Синергизм - это не Божие спасение!

СИНЕРГИЗМ – ЭТО НЕ БОЖИЕ СПАСЕНИЕ!
Алан Кершнер
http://www.aomin.org/aoblog/index.php?itemid=2012
 
Кальвинистско-арминианские дебаты на протяжении всей истории Церкви – это дебаты между тем, что называется синергизмом и монергизмом. Третий вариант невозможен, разве что в виде пелагианства. Для новичков будет поучительно выявить две многовековые ветви христианского богословия, или, другими словами, два различных взгляда на спасение.

Показать полностью..
Первый вариант (арминианство) утверждает то, что называется синергизмом. Те, кто верят в это, считают, что в мире есть две силы, необходимые для обеспечения возрождения грешника, и возрождение осуществляется через их сотрудничество: воля человека и благодать Святого Духа. Говоря другими словами, работа Святого Духа зависит от твари и осуществляется совместно с ней. Эти люди могут искренне сказать: «Я верю в благодать». Но на самом деле они считают, что благодать не только недостаточна, но что человек необходим для того, чтобы она была эффективна. Можно сказать, что эти люди являются «функциональными» арминианами потому, что хотя некоторые из них отрицают сам ярлык, по сути их теология синергична (хотя их мнение о себе не согласуется с тем, чему они учат).
Вторая группа верующих (кальвинисты-монергисты) утверждают, что есть только одна сила во вселенной, благодать, которая производит возрождение в жизни грешника, и прежде всего из-за того, что человек духовно мертв и морально неспособен. Святой Дух выполняет чудо духовного возрождения Сам, помимо человека (единое действие). Благодать достаточна, чтобы быть действенной, и не зависит от какого-либо действия человека. Другими словами, Святой Дух не просто шепчет грешнику в ухо и надеется, что бунтующий человек будет «сотрудничать» с ним, тогда как он находится в состоянии ожесточения и восстания. Святой Дух проникает в волю человека и совершает чудо возрождения, создания духовной жизни. Это только благодать. Не вера предшествует возрождению, а возрождение вере (Еф.2.4-5, Иоан.1.12-13, 8.47).
Арминиане не могут утверждать монергизм благодати, они всегда должны будут считать, что свою окончательную судьбу определяеи тварь, а не Бог. Я должен дать арминианам, однако, некоторую поблажку. Даже не зная о кальвинизме, они молятся: «Боже, измени сердце моих неверующих близких». Я никогда не слышал, чтобы они молились: «Господи, стучись в мое сердце, но не меняй его, если я не дам на то разрешения». Кальвинизм молится и подтверждает библейскую истину последовательно.   
 

Роберт Спраул
Из лекции "Что такое Реформация? 
Учение об оправдании верой было обсуждено в ходе Реформации на более глубоком уровне монергистического возрождения. Необходимо объяснить этот технический термин. «Монергизм» - состоящее из приставки и корня слово, которое можно перевести как «работа или действие в одиночку» (ergo– работать, отсюда «эрг» как единица энергии). Монергизм – это действие, предполагающее единственного активного участника. Это противоположность синергизма. Здесь общий корень, но другой префикс: «с», совместно, что означает действие двух или более участников.
Если понятие монергизма связывается с возрождением, оно описывает действие, которым Святой Дух действует на человека без его помощи или сотрудничества. Эту благодать возрождения можно назвать действенной. С другой стороны, совместная благодать есть благодать, которую Бог лишь предлагает грешникам и которую они могут принять или отвергнуть в зависимости от своего расположения.
Монергистическое возрождение есть исключительно действие Бога. Человек не выступает здесь как творческая сила. Только Бог может сделать что-то для оживотворения мертвого человека. Труп не может оживить сам себя. Он не может даже помочь этому действию. Он может ответить на него только по получении новой жизни. Более того, в таком случае он не только может, но безусловно ответит. В возрождении душа человека совершенно пассивна, пока она не оживет. Она не может предложить Богу помощь в своем возрождении, хотя будучи возрожденной, она может действовать и реагировать на Божий призыв.
Здесь мы подходим к конечной точке разделения между полупелагианством и августинизмом, арминианством и кальвинизмом, между Римом и Реформацией. Здесь мы обнаружим, полностью ли мы зависим от благодати в деле нашего спасения, поскольку, будучи во плоти, мы находимся в рабстве греху, или, будучи до сих пор мертвы в нем, мы можем сотрудничать с Богом таким образом, что это повлияет на нашу вечную судьбу.
Арминианство переворачивает порядок возрождения и верит в то, что вера предшествует возрождению. Грешник, который умер во грехе и находится в рабстве греху, должен как-то сам порвать цепи и способствовать возрождению своей жизни, и проявить веру, чтобы он или она могли родиться свыше. В самом прямом смысле возрождение в этой схеме есть не дар, но вознаграждение в ответ на принятие благодати. Арминиане утверждают, что эта универсальная благодать первична в том смысле, что Бог изначально предлагает ее для возрождения. Он делает первый шаг. Но этот шаг не является решающим, и усилия Бога могут быть сорваны грешником. Если грешник отказывается сотрудничать с предложенной благодатью, она остается бесполезной.      
 
ВОССТАНОВЛЕНИЕ: МОНЕРГИЗМ ИЛИ СИНЕРГИЗМ?
Джон Хендрикс

 
Недавно у меня был разговор с братьями, которые заявили, что им тяжело убедить своих евангельских друзей, что Бог восстанавливает людей монергистически, в отличие от синергизма, иными словами, что только Святой Дух первым оживотворяет сердце духовно грешника, чтобы он мог верить и повиноваться Евангелию, и что сердце человека должно быть изменено Богом прежде, чем он получит способность верить. Бог должен открыть его духовно слепые глаза и глухие уши, чтобы человек захотел увидеть, услышать и понять Евангелие и любовь Иисуса. Это духовное понимание, которое, согласно Библии, не приходит естественным путем. Мы молимся за неверующих потому, что только Бог может спасти их. К сожалению, многие евангелисты нашей духовно анемичной эпохи учат неправильно по этой основополагающей доктрине и часто стойко проводят ошибочное убеждение, что к вере во Христа можно прийти с помощью свободной воли, помимо действенной сверхъестественной работы Духа.
Так как мы можем убедить наших друзей? С Божьей помощью мы можем это сделать. Существует очень убедительный способ. Просто задайте два вопроса.
1.Может ли человек прийти к вере в Иисуса Христа помимо какой-либо помощи от Духа Святого?
Любой истинный христианин сказал бы: нет, не может. Если так, то помимо Святого Духа никто не может иметь свободной воли, чтобы уверовать в Евангелие, ибо человек находится в рабстве у растленной природы, пока Христос не освободит его. То есть или Дух что-то сделает, чтобы изменить человеческое сердце, или оно останется развращенным и упрямым.
Но ваш друг может спросить: хорошо, я прихожу к вере при помощи Святого Духа, но почему Он должен гарантировать это? Здесь мы переходим к следующему вопросу.
2.Что отличает вас от других, которые также получили эту благодать, но отвергли Христа? Вас отличает благодать Христа или что-то еще?
 Верить истине Христовой значит видеть в Нем высочайшее Добро. Вы не можете доверять Ему, если не считаете, что Он благ и Его слова истинны. Но если, по словам Самого Иисуса, вы заслуживаете Божьего гнева и спасены только по милости Христовой, а ваш сосед не спасен, то к такому выводу вы пришли по благодати Христовой или по своему усмотрению? Если не только по благодати, то в вас присутствует нечто, что делает вас как человека лучше, если Бог принял вас, а ваш сосед не имеет таких качеств, хотя он получил по благодати ту же возможность. Результат такого рода ложных убеждений – это спасение по делам и заслугам, а не по благодати. Вас спасает Христос плюс ваши хорошие качества и идеи. У вас есть возможность похвастаться тем, что вы лучше других людей. Но здоровое миропонимание отрекается от всякой надежды на себя. Если только Бог может спасти нас, то самопомощь бессмысленна. И это именно то, чего Бог хочет от нас – духовное банкротство.
Важно также, что это не просто непогрешимая логика, но ясное толкование текста Писания. Писание само является основой любой логики и в нем одно четко следует из другого. Иоан.6.63-65 ясно учит, что возрождение предшествует вере. «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. [] Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. []И сказал: для того -то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего».
Этот текст говорит однозначно, что никто не может верить в Иисуса Христа, если Бог не дарует веру, и что только Дух, Который животворит, восстанавливает и дает жизнь. Если бы это было не так, Иисус не учил бы также, что все, кому Бог даст Духа, будут иметь веру во Христа. «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон».
Здесь мы имеем и позитивную, и негативную формулировку. Никто не может верить, кому Бог не дарует веру, и все, кому Бог дарует Своего Сына, будут верить.  Это не оставляет места ни для какого человеческого самодовольства. Многие спрашивают, должны ли мы учить неверующих таким вещам, но обратите внимание на то, что это делает в данном случае Сам Иисус.
Все заповеди и требования Бога к нам, в том числе о вере, и повеление верить в Евангелие, есть то, что мы не можем исполнить сами. В противном случае, по слову Джона Оуэна, Крест Христов не имел бы силы.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии