Огни большого города

Дверь в комнату была прикрыта не плотно и Ванька мог спокойно слышать все о чем говорили на кухне родители. В прочем спокойным это его состояние трудно было назвать. Он в крайнем нетерпении, с замиранием сердца, сжав кулачки и зажмурив глаза, вслушивался в разговор. Там решался очень важный для него вопрос. "Нет, ну, правда, чего бы тебе не взять его с собой?", - мягко говорила мама. "Ну, куда мне его, я ж по делам еду, " - не особо рьяно отнекивался отец. И сердце Ваньки ухало вниз. Отец ехал в город и мог, конечно же, взять его с собой. За свою шестилетнюю жизнь он еще ни разу не выбирался из их маленького полустанка. Отец брал его с собой в тайгу, на покос, на рыбалку, но это все было не то, по сравнению с городом. Вовка Савватеев, сосед и товарищ по играм, который был на два года старше, уже несколько раз был в городе.   Он рассказывал много невероятных вещей: и о многоэтажных домах, сверкающих разноцветными огнями, и о кино на огромном экране, и об огромном количестве машин, снующим по улицам города, да много чего интересного. Ванька, конечно, видел все это по телевизору, но всегда думал, что это все нарисовано. "Слушай, мать, а действительно. Пацан уже большой, а кроме нашей "дыры" ничего не видел. Мы ж можем выехать завтра ночным. И все воскресение у меня будет свободно. А потом оставлю его у брата, пока буду по делам бегать", - от этих слов сердце Ваньки яростно заколотилось и чуть не выскочило из груди вместе с трудом удерживаемым вздохом облегчения.
Весь следующий день прошел в каком-то тумане. Он с кем-то разговаривал, что-то делал, слушал наказы матери, но все это проходило как бы мимо него. Он был весь поглощен ожиданием, ожиданием встречи с далеким и незнакомым Большим Городом. Они сели в поезд поздно ночью, отец попытался сразу же уложить его спать, но спать Ванька не мог. Он сидел у окна и смотрел в темноту за ним, изредка прерываемую огнями встречных поездов и фонарями придорожных зданий. И вдруг этих огней стало много, они заполнили все пространство за окном. "Пап, это уже город?" - нетерпеливо подскочил Ванька. Отец засмеялся: "Да нет, сынок, это Слюдянка. Большой, конечно, поселок, но не город. До города нам  еще часа два ехать" Два часа, всего два часа осталось. "Смотри какая красота. Видишь там внизу много огней - это Слюдянка. Мы сейчас ее видим сверху". Слушая отца, Ванька завороженно смотрел на длинную цепочку огней, где-то внизу растянувшуюся вдоль берега Байкала. Но после нескольких поворотов поезда огни Слюдянки мигнули в последний раз и скрылись за горами. За окном опять воцарилась темнота. Через некоторое время Ванька удивленно спросил отца: "Папа, а что уже утро скоро?"  "Да нет, с чего ты решил?"  "Смотри там, небо светится, как будто там солнце встает".   " А-а, это. Так это, сынок, и есть город. Это он так светится". Вот это да, думал Ванька, до города еще ехать и ехать, а он уже светит так ярко. Теперь он каждый раз, когда поезд поворачивался окном к далекому свету окном, перед которым сидел мальчик, Ванька с восторгом вглядывался в далекие огни. Вдруг, после очередного поворота, поезд выскочил из теснины сопок на ярко освещенную долину. Вся долина была залита мерцающими огнями.  "Город!!!" - радостно воскликнул Ванька. Отец опять засмеялся: " Что не терпится? Нет, сынок, это всего лишь Большой луг". Ванька умел считать до ста и потому с уверенностью мог сказать, что этот Большой Луг был в сто раз больше их полустанка. Поезд летел мимо спящего поселка, а он все не заканчивался. А какой же тогда город. " А вот и Шелехов, - воскликнул отец, - Теперь уже совсем чуть-чуть осталось. Смотри, вон там алюминиевый завод. Видишь большие трубы?". Ванька видел большие трубы, но они его не интересовали, как и этот город с шуршащим названием - Шелехов. Он с нетерпением ждал Город. Сияние за сопками становилось все ярче и ближе, оно уже заполнило собой все небо. За окном мелькали какие-то деревеньки, но Ванька не обращал на них никого внимания. Он ждал.
Он ждал, но все же город появился как-то неожиданно. Он вдруг увидел прямо перед собой большие дома, стоящие на пригорке. Это были настоящие многоэтажные дома, он не мог сосчитать точное количество этажей, может быть, их было даже двадцать. Потом он увидел ярко освещенное здание, переливающееся разноцветными огнями. А за ним еще большие дома. И дорогу, освещенную фонарями, по которой сновали машины. "Пап, а там тоже город?" - показывая на далекие огни. "Да, сынок, и там город. И вон за рекой видишь? Тоже город". Поезд замедлил ход и Ванька мог вдоволь насмотреться на темнеющую внизу реку и на освещенные дома на том берегу. Он смотрел и счастливо улыбался - он увидел Город.
На следующий день они с отцом много ходили по городу. И Ванька увидел множество неведомых ему ранее диковинок. И высокие красивые дома, и множество людей, спешащих по своим делам. Он помнил как заулыбались взрослые вокруг, когда он неожиданно закричал на весь салон автобуса: "Папа, смотри автобус на веревочках". Отец улыбаясь, объяснял ему: "Это троллейбус, сынок, а это не веревочки, а провода. Он от них получает электричество и поэтому едет". Они ели очень вкусное мороженное, они ходили в цирк и Ванька воочую увидел медведя, верблюда и кенгуру. Было еще много всего интересного. Но все же главным событием, главным потрясением в его этой поездке остались они  - огни большого города. Огни, появившиеся на горизонте задолго до самого города. Огни манящие и зовущие.


Рецензии