Ричард Гаффин. Оправдан теперь и навсегда!

ОПРАВДАН ТЕПЕРЬ И НАВСЕГДА
Ричард Б.Гаффин
http://www.opc.org/nh.html?article_id=477
 
Утверждая, что Бог продолжает прощать грехи тех, кто оправдан, Вестминстерское Исповедание веры говорит о том, что они находятся «в состоянии оправдания», из которого «они не могут пасть» (11.5). Это утверждение указывает на реальное значение оправдания для верующих в настоящем, продолжающееся ежедневно в нашей жизни.
Эта терминология также повышает значение связанного с ней вопроса, имеющего особую жизненно-практическую важность: как получается, что те, кто уже оправдан, сохраняют этот статус и удерживаются от отпадения? Что удерживает нас от утраты нашего оправдания и заверяет нас в том, что мы не будем потеряны? Очевидно, что если оправдание не приводит наше бытие в состояние постоянной, бесповоротной оправданности, то наше спасение в лучшем случае остается неопределенным и связано с тревогой.
В ходе своего длительного разбора оправдания в IIIкниге «Наставления» Кальвин дает главе 14 заглавие: «О начале нашего оправдания и постоянном пребывании в нем». Он пишет: «Мы обретаем это благословение не однажды, но остаемся причастны ему на протяжении всей нашей жизни» (3.14.11).
Каким же образом оправдание относится к настоящему и текущим обстоятельствам жизни верующего? Этого вопроса касаются множество мест в Слове Божьем, и, как мы только что отметили, он вызвал к жизни ряд исторических конфессиональных материалов. Один из таких отрывков – это Рим.8.33-34. Далее я остановлюсь на этом месте, ибо оно дает ответ, имеющий решающее значение. Его не приводят Вестминстерские богословы в поддержку своей позиции о пребывании в состоянии оправдания, но это означает лишь, что данный стих не является исчерпывающим эту проблему.
Рим.8 находит свой пик в ст.38-39, отвечающих на риторический вопрос ст.31, с которого начинается заключительный раздел главы: «Что же скажем на это? Если Бог за нас, то кто против нас?». Во втором предложении «за нас» и «против нас» - это фразы, имеющие юридические или судебные обертона. Они предполагают суд, происходящий в настоящее время. Этот судебный сценарий ясен из смежных вопросов в ст.33-34: «Кто обвинит избранных Божиих? Бог оправдывает их». Очевидно, здесь поставлен на карту вопрос, касающийся оправдания. Он получает ответ в завершении этих двух стихов, где конструкция укрепляется способом синтетического параллелизма. Во-первых, нам говорится: «Бог оправдывает». Это является решающим для подчеркиваемого вопроса.
Ст.34 объясняет значение оправдывающего действия Бога. «Иисус Христос, - говорит Павел, - это Тот, Кто умер, Кто воскрес и пребывает одесную Отца, он и ходатайствует за нас». Христос и Божья работа через Него – вот благодаря чему Бог есть Тот, Кто оправдывает. Обратите внимание, каким образом, в соответствии со ст.34, Христос имеет решающее значение для оправдания и его содержания. Его смерть упоминается как имеющая значение конкретно для  нас. «Христос умер за наши грехи, чтобы мы могли быть оправданы». Павел уже совершенно ясно говорил об этом в Рим.3.24-26 и 5.9,18-19. В нашем отрывке есть еще одна ссылка: «Тот, Кто не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас» (8.32). Послушание Христа, кульминация которого – Его искупительная смерть за грех, есть истинное основание оправдания верующего.
Но, говоря о деле Христа, как оно относится к нашему оправданию, Павел не останавливается на смерти Христа. В нашем оправдании участвует нечто большее, чем просто Его смерть. Павел говорит о воскресении Христа и Его плодах. Он указывает читателям на то, что происходит сегодня, и конкретно в этом отрывке подчеркивает, что сегодня продолжается ходатайственное присутствие Воскресшего Христа одесную Бога. Нашего оправдания касается не только то, что сделал Христос в прошлом на земле, хотя это и имело решающее значение, но и то, что Он делает для нас сегодня на Небе.
