Майкл Хортон. Бог прославлен в Кресте Христовом

БОГ ПРОСЛАВЛЕН В КРЕСТЕ ХРИСТОВОМ
Майкл Хортон
http://www.monergism.com/crosschrist.html
 
Один из верных признаков непреходящего значения Вестминстерского Малого катехизиса – это та частота, с которой даже в неконфессиональных кругах можно услышать ответ на его первый вопрос: «Главная цель человека – прославлять Бога и наслаждаться Им вечно». Как показали последние исследования Барна, Гэллапа и многих других, даже большинство христиан считает сегодня самореализацию главной целью в жизни, и, по-видимому, прав историк из Колумбийского университета Юджин Райс, который охарактеризовал это как «пропасть между светским воображением ХХ века и опьяненностью XVIвека величием Бога». «Мы можем, - пишет Райс, - лишь с помощью исторического вчувствования попытаться понять, как произошло так, что целая эпоха, в высшей степени чувствительная к возможностям интеллекта, находила высшую свободу в отказе от человеческой слабости в пользу всемогущества Бога».

Великий средневековый богослов Фома Аквинский заявил: «Счастье конечного человека состоит только в созерцании Бога», и это определение привело реформатского мыслителя Х.Ричарда Нибура к выводу, что римский католицизм и Реформация были несогласны лишь в вопросе о том, как совершается спасение, но не в понимании самой цели жизни. Средневековая религия, говорит Нибур, была посвящена созерцанию и жила той предпосылкой, что благодать улучшает природу верующего в той мере, в какой он становится на путь мистического созерцания или спекуляции. В отличие от этого Реформация была посвящена Царству Божию, которое есть результат не личного или общего достижения людей, но только чудесного вмешательства Бога. «Царство Божие – термин, подчеркивающий Божественную инициативу», пишет Нибур.
В чем смысл всего этого? В одном предложении, прекрасном по своей полноте и краткости, богословы Вестминстера предлагают свой ответ: смысл жизни состоит в том, чтобы «прославлять Бога и наслаждаться Им вечно».
 
Прославлять Бога   
 
Каким же образом мы, восставшие против величия Бога, мы, чьи лучшие дела в этой жизни все еще смешаны с грехом, можем принести Богу что-либо ценное или стоящее? Как мы можем сказать, что мы прославляем Бога? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала осознать, что наше прославление Бога на самом деле не добавляет ничего к сущности Бога или Его характеру. Другими словами, мы не делаем Его более счастливым, более удовлетворенным, более величественным, чем Он был до нашего существования. Бог вполне может обойтись и без нас. Не существует ничего присущего нам, что прославляло бы Бога – даже в христианине, который хвалится лишь Господом. Все, чем мы можем прославить Бога, независимо от масштабов, является даром Божиим и прямым результатом Его дел.
Во-первых, наше творчество способно приносить славу Богу. В Эдеме Бог создал человека и дал мужчине и женщине Свой Божественный образ. Бог испытывал радость от этих существ, и в раю до грехопадения Адам и Ева прославляли Бога в своей праведности, совершенстве, послушании и служении, и наслаждались Им, как Он наслаждался ими. Во-вторых, даже после падения Бог был прославлен в Его провидении, так как Он сохранил человечество, несмотря на его бунт. Но в высшей степени Бог прославил Себя в учреждении и совершении Завета благодати, и именно этому я хочу посвятить оставшуюся часть этой краткой статьи.
 
Завет благодати конкретен
 
Мы знакомы с договорами или пактами между странами, в которых, особенно приустановлении условий мира, каждая страна устанавливает определенные условия и предложения взаимных обязательств. В частнрых делах последняя воля и завещание означают передачу доверия и назначение наследников. Оба эти образа используются в в Библии для описания Завета. Греческое слово diathekeи его латинский вариант foedusв Писании часто передают понятие Завет. Ричард Мюллер в Латинско-греческом Богословском словаре отмечает, что «договор» здесь также синоним Завета.
 
Завет благодати исполнен
 
Хотя понятие теологии Завета было взято из Писания и заложено у Отцов Церкви, особенно Августина, и реформаторов, оно было развито наследниками Реформации, и особенно пуританами Вестминстера, которые собрались, чтобы дать более точные определения. Вопрос 70 Малого катехизиса ставит проблему: «Разве Бог оставил все человечество погибать среди греха и страдания?». Это вопрос, который приводит к понятию Завета. Это не вопрос о бытии Бога и не философская спекуляция, это вопрос о спасении, который объединил выдающихся богословов в понимании Завета благодати. Обратим внимание, что здесь даже не рассматривается предопределение как важный фактор для данной темы. Это вопрос, где в центре внимания стоят спасение и Христос, и он посвящен Завету благодати и его Посреднику.
Во-первых, невозможно читать Ветхий Завет, не замечая уже в Быт.3, что Бог поместил Адама в положение представителя человеческого рода. Это подразумевается в Книге Бытия и становится ясным в Рим.5. Условия этого были ясны: прославлять Бога совершенным послушанием и наслаждаться Им вечно, получая дивные дары в саду как символы Его отеческой радости и благоволения. Съедая запретный плод среди окружающего изобилия, роскоши и свободы, Адам отверг предоставленную ему Богом свободу и смысл и вместо этого захотел сам определить свободу и смысл для себя и своих потомков. Реформатские богословы обозначили это соглашение в Эдеме как завет природы или завет дел, но это лишь термины. Когда Павел говорит, что через провинность и непослушание одного многие сделались грешниками и были осуждены (Рим.5.18-19), тема Завета вступает в свои права.
В Эдеме завет природы или дел включал в себя условия (воздержание от запретного плода) с сопровождающими их благословениями (вечной жизнью) и проклятием (смертью). Дерево часто рассматривается как сакраментальный знак и печать этого завета, ибо древо жизни есть обетование вечной жизни, а древо познания добра и зла – отвержение этого обетования.  Выбирая последнее, Адам, представлявший весь человеческий род, погрузил человечество в бунт и соответствующее ему проклятие. Иными словами, Адам нарушил завет природы или дел и привел себя и свое потомство под гнев Божий.
Именно на этом трагическом фоне Бог заключает новый Завет с Адамом после грехопадения, и призывает мятежников вернуться к Нему. Проблема, конечно, заключается в том, что в настоящее время мужчины и женщины «по природе чада гнева» (Еф.2.3), они духовно мертвы и не в состоянии выполнять завет дел. Они не только не могут восстановить праведности, потерянной в падении, но и не в состоянии стремиться к этому. И именно поэтому Малый катехизис начинает обсуждение Завета благодати с вопроса:  «Разве Бог оставил все человечество погибать среди греха и страдания?». Ответ: «Нет, Он вступил с нами в Завет благодати, чтобы вывести избранных из этого состояния и привести их в благодать Спасителя».
Несмотря на их грех, Адаму и Еве было обещано примирение с Богом и Искупитель. Сам Бог заменил их листья шкурами животных, которые были принесены в жертву, чтобы покрыть их, конечно, предвещая Агнца Божия. Хотя Каин и его потомки последовали завету дел, оканчивающемуся смертью, Сиф и его потомки были наследниками завета и обетования благодати. Еще в Быт.4 «люди стали призывать Имя Господа». Много позже Бог является Аврааму и обещает: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя… и благословлю благословляющих тебя  и проклинающих тебя прокляну, и все народы на земле будут благословлены через тебя» (Быт.12.23 KJV). Таким образом, народ Израиля основан на этом обетовании или Завете благодати. Израиль надеялся на грядущего Искупителя, что предполагалось во всей его жертвенно-сакраментальной, правовой и церемониальной жизни.
И все же даже в этом сообществе Завета не каждый израильтянин обязательно был избранным. «Не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего ), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, []как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим.9.6-13).
Иными словами, Бог хотел, чтобы Ему принадлежала вся слава за Искупление. Мы не делаем ничего для Него, чтобы Он спас нас; скорее, наше спасение указывает на Его собственный характер: Его свободу, любовь, милосердие, справедливость, гнев и доброту. «Не от дел, но от Призывающего». Вот тема Завета благодати!  Чем отличается этот Завет от изначального завета дел? Бог избирает помимо каких-либо условий, существующих или даже предусмотренных в нас. Это вечный Завет, потому что он основан на посредничестве Христа и на Его совершенной праведности (Ис.55.3), это Завет мира (Иез.37.26), потому что он примиряет грешников с Богом, и это Завет благодати, ибо все заслуги, дела и условия исполняются здесь со стороны Бога. Даже вера, через которую мы принимаем этот мирный договор, сама включается в Завет.
Это не означает, однако, что Божья справедливость приносится в жертву Его милости. Мы по-прежнему оправдываемся через дела, но не наши собственные. Мы спасены, так как Второй Адам, Христос, стал нашим Представителем и, в отличие от Адама, исполнил Закон Божий в полном послушании. В Своем совершенном послушании, жертвенной смерти, торжествующем Воскресении и ходатайстве на Небе Христос как наш Посредник даровал нам полное право на наследие, которое утратил Адам. «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. [] Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, [] дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим.5.19-21). Иисус сказал: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. [] Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоан.6.38-39). Бог избрал нас во Христе, как сказано, до сотворения мира (Еф.1.4). Таким образом, задолго до падения Бог уже запланировал путь спасения и назначил Христа как Посредника этого Завета благодати. Незадолго до Своей смерти Иисус молился, говоря о Себе в третьем лице: «так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную». Отец дал людям Сына до создания мира. «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Иоан.17.2,9).
 
Как мы извлекаем пользу из этого Завета?
 
Как было обещано в Ветхом Завете и исполнено в Новом, Авраам стал отцом многих народов. Его потомки включают в себя иудеев и язычников, мужчин и женщин, рабов и свободных – так как в конечном счете обетование зависело от его Семени (в единственном числе, как это резко подчеркивает апостол Павел в Послании к Галатам), то есть Христа. Оно не зависит от верности народа Израиля, но от верности Истинного Израиля, Христа.
Но как нам получить преимущества этого Завета, если мы не евреи? Это проблема, которая занимает Павла на протяжении всех его посланий. Он говорит, что основание лишь одно, от Бытия до Откровения: вера во Христа. Завет дел повелевал: сделай это, и будешь жить. Завет благодати возвещает: верь, и ты будешь жить. Пуританин Томас Уотсон объясняет, почему вера была избрана в качестве средства извлечения пользы из дела Христа: «чтобы исключить всякую похвалу твари… Если бы условиями Завета были покаяние или дела, человек мог бы сказать: моя праведность спасла меня; но если условием является вера, то где будет наше хвастовство, если вера получает все от Христа и воздает всю славу Христу?».
Вера не намеревается заслужить что-то у Бога. Она не пытается успокоить Его пустыми обещаниями в будущем стать лучше и вообще не берет ничего на себя. Ибо мы спасены во Христе, а не по своей вере. Вера просто получает то, что уже полностью сделано Вторым Адамом, исполнившим завет дел.
Хотя только избранные даны Христу, к Нему приглашаются все мужчины и женщины со всего мира. Есть ли здесь противоречие?  Мы не знаем, кто избран Богом, и есть много людей в рамках завета, которые, как и в ветхом Израиле, не являются истинными детьми Авраама. Поэтому Евангелие обращается к каждому и приглашает всех извлечь пользу из дела Христа. Только веря в Него, мы можем быть уверены, что принадлежим к числу избранных, являемся одними из тех многих людей, которых Бог избрал и для кого Христос стал Посредником к жизни вечной. Каждый верующий может быть убежден: если Христос стал моим Посредником до создания мира и исполнил Свое служение ценой собственной Крови, то я могу быть уверен, что Он намерен спасти меня, ибо Он намерен «из всего, что Отец Мне дал, ничего не потерять» (Иоан.6.39 KJV).
 
Каковы знаки и печати Завета?
 
Как древо жизни несло плод вечного спасения, Христос предлагает людям всего Себя. Бог не только обещал нам вечную жизнь через веру во Христа, Он делает нам шаг навстречу, даруя саму веру, через которую мы можем опереться на Христа. Вестминстерские богословы были убеждены, что Писание усматривает такую же связь в Крещении и Вечере Господней. Так же как обрезание было знаком Завета в Ветхом Завете, крещение есть его знак в Новом. Еще до того, как мы приходим ко Христу, Он приходит к нам и нашим детям, говоря: «Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом»! Как заявил Петр в Пятидесятницу: «Обетование для вас и ваших детей, и для всех, кого ни призовет Господь, Бог наш» (Деян.2.39 KJV).
Потом, когда мы уже сможем исповедовать Христа сознательно, Бог подаст нам средства для укрепления нашей веры среди бурь невзгод и сомнений. Наряду со Словом Вечеря Господня подтверждает нашу веру в достаточность искупительного дела Христа. Это не просто символ, не голое и пустое воспоминание о том, что Бог сделал для нас в прошлом, но непрерывное обновление Завета верности Бога нам в настоящем.
 
Каковы следствия пребывания в Завете?
 
Наиболее очевидные плоды участия в Завете благодати – это наше оправдание, искупление, усыновление, наследие вечной жизни и уверенность в принятии и прощении Богом. Будучи членами Тела Христова, тем самым мы разделяем Его жизнь. Те, кто действительно едины со Христом через истинную и живую веру, развиваются и укрепляются в познании Его характера, и жизнь Христа производит в них покаяние, любовь и дела, которые вытекают из этих даров в жизни верующего. Эти плоды благодати никогда не станут основой для нашего оправдания или принятия Богом. Они следуют за возрождением, и верующим не нужно пройти через какой-то дополнительный опыт или войти на более высокий уровень благодати для того, чтобы воспользоваться этой благодатной радостью новой жизни. Наследие Христа не приходит по частям, и Бог не требует от нас идти подобно ослу за морковкой. Скорее дары оправдания и освящения, новый статус и новая жизнь даются в тот момент, когда мы обретаем личную веру во Христа как Посредника и достаточное основание нашей праведности пред Богом.
 
Заключение
 
Бог прославлен в Своем Завете благодати именно потому, что Ему Одному принадлежит вся хвала за его учреждение и исполнение. Только таким образом Он может быть верным Своему собственному характеру и в то же время прославить Себя в нашем спасении. В Завете благодати Бог сплетает Свою славу и нашу добродетель в единое целое, и только таким образом мы, что прежде были чадами гнева, можем прославлять Бога и наслаждаться Им вечно, и можем начать это прямо сейчас.
Возможно, вы задаетесь вопросом: как же я могу быть принят в этот Завет, ведь я никогда не был религиозен, и я страшусь, ибо сделал слишком много вещей, которых не должно было быть в моей жизни? Возможно, вы даже исповедующий христианин, и вы думаете: «Я ушел так далеко от Бога, и каждый раз, когда я просил Его изменить меня, ничего не происходило. В конце концов я погружался в эту яму все глубже и глубже, и я боюсь, что любая попытка вылезти из нее будет просто лицемерием». Это признание того, что вы так и не получили вечной жизни, и лишь покаяние позволит вам обрести ее! На вопрос: «Я не достоин того, чтобы Бог принял меня в Свой Завет», Томас Уотсон отвечает: «Богу никогда не приходило на ум заключать Свой Завет на условиях нашего достоинства. Если бы Божья милость не оказывалась никому, кроме достойных, никто не получил бы ее. Но Божий замысел в Новом Завете таков, что Он явил богатство Своей благодати, чтобы любить вас свободно, ни за что; и только когда у нас не остается своих достоинств, Он принимает нас через достоинство Христа».
Древо жизни, плоды которого утратил Адам, теперь дано человечеству снова. Сам Господь заверяет нас, что если мы едим Его плоть и пьем Его Кровь, мы не придем на суд (Иоан.6). То же Древо жизни, которое явилось в Эдемском саду перед падением, явится в конце Божией драмы истории.   «И  показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему» (Откр.22.1-3). И да возгласят дети Завета: Ей, гряди, Господи!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
 


Рецензии