Воскресение Иисуса еврейская перспектива

ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА: ЕВРЕЙСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Кристофер Браун


Слышали ли вы о еврее, который считает, что Иисус воскрес из мертвых? Нет, это не шутка. Я только что закончил читать увлекательную книгу Пинхаса Лапида (1922-1997) «Воскресение Иисуса: еврейская перспектива». Лапид – не мессианский еврей, а ортодокс, который считал, что Иисус действительно воскрес! Он дает впечатляющий набор причин, почему веру в это, связанную с Личностью Иисуса, поддержали многие евреи.
В отличие от последователей языческих религий, построенных на историях об умирающих и воскресающих богах, люди, которые свидетельствовали о воскресении Иисуса, были евреями. Вера в телесное воскресение вовсе не была беспрецедентной в иудаизме. 3 Цар.17.17-24, 4  Цар.4.18-21, 32-37, 13.20-21 – это повествования о людях, воскресших из мертвых. Видение Иезекииля о долине сухих костей, которые ожили, Псалмы Халлель (113-118), используемые в Пасхальном Седере, многочисленные отрывки из пророков, такие, как Ис.26 и Ос.6 говорят о власти Бога воскресить мертвых к жизни. Во времена Иисуса фарисеи выступали как великие защитники веры во всеобщее воскресение всех людей в конце времен. Апостолы были четко научены этому. Есть один отрывок, где слова Иисуса четко согласуются с позицией всех фарисеев (Мтф.22.23-33). Это приводит Лапида к четкому заключению: «Только в силу того, что они были евреями с фарисейским воспитанием, возникла их убежденность в воскресении, составившая первый шаг к пасхальной вере» (LapideP. ResurrectionofJesus: AJewishPerspective. Eugene OR,2002. P.65).
Лапид переходит затем к анализу текстов Нового Завета о воскресении и свидетельств христианской апологетики. Он согласен с тем, что если, как сообщается, пустую гробницу сначала нашли женщины, несмотря на то, что их показания в то время не принимались, это уже делает рассказ достойным доверия. Содержание и язык упоминаний о воскресении у Павла в  1 Кор.15, которые являются ранними свидетельствами, содержат специфическую паулинистскую терминологию и имеют отчетливый еврейский стиль, показывают, что Павел действительно сообщал то, что дошло до него.
Почему же тогда Лапид не считает Иисуса Мессией? Потому что Царство Божие еще не пришло в полноте. Хотя христиане говорят, что оно уже пребывает на земле, для евреев это решительно не так. Хотя еврейская Библия и пророки несомненно ожидали воскресения мертвых в дни Мессии, не обязательно ожидалось, что этому будет предшествовать воскресение Самого Мессии. Он должен был открыть Царство Божие на земле через немедленное восстановление политической независимости Израиля. Но этого не произошло.
Это не значит для Лапида, что все в христианстве плохо или что убеждения евреев и христиан не могут быть взаимодополняемы. В самом деле, Лапид говорит, что исторический факт воскресения реален потому, что он подготовил путь для народов мира признать Единого Бога Израиля: «Опыт воскресения, который, как основа церкви, довел веру в Бога Израиля до всего западного мира, как таковой должен принадлежать Божию плану спасения… Основанная на вести о воскресении Иисуса, христианская Пасха должна быть признана как часть Божественного провидения» (Ibid. P.142-143).
В конечном счете Лапид считает, что такое восприятие христианства должно быть отправной точкой для столь необходимого межрелигиозного диалога между христианами и евреями. «Два пути веры, иудаизм и христианство, которые имеют общее происхождение и надежду на общую мессианскую цель, должны сконцентрировать диалог не только на вежливые встречи и устранение напряженности в прошлом, но на стремлении скоординировать свои смысловые центры. Не затушевывая и не обходя различий, диалог, в котором оба партнера в состоянии принять содержание веры другого так же серьезно, как и своей собственной, может стать подлинным диалогом, верой, открытой к доверию, идущей от поиска к нахождению той радости, которая успокаивается только в Боге» (Ibid). 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии