Корнелис Венема. Спасение личное или корпоративное

СПАСЕНИЕ: ЛИЧНОЕ ИЛИ КОРПОРАТИВНОЕ?   
Корнелис Р.Венема   
 
«Все дело Искупления является личным, индивидуальным и подготовленным для каждого человека. Все в нем имеет свое имя и адрес. Это не магазин, где продают вещи и каждый может выбрать по своему вкусу. Это дворец, раздающий дары, определенные для каждого, кому они предназначены» (KuyperA. ParticularGrace. Grandville,2001. P.87).

Показать полностью..
В реформатских и пресвитерианских кругах в последние годы наблюдается похвальное переоткрытие значения завета благодати и Церкви в общении Божией благодати в Иисусе Христе. Хотя многие евангельские христиане уделяют основное внимание «личным отношениям с Иисусом Христом», христиане-реформаты признают, что общение со Христом совершается через Церковь, братство и установленные средства благодати, проповедь Слова Божия и таинства Крещения и Евхаристии. Используя термины Кальвина, мы можем сказать, что Церковь есть Богоустановленное общество, в котором верующие и их дети духовно возрождаются и воспитываются для христианской жизни. Реформатское христианство созидается Самим Христом, Его инициативой в избрании и спасении Его Церкви Его Духом и Словом. 
Что касается детей верующих, то реформатская вера рассматривает их как христиан и членов Христа в соответствии с заветом обетования, который предоставлен им в таинстве крещения.   Такие дети не считаются мирскими, находящимися вне общины Христовой, пока они не отвергли веру и покаяние. Скорее они считаются членами Церкви, которые должны быть научены ею и жить соответственно. Родители-христиане не ждут, пока их дети достигнут определенного возраста, а учат их вере в то, что их единственным утешением  в жизни и в смерти является Спаситель, Иисус Христос (Гейдельбергский катехизис, 1).  Они верят в обетование Завета, учат детей Слову Божию и с уверенностью ожидают, что Господь подтвердит Свое обетование в жизни их детей, если они возрастут и созреют во Христе.
 
Корпоративизм
 
Однако природа Завета и корпоративный характер Евангелия легко могут подвергнуться искажению через другую ошибку, такую же вопиющую, как и индивидуализм.  Если индивидуализм является ключевой ошибкой евангеликов, то здесь основная проблема современного реформатского христианства.  Под корпоративизмом я имею в виду идею, что нет необходимости в акценте на личное обращение и усвоение благодати Божией во Христе. Поскольку благодать передается верующим через Церковь и ее средства благодати, значение нашего личного ответа на Евангелие преуменьшается. Эта идея может принять различные формы. Например, некоторые люди, сочувствующие учению Н.Т.Райта, считают, что «если у вас есть Тело, вы избавлены от личного». Такие выражения могли бы выглядеть убедительно, лишь если было бы достаточно принадлежать к Церкви через крещение. Сотериология в таком случае полностью подчиняется экклезиологии и исчерпывается ею же. Настаивать на том, что условием крещения члена Церкви  являются вера и покаяние, считается ошибочным индивидуализмом. Пока мы не знаем о человеке через таинство крещения, мы переоцениваем возможности его ответа на это таинство.
Крещение в этой схеме становится своего рода установлением домостроительства, которое обеспечивает избрание человека и любовь Бога к нему, независимо от его личного ответа на Евангелие через веру. Кроме того, есть те, кто порицает взгляд классического реформатского богословия на порядок спасения, согласно которому благодать Христова усваивается нам через работу Его Духа в возрождении и обращении. Поскольку мы видим картину истории спасения в целом, как дело Христа и спасительную работу Триединого Бога в человеке, это наиболее принципиально. Уделение основного внимания личному усвоению благодати верующими, как это понимается в традиционной категории ordosalutis, ведет к субъективизму и излишней интроспекции в христианской жизни.
Хотя это весьма упрощенное описание проблемы, я хочу отметить, что перед нами яркий пример того, что называется ложной дилеммой, недолжное противопоставление вещей, которые реально находятся в гармонии.  Реформатское христианство не выбирает между корпоративным и личным, между историей спасения и порядком спасения. Нельзя выносить библейский язык из контекста и разделять то, что Бог соединил. Реальной проблемой для библейского христианства сегодня является не упор на личный ответ верующего Евангелию, но акцент на вере и христианской жизни как на сугубо частном деле отдельного человека. Тем не менее, если правильно понять исторические исповедания и практику реформатских церквей, в них корпоративное и личное неразрывно связано между собой, хотя это и различные вещи. Это легко проиллюстрировать на библейских и исторических примерах.
Если мы рассмотрим проповедь Иисуса Христа в контексте всего Нового завета, трудно будет отрицать ту очевидную истину, что Он считал личное усвоение Его вести тем, что имеет критически важное значение, независимо от корпоративного характера отождествления человека с народом Божия завета. Вот несколько случайных цитат из Евангелия от Матфея, которые покажут, что это так, и которые можно умножить на дюжину.   
 
