Оборона Полтавы
Действующие лица:
Петр I
Меншиков А.Д. и другие соратники Петра
Полковник Келин Алексей Степанович
Карл ХII
Генерал Гилленкрок
Фельдмаршал Рендшильд
Граф Пипер
Русские и шведские солдаты, запорожцы, мирные жители Полтавы
Музыка - Д. Шостакович. Симфония №7 «Ленинград».
Камера движется вдоль войск шведов, стоящих на подступах к Полтаве, показывая бесконечные ряды солдат, пушки, телеги обоза, затем крупно лицо Карла ХII-го и задерживается на нем. Дальше зритель рассматривает крепость Полтаву как бы его глазами. Карл видит небольшой городок на правом высоком берегу тихой реки Воркслы, земляной вал, местами настолько пологий, что на него можно взбежать. Правда, ров довольно глубок, есть деревянный частокол, но нет никаких каменных стен, которых ему немало пришлось взять в Польше, Померании и Прибалтике. Камера поднимается, и мы видим город сверху: десять сторожевых башен, семь бастионов и пять крепостных ворот - Спасские, Киевские, Подольские, Куриловские и Мазуровские. Золотом сияют купола пяти церквей среди молодой апрельской зелени. Резко контрастируют темно-зеленые мундиры сплошных рядов шведских воинов и яркая мирная зелень города. В музыке звучит угроза.
С первых кадров зрители слушают диалог между Карлом и его генерал-квартирмейстером Гилленкроком.
Гилленкрок: «Я предлагаю перейти Днепр и уйти в Польшу».
Карл: «Этот переход будет похож на бегство, и только придаст духу неприятелю… Вы должны все приготовить к нападению на Полтаву; вы должны вести осаду, и сказать нам, в какой день мы возьмем крепость».
Гилленкрок: «Но у нас недостаток во всем, что нужно для осады».
Карл: «У нас довольно материала, чтобы взять такую ничтожную крепость как Полтава».
Гилленкрок: «Крепость не сильна, но в ней 4000 гарнизона, кроме казаков».
Карл: «Русские сдадутся при первом пушечном выстреле с нашей стороны».
Гилленкрок: «А я думаю, что русские будут защищаться до последней крайности».
Карл: «А запорожцы Мазепины на что? Запорожцы сделают все, что я захочу, потому что я буду им хорошо платить. Я вас уверяю, что штурм даже не понадобится».
Камера тем временем, закончив панораму города сверху, опускается на улицы города, и мы видим суету приготовлений к отражению штурма. Заметно, что это хорошо организованная суета: нет паники, от центра города к его окраинам движутся отряды войск, тянут пушки, куда-то бегут мальчишки, священник окропляет святой водой вооруженную чем попало толпу горожан. Командует всем этим действом комендант крепости Келин.
Текст диктора начинает звучать через минуту после последних слов Карла. В кадре – Келин и крепостной арсенал.
«Предвидя появление под Полтавой шведских войск, Пётр I в конце 1708 года послал в крепость надёжного коменданта. Это был полковник Алексей Степанович Келин. Звание полковника он получил за боевые заслуги в 1702 г. Участник многих сражений Северной войны, отличился при взятии Нотебурга, Ниеншанца, Дерпта и Нарвы. За личную храбрость был замечен Петром. В 1708 г. Алексей Келин стал командиром Тверского пехотного полка, одного из лучших в русской армии. Назначенный комендантом Полтавской крепости, он 17 января 1709 г. ускоренным маршем прибывает в Полтаву с пятью батальонами пехоты и немедленно начинает готовить крепость к обороне.
Гарнизон Полтавы насчитывал к началу осады 4182 русских солдата (три полка), 91 пушкаря и 2600 вооружённых жителей города из четырёх тысяч, населяющих тогда Полтаву. В городе было 28 медных и чугунных пушек, значительные запасы продовольствия и сравнительно небольшое количество боеприпасов: 24 пуда пороха пушечного, 21 пуд пороха мушкетного, 620 ядер, 100 зарядов картечи, 90 пудов селитры и 20 пудов серы.
1 апреля 1709 года шведы начали штурм Полтавы
Тактика Келина заключалась в изматывании сил противника вылазками, контратаками и частыми диверсиями, заставляющими шведов находиться в постоянном напряжении и нести значительные потери. Отрезанный от русской армии, Келин обнаружил лучшие качества русского офицера и командира - распорядительность, неослабную энергию, способность максимально использовать боевую готовность и патриотизм городских жителей и вверенного ему гарнизона. На неоднократные предложения сдать город он отвечал решительным отказом. 5 мая Меньшиков докладывал Петру: "А оный комендант, при помощи Божьей, доброй отпор чинит».
С этого момента диктор замолкает, начинает звучать музыка. А зрители видят следующие сцены.
1.Защитники крепости разгоняют рабочие команды шведов, делающих подкопы под стены крепости, захватывают пленных, уносят шанцевый инструмент и оружие.
2. Разрушают шведские инженерные и сапёрные сооружения и апроши.
3. Укрепляют собственные бастионы и валы.
4. Пробираются в подкопы шведов и незаметно для них забирают бочки с порохом и уносят к себе в крепость.
5.Камера надолго останавливается на лице Карла, который что—то яростно говорит окружающим его генералам, потом делает взмах рукой, отправляя в бой пехоту и артиллерию.
На фоне этих кадров идет текст диктора:
«Карл XII был в ярости. Какой-то полковник не давал спокойно спать ни ему, ни его генералам! Все делалось по правилам военной науки: непрерывные атаки и штурмы, блокада крепости, подкопы под городские валы и закладка в них бочек с порохом для разрушения укреплений, ультиматумы и угрозы. Но крепость не сдавалась. 16 апреля шведы начали обстреливать бомбами крепость из трёх мортир. Чтобы овладеть, наконец, Полтавой, король отправил 10 полков - 9 пехотных и один артиллерийский. Командовал этим отрядом генерал-майор Спарре. 23 апреля он предпринял очередную попытку овладеть непокорной крепостью».
Звучит музыка. С этого момента идут сцены боев за крепость:
1.Под гром пушек и барабанов шведские солдаты и рослые гренадёры со штурмовыми лестницами устремляются к крепостным валам. Подпустив врагов ближе, защитники крепости дают залп из пушек и ружей и тотчас ударяют в штыки. Оставив на валах убитых и раненых, шведы откатываются назад.
2.Шведы готовятся к штурму. Они делают подкоп под стену крепости и закладывают порох, намереваясь в момент взрыва начать штурм и овладеть проклятым городом.
3.Обнаружив подкоп, русские выбирают весь порох и уносят его к себе. Камера показывает мирных жителей, которые помогают уносить и укатить бочки со шведским порохом.
4. Три тысячи шведов ждут, когда загорится фитиль, чтобы броситься в атаку. Но взрыва нет, и они бегут обратно, преследуемые сильным огнём из крепости.
Диктор (дикторский текст идет на фоне боев за город): «В мае 1709 года под Полтавой стояла почти вся шведская армия. Здесь находился и сам Карл XII. Когда королевский министр граф Пипер снова заговорил с королём об уходе от Полтавы, то услышал: "Если бы даже Господь Бог послал с неба своего ангела с повелением отступить от Полтавы, то всё равно я останусь здесь". (Возможна сцена с самим Карлом).
15 мая в ночь русский отряд под командованием бригадира Алексея Головина в составе 1200 человек, переодетых в трофейные шведские мундиры, скрытно перешёл через болота и подошёл к шведскому лагерю. На окрики часовых: "Кто идёт?" - Головин ответил по-немецки, что он ведёт команду в траншеи для осадных работ. Шведы обнаружили свою ошибку, но было уже поздно: русский отряд штыками проложил себе дорогу к воротам Полтавы, оставив на поле боя до 200 шведов. Комендант Келин был рад свежему подкреплению, тем более, что каждый из солдат принёс по мешку пороха. Узнав о прорыве более тысячи русских в Полтаву, Карл XII сказал своим генералам: "Я вижу, что мы научили русских воевать".
За трёхмесячную оборону Полтавы было проведено более 30 боевых вылазок. Только за апрель и май храбрецы провели 21 смелую операцию, стоившую шведам 2488 убитых и 44 пленных. Были изобретены и новые средства борьбы. Применялась, например, особая машина с крюком, при помощи которой шведы "вынимались из сапов" (окопов).
1 июня три тысячи шведов с двух сторон двинулись к укреплениям Полтавы, предварительно бросив в город 32 зажигательные бомбы. И снова защитники крепости одержали победу, отбросив противника, который оставил на валах и под стенами города до 400 убитых. Дальние и глубокие подкопы под крепостные валы шведы заставляли рыть находившихся в их лагере изменников-запорожцев. Шведы откровенно презирали предателей, более всего ценя в противнике мужество, доблесть и отвагу.
Карл послал своего барабанщика к русскому коменданту с предложением сдаться на самых почётных условиях, иначе «все будут перебиты». На это Келин ответил, что русским уже было семь предложений о сдаче, а «приступов было восемь и из присланных на приступе более 3000 человек при валах полтавских головы положили. Итак, тщетная ваша похвальба; побить всех не в вашей воле состоит, но в воле Божией».
В начале июня полтавский комендант так осмелел, что начал строить за пределами крепости напротив шведского «городка» два редута на берегу Воркcлы, то есть фактически прорвал осаду Полтавы.
В конце мая к Полтаве подошли главные силы русской армии во главе с Петром. Он написал письмо, в котором благодарил защитников Полтавы обещал скорое освобождение. Бомбардиры наладили «воздушную почту», перебрасывая осаждённому гарнизону в полых бомбах - письма, лекарства и 50 пудов пороха. В середине июня комендант «бомбическим письмом» извещал царя, что у него заканчиваются запасы продовольствия.
В ночь с 21 на 22 июня шведы предприняли последнюю попытку взять Полтаву».
Звучит музыка. Камера показывает сцены последнего отчаянного штурма Полтавы шведами:
1.Шведам удается взобраться на крепостной вал и водрузить свои знамена. Все защитники Полтавы, способные держать в руках оружие, бьются на бастионах и валах. Уже слышатся радостные клики врага и победные барабаны. Напрягая остатки последних сил, защитники дерутся врукопашную, падая под ударами врага и снова поднимаясь. Сражаются даже женщины, старики и дети! Они подносят ядра и оружие солдатам, перевязывают раненых, поливают штурмующих кипятком, бросают тяжёлые камни. Штурм отбит.
Камера движется вдоль так и не взятых земляных валов крепости, показывая следы прошлых и последнего штурма.
Диктор: «Высокую цену заплатил шведский король за своё настойчивое желание овладеть Полтавой, под стенами которой полегло более 6 тысяч его солдат и офицеров. Защитники города потеряли 2914 человек убитыми и ранеными. После последнего штурма у полтавчан оставалось полторы бочки пороха и восемь ящиков патронов, а вместо ядер пушки заряжали обломками железа и камней. Осматривая после Полтавской битвы укрепления города, Пётр спросил сопровождавшего его фельдмаршала Реншильда: "Странно, что в столь долгую пору вы не могли овладеть столь слабою крепостью". "Причиною сему - примерное мужество осажденных", - отвечал шведский полководец».
Музыка звучит на фоне следующих кадров:
1. Освобождённая Полтава встречает войска Петра. Гремят пушки и радостно гудят колокола полтавских церквей. Выслушав рапорт коменданта, царь сходит с коня, снимает шляпу, обнимает храброго воина, целует его в голову и говорит: «Почтенная голова, совершившая преславный подвиг! Надежда моя на тебя не обманула меня». Выстроенные во фронт солдаты Полтавского гарнизона приветствуют царя-полководца оружием, знаменами и военной музыкой. В Спасской церкви, в присутствии всего полтавского духовенства, служат благодарственный молебен по случаю освобождения Полтавы и победы русского оружия.
2. Государь посещает раненых и увечных воинов, осматривает крепостные валы и долго расспрашивает коменданта Келина об осаде. Поблагодарив офицера за честно исполненный долг, Пётр поздравляет его генеральским чином и награждает украшенным алмазами царским портретом и «суммою денег» в 10 тысяч рублей.
3. Объявляется о награждении всех воинов и жителей Полтавы, которых освободили от налогов на целый год. Детям и вдовам погибших героев назначены достойные пенсии.
4. Воины духовные - священники и монахи полтавских церквей, укреплявшие дух защитников твердыни, жалуются деньгами на церковные нужды и шёлковыми материями для новых облачений.
5.Один из священников торжественно говорит, что сами названия наших полтавских церквей - Успенская, Спасская, Воскресенская, Никольская и Сретенская – пусть вечно напоминают всем о мужественной гибели - "успении" героев, "спасении" и "воскресении" освобождённой Полтавы, защитнике крепостей и победителе Николае-Чудотворце и "сретении" - встрече защитников и освободителей
Диктор: «Городом славы русского оружия вошла Полтава на страницы отечественной и мировой истории. И переписать ее никому не удастся».
Источники
1. Ключевский, В.О. Курс русской истории. Ч. 4. М.: Мысль,1989
2. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. М.: Голос,1997
3. Тарле, Е.В.Северная война и шведское нашествие на Россию. http://militera.
lib.ru/tarle2/05
4. Буганов. В.И. Петр Великий и его время. М.,1989
5. История Северной войны (1700-1721) /отв. Редактор И.И.Ростунов/ М.,1987
6. Епифанов, П.П. Полтавская битва. М., 1989
7. Павленко, Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1989
Свидетельство о публикации №212032300417