Согласно данному отрывку оправдание связано с нынешним ходатайственным присутствием Христа. Наше сохранение в состоянии оправдания, наша связь с любовью Божией во Христе, даже в смерти и во всем, что нам принесет будущее (ст.38-39), зависит от этого продолжающегося и неизменного заступничества. Христос, сидящий одесную Бога, постоянно и действенно являет Свою совершенную праведность, которая принадлежит нам потому, что, как Павел ясно сказал в другом месте, она вменена нам раз навсегда и с тех пор является нашей.
Присутствие Христа наряду с конечным и окончательным решением о праведности, которую Он стал для нас от Бога (1 Кор.1.30), является действенным ответом на любое обвинение, предъявляемое оправданным верующим. Истинно, как говорит Павел в Рим.8.1, «нет никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе». Лукавый искуситель и все, кто с ним, не устанут пытаться уничтожить эту реальность и посеять в нас сомнения в ее определенности. Может быть, мы сами поддаемся искушению усомниться в этом. Но Павел заверяет Церковь в том, что Христос ныне находится одесную Бога, и тем постоянно сводит на нет и опровергает потуги лукавого, а потому и все сомнения в нашем оправдании. Ответ, который дан нам, гарантирован бесконечной любовью Бога Отца (Рим.8.32).
Христос есть живое и пребывающее вовек воплощение той правды, что была неизменно вменена всем верующим. Таким образом, Он продолжает поддерживать в состоянии оправдания тех, кого Бог уже предопределил и оправдал (ст.29-30).  И Он исполняет эту спасительную работу с непоколебимой верностью, в отношении каждого из избранных, с тех пор как они объединены с ним через веру. В силу Его заступничества они никогда не отпадут от состояния оправдания.
Представляют интерес ссылки на Рим.8.33-34 в других наших Стандартах. Большой Катехизис (Вопрос 77) поддерживает заявление, что оправдание «свободно изливается на верующих, отводя гнев Божий, так что они никогда не подпадут осуждению). В Вопросе 55 этот же стих подтверждает истину, что нынешнее заступничество Христа за верующих является действенным и «отвечает на все обвинения против них».
Другой отрывок, цитируемый в ВИВ 11.5 – это Лк.22.32. Там, незадолго до Креста, Иисус заверяет Петра: «Я молился, чтобы не оскудела вера твоя». Мы знаем, насколько действенна была Его молитва. Несмотря на тяжкое падение, когда он отрекся от Иисуса, Петр не утратил веры до конца.
Евр.7.25 говорит нам, что Иисус силен «сохранить от падения тех, кто приходит к Богу через Него, ибо Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». В свете этого отрывка и Рим.8.33-34 мы можем быть уверены, что если Иисус на земле ходатайствовал за Петра, то Он ныне ходатайствует за всех верующих. Наш торжествующий Царь хорошо, лучше, чем мы, знает, что «дьявол бродит вокруг как рыкающий лев, ища кого поглотить». Иисус знает, что искуситель – противник не мира, но Церкви (1 Пет.5.8). Но Он ходатайствует за нас, и потому сатана и его воинство не пожирают нас. Наша вера и наше оправдание верой не провалится.
Так почему вы не можете утратить оправдание и не утратите его, почему вы никогда не отпадете от этого состояния? Из-за вашего избрания? Да, конечно. Это указано в Рим.8.29 и, очевидно, в других местах Писания. Из-за совершенной праведности Христа, вмененной вам раз навсегда по вере? Опять же, конечно. Ничто не может быть яснее из учения Павла. Но вы не можете потерять оправдание также и потому – что не менее существенно – что ныне Христос сидит одесную Бога, чтобы ходатайствовать за вас. Наше оправдание – это постоянное, неотменимое состояние. Рим.8.33-34 учит, что оно зависит не только от того, что Христос сделал для нас в прошлом, но и от того, что Он делает сейчас для нас и для всех верующих, и будет делать, пока не вернется вновь. Наше оправдание непоколебимо и безопасно потому, что Иисус верен, и теперь, как ходатайствующий Первосвященник, Он Тот же вчера, сегодня и вовеки (Евр.13.8).   

Перевод (С)Inquisitor Eisenhorn


Рецензии