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мтф.5.20)
Когда молитесь, не будьте как лицемеры (Мтф.6.5)
Не всякий, говорящий Мне: "Господи, Господи 'войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мтф. 7.21).
А сыны царства будут брошены во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов (Мтф.8.12)
Итак всякого, кто исповедует Меня перед людьми, исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным (Мтф.10.32)
Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится (Мтф.15.13)
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной  (Мтф. 16.24).
Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мтф.21.43)
Кроме того, апостол Павел, хотя сегодня иногда преподносят так, что он имел незначительный, если вообще какой-либо, интерес к личному спасению, решительно говорит о необходимости личного ответа на Евангелие. Рассмотрим лишь три текста, которые также могут быть умножены во много раз.
Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля (Рим.9.6)
Я распят вместе с Христом, и я больше не живу, но Христос живет во мне: и если сейчас я живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, Который возлюбил меня и предал Себя за меня (Гал. 2.20 KJV).
Истинно и всякого принятия достойно, что Христос Иисус пришел в мир, чтобы спасти грешников, из которых я первый (1 Тим.1.15)
 
Завет и сообщество
 
Все эти цитаты ясно указывают на то, что Евангелие Иисуса Христа, возвещаемое через проповедь и таинства, не освобождает от личного ответа, но подчеркивает необходимость такового, ибо он дается Духом в виде личной веры и покаяния. Хотя благодать Божия действительно сообщается через завет, и, следовательно, корпоративно, завет не является только корпоративным. Сообщество завета состоит из отдельных людей, а среди этих людей есть некоторые, кто нарушает завет неверием и нераскаянностью, тогда как другие хранят его. Поэтому невозможно говорить только о корпоративности, сообществе и объективных средствах благодати там, где мы возвещаем Евангелие.
Историческая практика и реформатские исповедания также подтверждают это. Одним из самых популярных в реформатской традиции является Гейдельбергский Катехизис. Наряду с другими функциями он служит пособием для воспитания детей в вере. В нем есть учение о завете, хотя обычно и без использования самого термина. Но в нем нет ни малейшего намека а то, что включение в Завет верующих и их детей делает излишним личный ответ на благовестие Христово. В рамках всего древнего понимания Завета Катехизис, как и классические символы веры в христианской традиции, говорит от первого лица то, что является обязательным для всех верующих. В своем понимании  таинств он настаивает на том, что таковые являются и корпоративным, и личным событием. Крещение относится лично к каждому верующему и его детям. Через крещение Бог подает нам знак и обетование нашей принадлежности Христу. Подчеркивание церковного смысла таинства никак не уменьшает нашей личной ответственности. Аналогичным образом когда верующие приступают к трапезе Господней и принимают в уста то, что дается через веру, они провозглашают, что Тело и Кровь Христа имеют отношение к ним лично. Это таинство есть печать того, что Тело Христа было вознесено на Крест за меня и Его Кровь пролилась за меня» (День Господень 28).
Я считаю, что мы не должны противопоставлять ни корпоративное и личное, ни историю и порядок спасения. От этого возникает огромный вред – если мы не можем проводить вместе эти две стороны одной уникальной реальности, спасительного дела Триединого Бога, и отделяем Таинства от Слова Божия, личную веру от Церкви и общины Завета и, наконец, сообщество избранных, невидимую Церковь от Церкви видимой и существующей как таковая. В частности, видимая Церковь остается смешанным сообществом истинно верующих и лицемеров, и растущая претензия на спасение всех, приобщенных к Завету, незаконна. Реформатское христианство не есть индивидуализм, но оно никак не отрицает, что благодать Божия во Христе требует прежде всего личного призвания – хотя последнее и широко распространено среди видимого народа Бога. Я не принадлежу себе, но принадлежу телом и душой моему верному Спасителю Иисусу Христу, Который совершил полное удовлетворение за все мои грехи. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии