Глава 2. Родная душа

Глава вторая
РОДНАЯ ДУША
                - Я этого не хотел.
                Не этого. (Молча: слушай!
                Хотеть, это дело тел,
                А мы друг для друга — души).
                М. Цветаева
                *****
- Алекс! Христос воскресе! Я из N-ского монастыря звоню.
- Воистину воскресе, Зой!
- Алекс, прости меня грешную.
- Да ты что? Всё в порядке. Когда приедешь?
- Здесь связь плохая. Приеду завтра. Алекс, он не гбшник.
- Зой, так ты с ним продолжаешь общаться? – в голосе Алекса появились нотки раздражения.
- Ну, правда, он кузнец, а никакой не гбшник. Он мне свою фотографию, где он в цехе работает, прислал, - опять начала оправдываться Зоя.
- Ага, фотомонтаж, - отпарировала Алекс.
Зоя прыснула, представив, как Илья своими толстыми пальцами работает в Photoshop’е.
- Не, Алекс, не, это не фотомонтаж, он так бы не смог.
- Не он, так другие могут. Знаешь, какой у ФСБ-шников штат?
- Алекс, не гбшник он. И звуки кузницы. По телефону так слышно! Я точно знаю. Мы… - Зоя замялась, - Алекс, я его люблю. Я бы сразу почувствовала, если бы он меня стал обманывать.
- Та-а-ак… понятненько. И давно ты его… хм… любишь?
- Я его сразу же тогда и полюбила, на форуме ещё, - ответила Зоя.
- А… я думала, что ты под этим нечто материальное подразумеваешь.
- Ну, мы встречались с ним. Он точно кузнец.
- О, это интересно, чем ты руководствовалась, когда определяла, ФСБ-шник он или кузнец? – Алекс начала смеяться, - ты ведь ни того, ни другого никогда не видала.
- Ну, ФСБ-шника, положим, видала, даже двоих. На вечере выпускников у нас были. Мы тогда всем курсом скинулись и шхуну «Святой Илия» на ночь арендовали. А они, ФСБ-шники, к нам на катере подплыли и потом всю ночь с нашими девчонками шашлыки ели и водку пили.
- Ага, и ты этих двух ФСБ-шников двадцатилетней давности сопоставляла с Ильёй?  – Алекс просто заливалась от смеха.
- Общаться-то будешь со мной или опять не звонить? – хмуро спросила Зоя.
- Ой, насмешила ты меня, Зой! – не переставала веселиться Алекс, - да, теперь вижу, что он не ФСБ-шник, потому что, что с тебя он выведать может? К тебе никого приставлять специального не надо. Ты сама всё всем и так расскажешь.
- Алекс, я ведь и обидеться могу, - сердито сказала Зоя.
- Не обижайся, мир! Приезжай скорее!

                Из переписки Ильи и Зои в светлую седьмицу
Илья: С возвращением! Как добралась?
Зоя: Нормально...
Илья: Что хорошего тебе там сказали?
Зоя: Ты о батюшке?
Илья: В первую очередь.
Зоя: Батюшка сказал, что сейчас время уклоняться от объятий и время документов...
Илья: Как настроение? Вроде, сердитая или занята сильно?
Зоя: А, по-моему, ты меня просто забыл. Что-то у тебя случилось?
Илья: Нет, всё, как обычно. Не пристаю, потому что не знаю, что тебе сказали.
Зоя: Мне сказано, что вступая с тобой в отношения, я уже не православная... А что, для тебя так важно стало, что мне сказали? Мне там вообще было очень тяжело - душа в преисподней была... Только со второго раза на исповедь попала... Да и причастилась благодаря батюшкиным молитвам...
Илья: Не православная? Это кто такое придумал? Исходя из чего? Глупость какая. Я тут почитал в сети всякие рассуждения об этом. Да осуждается, но искупается различными способами.
Зоя: Вот сейчас я искупила... по молитвам батюшкиным… Можешь не приставать? - Не приставай... Разбирайся в своих семейных связях. Я вообще не должна была о твоих проблемах говорить с духовником - это всего-навсего косвенный вопрос, поскольку касался моего собственного проступка, который я оправдывала своим чувством и твоим ко мне отношением.
Илья: Такие слова в твой адрес явно чрезмерны.
Зоя: Я не цитирую, по-своему говорю... для меня это был очень сложный разговор... Василиса меня защищала, Василий ушёл в другой конец комнаты к телевизору и просто не вмешивался. А батюшка был как всегда - верх тактичности: вникал в проблему... ничего мне не запрещал, ничего не порицал... но и не потакал. Про магометанство было сказано и про меня как третью твою жену...
Илья: Вон как твой батюшка тебя настроил.
Зоя: Ты батюшку совсем-совсем не знаешь и не понимаешь: он видит, как мне тяжело, как я мечусь и отчаиваюсь... Я ведь, никого не видя, напролом к нему на исповедь вылетела... - а батюшка за меня перед Богом отвечает - он всё и так понял. Думаешь, он, меня не знает, что ли? Но он мне все грехи отпустил, и к причастию допустил, хотя после нашего позавчерашнего нельзя было... Такое не каждый священник на себя возьмёт - да они и не берут... Так что ты не думай про батюшку, что он кого-то может настроить. Это я у него учусь терпению и смирению... Не ждать - это самое лёгкое... а вот ждать и терпеть... и знать, что никогда не дождёшься, и верить, что дождёшься... встречи... не с тобой, так с Богом... - вот это очень тяжело и даже невозможно.
Илья: Из-за меня у тебя одни неприятности.
Зоя: У меня нет неприятностей, душа у меня болит, когда в грехах грязнет... я тебе уже говорила, что отношения людей - для меня вторичны... вот с Богом - это важно.
Мы как только приехали в страстную пятницу и я вошла в дом к Василию и Василисе, на меня упала картина: ребром прямо в лоб попала - теперь царапина на лбу... А в пасхальный вечер батюшка пришёл к ним в гости, услышал эту историю с картиной и рассмеялся, сказал, что это - вразумление.
Илья: Я падал, теперь картина. Покажешь потом, где поцарапала, буду знать, куда целовать.
Зоя: Чего показывать, всем видно и так. А ты и картина – разные вещи. Ты – не вразумление.
Илья: А на картине что изображено?
Зоя: Пейзаж... Эта картина написана художником, из-за которого Василий и Василиса приехали в N-ский монастырь... да так тут и остались, дом выстроили.
Илья: Ты батюшке подробности, как и чем мы занимались, рассказывала?
Зоя: Нет... я никому не рассказывала никаких подробностей.
Илья: Ты ночью работать собираешься. Опять бессонница?
Зоя: Чуть не началась из-за твоего виляния... я уж думала, что ты меня забыл, отвык и прочее. Но... на всё воля Божья... лишь бы всё было честно.
Илья: Зоя, каждое моё слово вызывает у тебя море сомнений. Ни к чему они. Я Тебя Люблю. Я так каждое твоё слово, как признание, читаю или слышу.
Зоя: Так это так и есть, что касается меня… а я в твоих сухих словах за последние трое суток ни одного ласкового слова не слышала... сама вся в грехах.. да ещё и получается, что это я к тебе пристаю, а ты всё терпишь... Илья... ты мне ничего не обязан и не должен... я батюшке сказала, что сама тебя спровоцировала на блуд, что ты терпеливый и сдержанный.
Илья: Зайка, не накручивай себя, знаешь же, что в словах я не силён, руками лучше получается.
Зоя: Раньше и словами удавалось... мы же с тобой общались, не видя друг друга... нет, Илья, я же тоже чувствую, что с тобой что-то происходит. А раз не делишь со мной, значит, или что-то для меня неприятное или просто я не являюсь тем человеком, с кем бы ты хотел поделиться.
Илья: У всех бывают не лучшие дни. Сегодня был тяжёлый день у меня. Но это мои проблемы. Тебя я ждал. Ну, если слов не нашёл сегодня - извини. Я рад, что ты приехала, и я могу с тобой поговорить.
Зоя: Ладно… мы отвыкли друг от друга... да и на самом деле, у каждого свои проблемы. Извини, что я к тебе со своими пристаю.
Илья: Ты неправильно всё понимаешь. Я сегодня на похоронах был. Хоронили одного нашего коллегу по работе. Настроение поэтому не очень.
Зоя: Ну, вот и разобрались. Иль, я к смерти нормально отношусь.
Илья: Зоя, а кто тебя сильнее вразумил? Исповедник или картина?
Зоя: Картина была сразу же, в пятницу, когда я приехала... а батюшка не вразумлял. Илька, ты не знаешь его: Представь себе, что ты разговариваешь со своей любимой дочерью да ещё в присутствии посторонних... и знаешь, что каждое твое слово услышит Бог и люди, а не только дочь... Такая ответственность за каждое слово у него... Потом как-нибудь при встрече попытаюсь тебе рассказать подробно о нашей с ним беседе... Василиса то так его понимала, то эдак. Так что смотри, и тебя скоро будут вразумлять… картины… И на них может совсем не пейзаж оказаться…
Илья: Ладно, Зоя, никуда смотреть не буду. Буду сны смотреть. Доброй Тебе Ночи, Любимая!!!!!!!
Зоя: Спокойной ночи и Ангела хранителя думающему о смерти кузнецу.

                *****
Илья: Добрый вечер! А я перед Пасхой заходил в иконную лавку на улице Ленина (С днём рождения, Владимир Ильич!), посмотрел, чем торгуют. Маме пасхальное яйцо купил в подарок. Мне там фотографию N-ского монастыря показали, где святые на небе отражаются.
Зоя: Лики святых - это лишь одно из чудес, которые происходят в монастыре... Но батюшка не любит, чтобы об этом распространялись. Тебя лики впечатлили?
Илья: Усомнился я. На оптический эффект очень похоже.
Зоя: А насчет оптического эффекта... я тебе, может, тоже только показалась?
Илья: А ты тоже есть на той фотографии? ;
Зоя: Илья, в понедельник утром, в монастыре, я успела побывать на службе. Погода была отвратительная. Но я не замерзла и мои руки оказались горячее рук батюшки, у которого я благословлялась. Всю службу была в мокрых весенних ботиночках и потом ехала до города автостопом. Не заболела. Вот Божье проявление и снисхождение к болящей моей душе. Так что на фотографии меня, может, и нет, а вот Бог меня, по молитвам батюшки, не оставляет… А знаешь, Пасха была наша... все отмечают, что такой снежной ещё не видели - а это наша с тобой Пасха...
Илья: Пасха - да, первый раз я её так близко воспринял.
Зоя: И погода была - погода нашей любви, словно календарь остановился на отметке: снегопад в марте равно любовь. Ничего, на следующий год Пасху будем вместе встречать...
Илья: В монастыре или в городе?
Зоя: Как ты скажешь.
Илья: Зоюшка, Бог тебя не оставляет, и я тоже. У тебя горячее сердце, от нашей любви разумеется. А на фотографии надо присмотреться, вдруг тебя видно в лучах солнечных.
Зоя: Именно о твоей любви я и подумала при благословении батюшки: и он и я были на улице и оба должны были согреться одинаково... Но горячими были только мои руки - именно - от нашей любви, потому что я твою чувствую в сердце, и знаю, что ты чувствуешь мою... А на фото меня не ищи, там святые, а ты-то знаешь, что я – нет, и не буду ею никогда. У меня другая цель в жизни: душу твою спасти, любимый…
Илья: Может, ты и не святая, но подвижница- это точно.
Зоя: Подвижница, потому что быстро двигаюсь? Я точно не то и не другое. Грешница я, ты-то об этом знаешь, как никто другой. Теперь не будешь сбивать?
Илья: Как скажешь, так и будет.
Зоя: Я уже сказала тебе сегодня по телефону.
Илья: При встрече скажешь.
Зоя: При какой еще встрече?
Илья: Зайду, как-нибудь, если не прогонишь.
Зоя: Не прогоню, если без подарков придёшь и рук распускать не будешь.
Илья: До завтра. Доброй Тебе Ночи, Любимая!!!!!
Зоя: Ангела хранителя солнышку моего счастливого мира!

                *****
Зоя не помнила, когда кончились снегопады. Она замечала окружающий мир только тогда, когда он напоминал ей об Илье. Для неё вся жизнь была в Илье,. Она думала о нём всегда и везде. В маршрутке, в магазине, на перемене в учительской, по дороге на работу и домой, дома… О, дома была сеть. Там можно было не только думать и вспоминать, но и читать посты Ильи и смотреть его фотографии. Две из них Зоя распечатала на цветном принтере и повесила в галерею портретов.
Сегодня занятий у Зои было мало, и она возвратилась домой рано. Шла пешком, вдыхая аромат настоянного на черёмуховом и яблочном цвете апрельского воздуха. На улице было по-весеннему тепло. И ни о чём не хотелось думать. Зоя зашла по дороге в магазин, купила необходимых продуктов и около трёх часов дня была уже дома.
Сеть не работала.
Зоя перезагрузила компьютер. Сеть не работала. Зоя позвонила Алексу. Та включила свой компьютер. И у Алекса сеть не работала.
- Илья скоро придет с работы. А вдруг в его районе сеть есть? Что тогда он будет делать? Ему же нельзя волноваться. У него сердце может не выдержать, - Появлялась у Зои одна мысль за другой.
- Зоя, я звонила на телефонную станцию. Сказали, что только у нас в районе кабель повреждён. Уже пару часов ищут, где конкретно это произошло, - рассказала Алекс о своей деятельности.
Зоя не слушала подругу. Она кивала, а сама набирала на мобильном Илью.
- Иль, у меня нет сети во всем районе. Не волнуйся, ладно?
- Хорошо, зая. Ты сама не волнуйся. – Илья улыбался в трубку.
Сеть заработала только после девяти вечера.

                Из переписки Ильи и Зои
Зоя: Любимый! Я такая счастливая, что ты у меня есть!!!! Как бы мне об этом почаще не забывать!!! Оказывается, в центре был поврежден кабель...
Илья: Рад, что ты снова со мной!
Зоя: Рад, что ты снова со мной виртуально? Иль, почему нам так с тобой хорошо? Ну, по-че-му???? Иль, я тебе не говорила, что ты умница мой любимый? Я тебе не говорила ещё, что солнце ума твоего, светящего тепло и с любовью, приводит мир мой в состояние умиротворенности и счастья?
Илья: Я покраснел и засмущался. Не достоин я таких слов, заинька.
Зоя: Ты прав, ты достоин ещё и не таких слов... просто я не все их пока подобрала, создавая твой портрет... создавая портрет своего любимого…
Илья: Поздно уже. Пойду я спать. Доброй Тебе Ночи, Любимая!!!!!!!!!!
Зоя: Ангела хранителя мечтающему о завтрашнем первомайском параде генералу армии нашей любви!
*****
Илья: С добрым утром, Любимая!!!!!!
Зоя: С очень добрым! А мы ходили на раннюю литургию... сегодня читали Евангелие... «притчу о расслабленном».
Илья: Зой, мне в магазин надо.

Через три часа Илья позвонил Зое на мобильный и сказал:
- Открывай дверь!
Она бросилась в коридор, и только щёлкнул замок, как она оказалась в объятиях любимого. Глаза, рот, руки занимались совершенно не тем, чем в обыденной жизни.
…………………………………………………………………………………………….
Илья: Я здесь.
Зоя: Иль, когда ты ушёл в магазин и пропал, я заскучала смертной скукой. Ты сгинул, ну я и испугалась, стала искать у Анны Ахматовой приметы, когда бросают... и... ты оказался у моей двери...
Илья: Приметы. Как ты могла подумать такое?
Зоя: Я не могла вообще думать, а только помнила, что Ахматова про разлюбленных знает... вот и пошла её читать...
Илья: А я и в самом деле сейчас из сети пропаду. Надо линуксом заняться. Если всё получится, часам к десяти появлюсь. Не скучай.
Илья: Я уже в линуксе. Debian называется. Однако надо все пароли восстанавливать и настройки.
Зоя: Кузнечик, я терпеливая, я люблю тебя и буду, сколько надо ждать... только десять дней - это очень долго, это катастрофически долго…
Илья: Чего волнуешься-то. Я же написал, чем занимаюсь. Тут всё непривычно.
Илья: На всякий случай. Доброй Тебе Ночи, Любимая!!!!!!
Зоя: Ладно... на всякий случай: Ангела хранителя солнышку любимому, моему желанному и необходимому!
Илья: До утра, зайка.

                *****
- Зоя! – голос Ильи в телефонной трубке был радостным, и Зоя невольно заулыбалась в ответ.
- Да, Иль!
- А в лесу черёмуха вовсю цветёт … - выйдешь? Я возле дома твоего стою.
- Сейчас, любимый!
Зоя собиралась быстро: узкая чёрная юбка, белая блузка, колготки, розовая курточка… Илья стоял у дороги за кустом сирени. У Зои каждый раз, когда она видела большого, смущённого Илью, щемило в груди и хотелось одновременно расплакаться и прижаться к нему. Но Зоя, подбежав, весело чмокнула Илью в щёчку, чинно взяла его под руку, и они пошли прогуливаться по парку вдоль реки Лососинки. Илья рассказывал о своём детстве, которое прошло недалеко от этого парка. А Зоя не верила, что вот они и гуляют вместе. И ничего не происходит страшного: земля не разверзается под их ногами.
- Иль, смотри! – Зоя вытянула руки в стороны и взмахнула ими, словно крыльями, - я лечу! А знаешь, у меня такое странное чувство, что я так и не опустилась на землю. Вот как ходила по снегу, а потом словно меня на другое белое пространство перенесли.
- В кусты черёмухи, - пошутил Илья.
- Ой, и впрямь, наверное, в это белое душистое море цветов, - откликнулась восторженно Зоя.
- Столько цветов черёмухи давно не было. Даже специалисты отмечают, - подтвердил Илья.
- Это потому что наше белое время любви! Даже белые ночи белей с каждым днём!
- Ага, ночи белей дней, - улыбнулся Илья.
- Ну, Иль, не цепляйся к словам! – Зое не хотелось спорить. Она прижалась к плечу Ильи, вбирая в себя его запах, стараясь запомнить это ощущение, когда рядом плечо любимого.
- Не буду, рыбка моя! – успокоил её Илья.
- Почему рыбка? – насторожилась Зоя.
- Потому что в сети тебя поймал, - Илья смотрел ласково, и Зоя не выдержала и крепко обняла его.

                Из переписки Ильи и Зои в июне
Илья: На форуме опять начали заграницу хвалить.
Зоя: Кира, наверное? А ей кто-нибудь ответил? Сейчас она своего флибустьера призовёт в наших онежских водах сражаться и ловить рыбку в мутной воде. Но я тебе биться не советую.
Илья: Я ничего не собираюсь там доказывать, лишь бы на страну не нападали.
Зоя: Вот тут я с тобой солидарна и за страну буду стоять горой спина к твоей спине... Ну, или, как сегодня у фонтана. Солнце, у нас с тобой много общего: любовь к родине - раз, любовь к родителям - два, любовь к детям - третьим пунктом, а уж мы - последним - согласен?
Илья: Насчёт общего, согласен. А Кира не любит свою страну, она, видимо, женихов иностранных на форуме хотела найти.
Зоя: С флибустьером тоже все ясно: он не любит Россию, так он вообще любить не умеет… или не может???
Илья: Значит, себя любит.
Зоя: Не, Илька, если человек не любит родину и противоположный пол, то и себя он не любит... - система такая, философская... любовь - она на всех уровнях сразу или же её нигде нет... увы, и это не парадокс... или парадокс? Вот поэтому русского человека не понять иностранцу... из-за глубины понимания и восприятия любви: не только телом и не столько телом, но - всей душой.
Илья: Умница! Про любовь ты всё знаешь. А мне рецензию написали!
Зоя: Ну да, тебе такие рецензии пишут, мне и не снилось. Мне, правда, вообще ничего не снится... потому что молюсь. А тебе?
Илья: Мне снятся сны. А если нефритового лебедя под подушку положить, то утром их помню. Не все, а только последние. Это свойство такое у нефрита.
Зоя: Иль, фигурки нефритовые – это язычество… Вот что с тобой делать?
Илья: Я на форуме гбшнику ответил.
Зоя: Я как чуяла, что ты где-то в сети, только что заглянула туда и увидела твоё высказывание о Боге и вере... Ты это серьёзно? Бог - это ассоциация? Для меня Бог - это любовь.
Илья: Значит, стереть?
Зоя: Я задумалась, потому и спросила. А Бог есть любовь – это. Не, не стирай! Потому что ты прав: у гбшника нет веры, он манипулирует Богом, использует его в своих корыстях, потому у него вначале мысль... А ты же его отношение к Богу описывал.
Илья: В принципе всё верно. Любовь - это высшая форма веры.
Зоя: Форма веры... ну не форма... где-то возле мысль крутится: когда любишь, то полностью доверяешься, веришь своему возлюбленному... но это не форма, Иль.
Илья: Любовь, как высшее проявление веры.
Зоя: Ну вот, знаешь же... уф, прямо камень с души свалился, чудушко моё желанное!!! Но там ничего менять не надо. - Ты достойно ему ответил. А гбшник любовь только в плотском плане воспринимает - это по его стихам видно.
Илья: С твоей помощью и подсказкой нашли истину.
Зоя: Нашли истину, Илья, с Божьей помощью. Ты спать собираешься, солнце души моей?
Илья: Всё, спать хочу. Доброй Тебе Ночи, Любимая!!!!!!!!!!!
Зоя: Ангела хранителя регулярно звонящему любящему и любимому настоящему мужчине.

                *****
На следующий день вечером Илья позвонил Зое по Skype. Он сказал, что его домашние уехали и теперь он временно холостой и свободный и может разговаривать с ней, сколько угодно. Видеосвязь растрогала Зою. Она смотрела на Илью за работой… Они говорили и говорили и провели вдвоём счастливый вечер в сети. Перед сном Зоя сказала Илье:
- Любимый, когда же мы будем вместе не только в on-line?
- Ты же знаешь, что я тебе ничего не могу обещать, - ответил Илья.
- А я и не жду обещаний. Ты только скажи, что мы когда-нибудь будем вместе.
- Этот разговор ничем не закончится. – Илья отвернулся от экрана, что-то набирая на клавиатуре, потом опять поднял голову: - Не решай за меня, что мне делать. Я же тебе говорил, что серьёзных отношений предложить не могу.
- Нет, не говорил, - опешила Зоя. – Знаешь, Илья. Не приходи ко мне больше никогда. И не звони. Никогда не звони.
- Ну вот, надулась сразу же. Зой, - позвал Илья, - ну, не дуйся. Давай спать, любимая!
Зоя молча выключила Skype. Ночью она не спала. Она старалась отгонять все мысли, потому что ни одна из них не могла объяснить, что же случилось. Зоя читала молитвы из молитвослова, а когда глаза слипались, она произносила Иисусову молитву, «Отче наш» и «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…»
Наступившее утро Зоя не заметила, она продолжала бороться с мраком, наступившим в её душе. Что-то нашёптывало ей, что нужно расстаться с Ильёй, что он не стоит тех мук, которые она претерпевает. И когда она поддавалась этой мысли, то её начинало скручивать так, что в сердце, в животе и в голове появлялась адская боль. Зоя опять начинала молиться, боль отступала, а вместе с ней отступал морок и в прогале сознания появлялся любимый облик Ильи, который по-прежнему улыбался ей.
Три дня Зоя боролась со всевозможными помыслами… На четвёртый день утром, как ни в чём не бывало, позвонил Илья. И Зоя обычным своим голосом сообщила ему, что сегодня вечером уезжает в Петербург.
- Я буду ждать твоего возвращения, - сказал на прощание Илья.
- Зачем? – спросила Зоя.
- Ну как же, ты – родная моя душа, - ответил Илья.


Рецензии