу “Полковник Войска Запорожского Величко”. К, сожалению, кому конкретно принадлежала эта печать, установить не удалось.
       Лев Николаевич, отец Василия Львовича Величко помещик  в Полтавской губернии был ветераном Севастопольской войны.Василий в 1870 году поступил в частный пансион  Даниэля  в г. Киеве, а затем -  в Санкт-Петербургское Императорское училище правоведения. Это было перворазрядное учебное заведение закрытого типа, основанное принцем Ольденбургским для образования благородного юношества на службу по судебной части. Сюда принимали только детей потомственных дворян. Это училище окончили такие выдающиеся деятели культуры, как композиторы  П.И.Чайковский и Александр Серов, писатель И. Аксаков,поэты А.М.Жемчужников и А.Н.Апухтин, критик В.В.Стасов, чемпион мира по шахматам А.А.Алехин, депутат Госдумы cвященномученик Сергий (Шеин) и другие.
   В 1880 году в “Живописном обозрении” появились в печати первые  стихотворные  произведения  Василия Величко за подписью “В.Воронецкого”  и “В. Львова”. После окончания в 1883 году училища он служил чиновником в Министерстве государственного имущества и в Министерстве юстиции, а затем окончательно отдался литературе. Свои произведения  он печатал в газетах и журналах: “Труд”, “Северный вестник”, “Новое время”, “Неделя”, “Нива” и др. Его друзьями  были  художник И.Репин и писатель Н. Лесков.
      В 1890 году вышел первый сборник его лучших произведений под названием “Восточные мотивы”. Там он дал ряд грациозных переводов грузинских поэтов и изящные вольные переводы с персидского и турецкого языков.
    Василий Львович увлекался веками накопленной восточной житейской мудростью и культурой. Он считал ислам “религией, проповедующей милосердие к ближним, заботу о немощных и скорбящих, озаряющей несколько раз в день человека напоминанием о Едином Боге (строго требуемые намазы)”. И с сожалением отмечал, что «к вопросу об исламе мы доселе относимся некультурно. Мусульмане в нашем государстве занимают первое место после русских, а у нас даже не существует перевода книги  Le Coran analyse, являющейся настольною книгой для всякого французского чиновника в Северной Африке. Отсутствуют сколько-нибудь серьезные и беспристрастные самостоятельные исследования, которые помогли бы нашим служилым людям, имеющим дело с мусульманами, вникнуть в главный источник миросозерцания этих последних. Сказать по правде, покуда и не для кого писать такие книги, так как чиновники наших азиатских захолустий поглощены  другими  интересами”.
      Неудивительно, что темой стихотворений Величко часто служил мир Востока и предания старины. Как поэт, он был оценен очень благосклонно русской критикой. Его стихи были легки, красочны, с мягким юмором, не вызывали раздражения у врагов и тревоги у властей. В 1894 году поэт выпустил второй сборник- “Стихотворения для детей”, в 1895 году - сборник “Из кавказских напевов”. Он написал также несколько беллетристических произведений (“Нежданчик”, “Записки Духа”) и драматические произведения: “Душегубка”, “Две милостыни” и “Первая муха”. За последнюю книгу ему была присуждена Грибоедовская премия. Много статей было опубликовано в различных периодических изданиях. Композиторы С. М. Ляпунов и Э. Я. Длусский написали музыку к стихотворению “Прилив”.  Это сочинение 39 №2 до сих пор  исполняется, как романс.
     Василий Львович был членом литературного кружка, который в 80-х -начале 90-х годов собирался в Петербурге в квартире литератора, общественного деятеля, члена Попечительского Совета гимназии Русского Собрания Марии Георгиевны Муретовой,урожденной Ла Барт,дочери французского графа Георга де Ла Барта и вдовы надворного советника Д.М. Муретова. Её литературный псевдоним – Маро.
        Существуют сведения, что мать Василия (Анастасия Васильевна Тарновская) и мать Марии(Марианна Тарновская), были родными сестрами. В этом случае Мария Георгиевна была его двоюродной сестрой. Василий Львович» представлял ее как родственницу или сестру и посвятил   ей стихотворение под названием "Сестре". Об этом дважды упоминает его друг Н. Лесков.   
   На самом деле Мария Георгиевна  была женой Василия Величко, с которой он прожил всю свою взрослую жизнь, но в официальном браке не состоял . По этому поводу существуют разные мнения.  Некоторые считали, что против женитьбы сына на вдове с тремя детьми возражал отец Л.Н.Величко: согласно действовавшему в Полтавской и Черниговской губерниях Литовскому статуту он мог за непослушание лишить сына наследства. Другие предполагали, что он был женат.И были правы. 9 ноября 1883 г. коллежский секретарь Василий Львович Величко в Казанском соборе Петербурга  бракосочетался  с дочерью д.с.с., баронессой Марией Александровной ДОЛЬСТ(род.16 января 1858 г.) Их дети:  Анастасия –род.8 сентябрь 1884  ;Андрей-род.22 июнь 1886 года  в п.  Шемякино, Болховский уезд, Орловская губерния, родовом имении отца Марии Александровны. Брак их был неудачным  и  после разрыва с мужем  с 1886 года она проживала в имении отца.  Развода не было. В марте 1920 г. Величко Мария Александровна, вдова статского советника, была эвакуирована из Новороссийска в Салоники, а затем во Вранья-Банью на пароходе “Габсбург”. В Югославии с мая 1920 г. Умерла в 1924 г. в Нови Саде (Сербия), похоронена на Успенском кладбище(1).
 В любом случае это было личной драмой Василия Львовича, что подтверждает его четверостишие: “Я поздно встретился с тобою, на жизненном моем пути, но с задушевною тоской, я говорю тебе: прости”. Они прожили вместе двадцать лет и не нам судить об этом.
      В литературный кружок входили: известный русский философ Владимир Соловьев, писатели Николай Лесков и Даниил Мордовцев, художники Илья Репин и Николай Карамзин, профессора университета Александр Веселовский и Александр М. Ладыженский.
     Василий Львович продолжал сотрудничать с газетами и писать статьи,   имел устойчивый успех у публики и снискал любовь многочисленных поклонников и друзей.  16 апреля 1895 году «Новое обозрение» печатает его корреспонденцию :»Грузинский концерт в Петербурге», где он подробно пишет об его участниках- « молодом грузинской композиторе и певце М.А.Баланчинадзе, который сумел сохранить национальный колорит  и    приспособил мелодии  к  требованиям  европейской гармонизации и понимания. Особенно удачными оказались хоровые пения  »Микварсъ пацха» и «Нанина», а из романсов »Ну шемибралебъ» , весьма задушевно и горячо исполненных самим автором с припевом хора, и дуэт »Весна» на слова  Ильи Чавчавадзе с госпожой Караффи(меццо-сопрано).
     Вечно юный и вечно прекрасный в свои 65 лет г-н  Котоньи исполнил   вдохновенно и высокохудожественно романс своего сочинения «Mi vuollasciar»  и дует вместе со своим учеником  Г.В. Мачабели. М. Вольф-Израэль приковал общее внимание дивными звуками скрипки и хора.
     Главная удача концерта состоит в успешном служении  высшей гуманной идеи: идеи сближения русского народа с народностями, вошедшими в состав нашей обширной отчизны .Сближение мирное, культурное, в высшем смысле  этого слова, может быть основано только  на взаимном уважении и понимании».
    В 1897 году высшей властью МВД В.Л.Величко был утвержден  на пять лет редактором-издателем официальной  газеты “Кавказ”, издаваемой в Тифлисе. Там он продолжил свою поэтическую деятельность.  Его кавказские наброски объединены в книге “Норъ Каганъ”(1899 г.).
     Но не в области поэзии  он раскрыл свою душу и  сердце. Насколько мягки и незлобивы были стихи Величко, настолько были резки его публицистические и политические статьи. Непримиримый враг пошлости и лицемерия, лжи и злоупотреблений, он отчаянно боролся с ними, печатая свои острые критические статьи и памфлеты.
    Согласно сведениям К.Бегичева, изложенных в декабрьском номере журнала “Кавказ и Средняя Азия” за 1899 год, в Тифлисе в это время проживало 162 354  жителей,  из  которых  61 970- армяне, 33 420 - грузины и 33 306 русские. Городским головой всегда был армянин. В городе 24 армянских церквей, 15 грузинских, 1 греческая ,1 католическая и 1 мечеть. За 20 лет с 1876 года русских добавилось только 2000 человек, армян - 24 180.» Не удивительно, что вся торговля в руках армян,  ими переполнены различные общественные учреждения и им же принадлежит большая часть недвижимости в городе».
    Возглавив редакцию крупнейшей русской газеты на Кавказе, Величко столкнулся со столь сложным и запутанным в этом регионе национальным вопросом, волей-неволей изучил его и определил свою позицию. Национальные отношения для Василия Львовича, судя по всему, были интересны и в силу личных причин –“ в мировоззрении поэта политический консерватизм и русский национализм занимали существенное место”.
   Он уделял много внимания русскому языку, считая его величайшим орудием человеческого духа и проводником нравственных чувств и понятий. В стремлении к знанию населением окраины Российской Империи государственного русского языка, он видел, прежде всего, ключ к их благополучию и защите от административных и судебных несправедливостей. При этом он считал, что мальчик - грузин, поляк или татарин будет умнее, нравственнее и живее, если его родной язык станет для него первым орудием к развитию.
    “Разбираясь в кавказской национальной проблематике”, Величко сформулировал собственную концепцию решения национального вопроса на Кавказе. Согласно его воззрениям, русская власть на Кавказе должна делать ставку, прежде всего, на немногочисленное русское население, которое здесь было представлено в основном старообрядцами и сектантами. Такой подход был характерен для русских монархистов начала ХХ века, которые активно ратовали за преодоление старообрядческого раскола и всегда подчеркивали, что старообрядцы - тоже русские люди.
     Главным союзником русского народа на Кавказе, по мнению поэта, должен быть единоверный грузинский народ. Позитивно относился он к  многочисленному мусульманскому населению Кавказа, которое лояльно относилось к русской власти. А вот врагов русского дела на Кавказе Величко  видел  в лице   мощных  армянских дельцов.
       Свои статьи в газете «Кавказ» он посвящал, главным образом, угрозе русским национальным интересам, исходившей от армянской плутократии и армянского революционного движения.
      Он считал армянскую газету «Ардзаганк» антирусской и нелояльной по отношению к русскому народу. Выискивая из русских газет неприглядные бытовые стороны русской жизни (например, случай убийства русской жены), они зловредничали и старались убедить читателей в том, что такие явления характерны для всех русских. 8 апреля 1897 года в обзоре печати газеты »Кавказ» он поместил эти статьи, перепечатанные  из армянской газеты. В 1899 году армянская газета» Новое обозрение» опровергало сообщение Величко  о продаже населению  армянами зараженного мяса.В этом им помогал  ветеринарный врач  В. Вартанянц.
           В газете “Кавказ” Величко часто обращался к армянскому церковному вопросу и открыто утверждал, что “по внешности Эчмиадзин - это церковь, а по существу - особая форма полускрытого национального  учреждения армян, объединенных главной задачей: создание армянского автономного царства в пределах русских владений”. В 1897 году в газете “Кавказ”  № 25 он дал большой обзор армянским церковно-приходским школам и написал правду  об их закрытии. Он призывал  принять  меры, чтобы церковники тратили средства на церковь, а не на политические цели.
      На такие обвинения не были способны даже крупные должностные лица. Публикации Величко вызывали много резкой полемики.  Его непримиримая позиция и острый тон газеты сразу же не понравились тем, против кого они были направлены. Армяне, в свою очередь, стали обвинять его в русском боевом национализме, ожесточенном армянофобстве, в нетерпимости к инородцам и пр.  Они рассылали во все инстанции на него жалобы. Все это привело к появлению определенного количества влиятельных врагов.   
     Но Величко никогда не склонял “главы покорной” перед  ложью. Напротив, противодействия и трудности ободряли его, и он бодро шел по тернистому жизненному пути. Он ”не хотел быть ярким электрическим  фонарем на дверях растленного кафе-шантана и предпочитал быть еле видимой восковой свечечкой перед алтарем  своей святыни - любовью к Родине  и  Правде». Хотя часто, по его признанию, “сады его надежд были опалены тоской”.
      Время было смутное. Усилились разбои, взрывы, уличные беспорядки,  прошла  череда политических убийств …    Безмятежно спящая столица пока еще не чувствовала страшной угрозы для России, идущей из Кавказа.
     Единомышленником В.Л.Величко стал,  назначенный 6 марта 1897 года на должность Главнокомандующего гражданской частью  на Кавказе,  генерал от инфантерии  князь Г. С. Голицын. Это он в ноябре 1901 года  издаст  циркуляр, согласно которому  армяне–беженцы обязаны были  вернуться в Турцию, а  12 июня 1903 года  Высочайше повелел  губернатору Ириванской губернии М.А.Накашидзе провести ревизию армяно-григорианских церквей, после чего их имущество, включая церковные школы, было передано в ведение гражданских властей.
      Князю этого  не простили  и  14 октября  1903 года среди белого дня в Тифлисе  на  него  напали  трое человек и нанесли несколько кинжальных ран. Стража и казаки подоспели на помощь и расстреляли  нападающих армян. Ответственность за нападение на  Кн. Голицына взяли на себя центральный комитет партии Дашнакцутюн и Закавказский комитет армянской революционной федерации, которые тут же предупредили, что такая же участь постигнет Елизаветпольского вице-губернатора Андреева, уездного начальника Богуславского, полицейского Сахарова, приставов Джамгарова, Шрамкевича и др. И все эти угрозы были приведены в исполнение.
      10 июня 1904 года на своей вилле в Аджикенте был убит В.Ф.Андреев. Похоронная процессия проходила через немецкую колонию Еленендорф. Покойника занесли в Евангелическо-лютеранскую церковь  Св.Иоанна, где обер-пастор  Маркус Мюллер сказал  глубоко прочувственные слова.
     21 июня 1904 года верный единомышленник Величко Князь Голицин получил признательность Императора Николая  II за его деятельность на благо Кавказского края и по состоянию здоровья был отозван с Кавказа.
      В Тифлисе 25 сентября 1905 года, брошенными армянами бомбами, был убит обер-пастор М.Мюллер, проработавший на Кавказе  более 25 лет.
      11 мая 1905 года в Баку  на углу Воронцовской  улицы, в фаэтон, на котором ехал Бакинский губернатор князь М.А.Накашидзе в сопровождении своего есаула Захария Такайшвили, был  брошен разрывной снаряд, взрывом которого на месте они были убиты
     18 ноября 1905 года в Елизаветполе прошли армяно-азербайджанские  погромы,  жертвами которых стало много невинных людей. 1906 год не принес умиротворения. В Елизаветпольской губернии было объявлено военное положения.
      По сведениям Х.Дадаяна (“Армяне и Баку”, 2007), при рассмотрении дела  Св. Эчмиадзина в 1916 году прокурор показал: “Верным чутьем прямого и правдивого государственного деятеля, покойный Кн.Голицин понимал, что у России на Кавказе есть один заклятый и непримиримый  враг - это армяне. И нынешний развал на Кавказе показывает, какие преступления совершила местная слабоумная старческая власть, отказавшись от политики покойного Наместника”.
    Но это все будет потом. А пока  Василий Львович  весь в работе. 22 мая 1899 года в летнем помещении Тифлисского кружка был проведен благотворительный вечер “ в пользу голодающих во внутренних губерниях России”, на котором  Величко читает публичную лекцию ”Судьба поэзии Пушкина”. Он представляет Пушкина “живым воплощением национальной идеи и даже пророческим ее прообразом”.
   К столетию со дня рождения А.С. Пушкина  он издает в виде бесплатного приложения к газете “Кавказ” книгу “Кавказская поминка о Пушкине ”, в которую включил текст этой лекции, свое стихотворение “Привет Кавказа”,  речь отца Иоанна Восторгова ”Вечная память” и “Путешествие в Азерум” А.С.Пушкина с  примечаниями и объяснениями Е.Г.Вейденбаума. Книга содержала виньетку, оформленную художником О.И.Шмерлингом, рисунок домика, где проживал Пушкин в Тифлисе и портрет поэта.
     А тучи над Величко продолжались сгущаться. Три года длилась борьба. Но силы были неравными. Его  настойчиво выживали   из Кавказского края -  скупались  его векселя, лишали кредита, угрожали физической расправой  и  вскоре стало ясно, что   не остановятся и перед крайней мерой – убийством.  В связи с такой ситуацией Василий Львович ночью 31 декабря 1899 года, подвергая  опасности свою жизнь,”   покинул Тифлис, увозя с собой в качестве единственного багажа только номера газеты “Кавказ”. Он торопился в Петербург, чтобы спасти свое доброе имя.
     Имя было спасено, но какой ценой!  Внезапная сдача газеты поставила его в очень трудное положение, так как он обязан был срочно выплатить заключенные ранее займы для поддержания газеты. Василий Львович отказался просить о возмещении убытков. Не такой был человек Величко! Ему пришлось заложить свое родовое имение в Полтавской губернии. При совершении этого акта его угнетала не материальная сторона, а  мучила боязнь потерять “рiдну неньку” - землю, из которой органически вытекало его миросозерцание. На этом всем было подорвано здоровье, но не сломлен Дух!
      Теперь делом жизни статского советника, кавалера ордена Св. Анны  Величко стало желание пробудить у народа " зарю самосознания ".  Поэт Величко продолжил свою кипучую деятельность.
         В 1900 году Государь Император, по ходатайству обер-прокурора Св.Синода, присвоил звание Почетного члена грузинского Епархиального училищного совета, чиновнику особых поручений при Министерстве земледелия и Государственного имущества, колежскому секретарю, кавалеру ордена Св. Анны 3-й степени  В.Л.Величко - "за труды по народному просвещению в духе православной церкви" .
        В 1901 г. на сцене московского Малого театра была  поставлена, написанная на Кавказе совместно с М.Г. Маро, комедия “Нефтяной фонтан”. 
        В апреле 1902 года известный издатель В. Комаров получил право на издание старейшего консервативного журнала "Русский вестник". Журнал был основан еще в 1856 году, но к началу ХХ века порядком захирел. Комаров пригласил Величко стать соредактором журнала. Редакция заявила о своем намерении издавать журнал и объединить   русских людей во имя блага их Родины. Основой для этого должно быть "Православие, Самодержавие и Народность". В журнале, под названием “Русские Речи”, Величко помещал ежемесячные политические обозрения, проникнутые    духом  заботы о  политике государства на Кавказе.
      Василий Львович не забывал своей родины и бывал на хуторе наездами из Петербурга, преимущественно летом. Хутор Величко Вернигоровщина относился к приходу церкви Иоанна Богослова с. Хаенки Полтавской губернии.Там он построил и поддерживал на собственные средства церковнопарафияльную школу для сельских девочек , которые, окончив школу в 11-12 лет, умели писать и считать.  В каждый свой приезд он обязательно посещал школу, привозя подарки для детей.   
      Во время своего последнего приезда на хутор Вернигоровщину летом 1903 году В. Величко(возможно на похороны своего отца)  организовал и оплатил экскурсии учеников церковнопарафияльных школ Хаенок и Вороновки и их наставников в Киев и Чернигов, что оставило у детей незабываемые впечатления(1).
      Здание школы сохранилось до сих пор. Там располагается  фельдшерский пункт, а в другой части здания ютится, воссозданная по настоянию прихожан, церковь Иоанна Богослова.  От  церкви  из дубовых бревен,  в которой молился и Василий Величко, осталось только заброшенное церковное кладбище да колхозный амбар для зерна. 
      В декабре 1903 года был выпущен сборник стихов “Арабески”. Большой успех имела книга “Владимир Соловьев” (посвященная другу и выдающему российскому философу-идеалисту) и историческая драма в стихах “Меньшиков”. Величко был поглощен приготовлением к печати главной книги его жизни – “Кавказ: Русское дело и междуплеменные вопросы” (СПб., 1904). Первые экземпляры книги должны были быть опубликованы  к 10 января 1904 года.
       Ничего не предвещало плохого. 22 декабря Василий Львович  гулял по  Большой Морской улице. Но  25 декабря, на первый взгляд обычная простуда, не позволила ему посетить ежемесячный товарищеский ужин в Русском Собрании, членом–учредителем которого он был.  Величко,  послал  свое четверостишие: “Плевритом грозным сбитый с ног , перенося едва страданья, родного Русского Собранья, я позабыть стихом не смог”. Это стало  последним приветом поэта.
       Воспаление легких вместе с болезнью сердца очень осложнило его состояние. За все короткое время своей болезни Василий Львович очень страдал, но оставался в полном сознании. Он чувствовал облегчение только тогда, когда пил глоток воды из Саровского источника.  И когда однажды ему дали обыкновенную воду, он сразу же определил: “Это не из Сарова!”. Пришлось посылать друзей к преподобному Серафиму, чей деревянный, вершковый образок всегда держал при себе Василий Львович. Как русский православный человек, он подкреплялся, успокаивался  и утешался религией.
      Болезнь не отпускала. Он чувствовал свою смерть. Сильные физические страдания отошли на задний план перед нравственными муками, которые он  испытывал от сознания, что не успел многого еще сделать. Он страстно, стройно пытался наговорить свои последние глубокие мысли Марии Георгиевне, с которой предыдущие долгие годы делил любовь и труды на литературном поприще. Его длинное завещание содержало ссылки на статьи свода законов - в  Василии Львовиче проснулся давно дремавший юрист.    Вернигоровщину и земли в Хаенках он завещал детям М.Г. Муретовой.
         29 декабря Всероссийский батюшка отец Иоанн Кронштадтский навестил его, исповедовал и причастил к  Святым тайнам, как и раньше- Императора Александра III. Он сказал Василию Львовичу: “Богу угодны такие работники, как ты”. Протоиерей Иоанн Кронштадтский, в миру Сергиев Иван Ильич(1829–1908), был канонизирован Русской Православной церковью в 1990 году.
        Василий Львович  умирал  так,  как должно быть умирали, сраженные на поле брани его предки , украинские казаки. Болезнь скосила его в три дня. Чистая, могучая душа поэта уходила величаво и спокойно. Агония длилась четверть часа. Было тихо и торжественно. Наступили последние  минуты. Он пообещал всем, что  они обязательно увидятся там, на том свете.  В  половине второго утра на 31 декабря/13 января 1903 года он покинул этот бренный мир. Ему было только  43 года.
       При смерти Величко присутствовали его верные друзья-  князь Д.П. Голицын, граф Петр Апраксин, генерал-майор А.М. Золотарев, К.К. и М.В. Стефановичи, Сергей Бурнашев, М.М. Бородкин и др.
      По заключению врачей смерть поэта наступила от воспаления легких. Но его неожиданная кончина породила слухи о насильственном ее характере и отравлении поэта. "Таинственной и загадочной" (как и умершего незадолго до того В.С.Соловьева) назвал его кончину известный духовный писатель и его друг Сергей Нилус в своей книге "Близ есть, при дверех".      
     По сообщению Муретовой и ее детей, похороны были назначены на 10 утра 2 января 1904 года. В памятную  квартиру на Троицкой улице прибыли председатель Русского Собрания кн. Голицын и другие члены общества. Была совершена лития( усиленная молитва). От квартиры до Русского Собрания гроб несли на руках. Здесь также была отслужена краткая лития, после чего печальный кортеж направился в Александро-Невскую лавру. У ворот,  ведущих в лавру, процессия была встречена всем местным  духовенством, которые и совершили очередную литию.
      В церкви Св. Духа, при большом стечении народа, в присутствии родственников, массы друзей  и почитателей таланта покойного писателя, была отслужена заупокойная молитва. Гроб Василия Львовича утопал в многочисленных венках и цветах. Перед богослужением в церковь прибыла депутация офицеров-стрелков Императорской фамилии, которые положили на гроб роскошный венок с надписью: ”Автору русских речей”.
       Были венки от училища правоведения во главе с директором генерал-лейтенантом Кн. Ольденбургским, серебряный венок от Русского Собрания с надписью: “Неутомимому борцу за русское дело”, от Тифлисского “Общества ревнителей исторического просвещения в память Императора Александра 11», членом которого был Величко, с надписью: “Великому поборнику русского дела, истинному ревнителю русского исторического просвещения, неутомимому носителю и проповеднику бессмертных заветов Царя Миротворца”, от  Закавказского общества вспомощевания русским переселенцам со словами: “Великому русскому патриоту, отцу, несравненному борцу за русское дело, проникновенному поэту и публицисту”.
Венок от П.Н.Апраксина и С.Н.Бурнашева – “Безвременно скончавшемуся вождю и другу”. Были венки от сослуживцев по Министерству земледелия и госимущества, от газеты “Кавказъ” – “Честному другу, Честному борцу”, от редакций “Русского вестника”, “Знамя”, от благодарной молодежи и пр.
     В числе многочисленных лиц, явившихся отдать последний долг покойному, были граф С.Д. Шереметьев, В.В.Комаров, Н.И.Вунч, генерал А.А.Демьяненков, генерал-майор Н.А. Епанчин, генерал-майор К.И.Величко, писатель С.Н. Сыромятников, граф Н.В. Энгельгард, А.А.Коринфский и др.
     На похороны  из Тифлиса была послана телеграмма: “Русские люди, не умеющие ценить  и беречь ниспосылаемые им небом защитников России!”
      При пении соединенного хора певчих Владимирского собора и Александро-Невской лавры  гроб  с усопшим был временно поставлен в отдельный склеп  Никольской церкви, до весны текущего года, после чего тело  должны были перевезти.
    В Тифлисе армяне ликовали и открыто проявляли свою ненависть к Величко. Так, Председатель Тифлисского отдела Общества ревнителей истории просвещения в память Императора Александра II пригласил лиц, желающих почтить память члена учредителей отдела Величко. Панихида назначена  была на 7 января 1904 года  в  9 утра в  Александро- Невском   соборе Тифлиса. Но армяне   делали все, чтобы сорвать ее и не допустить массы людей в собор. Они называли Величко “выхрещенцем”, считая исконно славянское имя “Самуил” иудейским и приписывали ему психическое заболевание. Об этом рассказал на панихиде протоиерей, будущий священномученик Иоанн Восторгов:”Так много у него врагов, что даже открытые молитвенные собрания для поминовения покойного служителя русского дела не безопасны в смысле возможности преследования за них.”
    2 января 1904 года В. А. Шуф писал в “Новом времени”: “Хотя бесчувственному телу равно повсюду истлевать", но, вероятно, покойному поэту В.Л. Величко хотелось, как и Пушкину, почивать "ближе к милому пределу". Тело его будет перевезено в Полтавскую губернию, хутор Вернигоровщину, Прилукского уезда Полтавской губернии, где в родовой усыпальнице недавно был погребен отец Василия Львовича. Молния ударила в вековое дерево старой усадьбы, и вслед за этим умер отец, потом сын. Нервно и много работал Василий Львович и только теперь отдохнет в своем хуторе, в тихой могиле, над которой шумит старая дубрава”.
     Летом 1904 г. гроб с Василием Львовичем доставили на хутор Вернигоровщину. Отпевал его иерей церкви Иоанна Богослова с. Хаенки Михаил Раевский. В.Л. похоронили рядом с отцом в одной  усыпальнице. 
    Друзьям Василий Львович запомнился прямым и стройным человеком, с ясным  и  энергичным лицом. Его умные, живые темно-синие глаза всегда весело светились. Зимой он носил  украинскую  серую смушковую  высокую шапку, которая красиво оттеняла его широкий покатый лоб. Память поэта почитали. Ежегодно при большом стечении участников проходили вечера его памяти, на которых выступали многие, лично знавшие Величко.
      В селе Хаенки Прилукского уезда Полтавской губернии с 1904 г. помещиками были Муретовы. Ныне это село в Ичнянском районе Черниговской области.
       6.01.1912 года  в Санкт-Петербурге  умерла  Мария Георгиевна Муретова.  Ей было  48 лет, похоронена на кладбище Александро-Невской Лавры. После смерти М.Г. Муретовой имение и земли в Хаенках перешли ее детям.
      Потом имя Василия  Величко  было забыто. Но когда в очередной раз в конце восьмидесятых годов ХХ столетия возник армянский вопрос на Кавказе, о нем вспомнили и с интересом стали вчитываться в страстные и правдивые строчки его произведений.
      Первое после революции переиздание книги В.Л.Величко “Кавказ” было в 1991 году.  Книга была издана в Баку в разгар армяно-азербайджанского конфликта. В Интернете появились разные статьи, написанные армянскими авторами, где, по привычке, обвиняют Величко в армянофобстве и расизме.Но до сих пор нет ни одной серьезной научной  работы, которая   доказала бы ошибочность   выводов  Василия Львовича.
         Первое после революции издание трудов В.Л. Величко вышло в 2009 году в виде сборника в издательстве Института русской цивилизации, которым руководит известный русский ученый и писатель О. А. Платонов. Комментарии к статьям и вступительную статью подготовил и написал гл. редактор журнала “Русская линия” Анатолий Степанов.
       Затем была издана книга “Воинство Святого Георгия”, которая содержит дополненную и измененную статью А.Степанова о В.Л.Величко. 4 марта 2010 года в рамках книжной выставки на ВВЦ в Москве состоялась  презентация  книги В.Л.Величко  “Русские речи”.
   Армянский ученый Б. Ишханян в своей книге “Народности Кавказа” подтверждал, что действительная родина армян находилась в Малой Азии, т.е. вне пределов б. Российской Империи. В результате революционных действий Российская Империя была разрушена. Цель армян была достигнута - образовалась Армянская социалистическая республика, входящая, наряду с другими народами, в большой Советский Союз. Появилась реальная возможность заявить о себе миру, как о “великом народе”.
     Например,  превратить  Армению в земной  рай. Но не получилось, и  тогда решили стать независимыми. А для этого надо было развалить Советскую империю, которую, по мнению сопредседателя парламентской фракции  «Родина» Артура Товмасяна, Армения начала с захвата Нагорного Карабаха.
     Распалась и Советская Империя. Но и это оказалось не главным, так как, по мнению Frankfurter allgemeine zeitung(см. «Московская немецкая газета» 2003 г., май,  №9), армяне дважды независимой Армении широким потоком потекли в эмиграцию по всему миру, заняв при этом  первое место среди других республик СНГ. Большинство из них направились в Россию, где очень быстро захватили руководящие посты  и,  прежде всего,  на телевидении и в различных СМИ.
    По данным газеты: «Реальная численность населения Армении в 2003 году не превышала 1.4 миллиона человек». В Нагорный Карабах, почему-то никто не поехал. Создается впечатление, что конфликт с Азербайджаном нужен только для того, чтобы никто не забыл, что на Кавказе еще осталась армянская народность. Так что, «обармянивание» России продолжается, и возможно,  скоро там  тоже начнут   перечитывать труды В.Л. Величко
       Политическая ситуация на Кавказе изменилась. По мнению А.Степанова,  Армения стала союзником России, а Грузия и Азербайджан - напротив.  Значит ли это, что Величко ошибался? Безусловно, нет, так как он высказывал свою точку зрения не на  взаимоотношения независимых государств, а на поведение отдельных народов и народностей  в одной многонациональной Российской Империи.
     В 2010 году В.Л.Величко  исполнилось бы 150 лет.  Пусть эта статья  будет  небольшой частью глубокого почтения достойному и талантливому человеку, Величие  которого заложено в его имени   -  Величко!

       Тамара  Гумбатова “Привет из Баку”,Баку,2010 г.

  Я с благодарностью внесла некоторые изменения и дополнения(1) из трудов к.т.н., доцента Криворожского национального университета Гузь Бориса Александровича     - http://proza.ru/2012/05/13/984
   1.Ргиа,ф.19, оп.125. дело 4607 метрическая церковная книга, рождение    


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.