Религиозные чувства

Многим, если не всем, людям знакомо чувство благоговейного восторга. Приходит оно при созерцании прекрасной природы, творений рук людей, их подвигов и т.д. Оно - тоже самое в лесу, храме, музее, библиотеке, театре, на концерте. Религии же это чувство, как бы так по-мягче сказать, присваивают, объясняя нам, что это, например, ты испытываешь благоговение к такому-то определенному богу или к божественному началу.

Позволю себе некую длинную цитату о религиозных чувствах, обрядах и отношениях человека с тем, что для него свято:

“Владычица небес ... каким  бы  обрядом,  в  каком  бы обличии ни надлежало чтить тебя, - в крайних моих невзгодах ныне  приди  мне на помощь,  судьбу  шаткую  поддержи,  прекрати  жестокие  беды,  пошли  мне отдохновение и покой; достаточно было страданий, достаточно  было  скитаний! ... если позволит мне рассказать  бедность  слов  человеческих ... Вот я пред тобою, ... твоими тронутая мольбами ... твоим бедам сострадая, вот я, благожелательная и милосердная. Оставь плач и жалобы, гони прочь тоску -  по  моему промыслу уже занимается для тебя день спасения ... День, что родится из этой ночи, день этот издавна мне  посвящается. Зимние непогоды успокаиваются, волны бурные стихают, море делается доступным для плаванья ... Обряда  этого  священного ожидай спокойно и благочестиво ... Не бойся  ничего: исполнить мои наставления будет нетрудно. Ведь в эту же самую минуту, что я являюсь к тебе, я нахожусь и в другом месте ... Но запомни крепко-накрепко и навсегда  сохрани  в  своем  сердце: весь остаток своей жизни, вплоть до последнего  вздоха,  ты  посвятишь  мне. Справедливость требует, чтобы той, чье благодеяние  снова вернет тебя людям, принадлежала и вся твоя жизнь ... мне, к тебе  милостивой,  усердно  будешь  поклоняться.  Если  же  примерным послушанием, исполнением обрядов, непреклонным целомудрием ты угодишь нашей божественной воле ... Немедленно вместе со сном  всякий  страх  меня покидает, и я вскакиваю в такой радости ...  и  вот  уже  все  улицы  наполняют благочестивые толпы, ликующие ... Не говоря уже о приподнятости духа моего, мне казалось, что и все вокруг как-то особенно весело. Животные всякого рода, каждый дом, сам ясный  день  кажутся мне исполненным радости. После вчерашнего  холода  вдруг настала  солнечная спокойная погода, зазвучали  сладостные  хоры  прельщенных  весенним  теплом певчих птичек ... Даже сами  деревья,  и  плодоносные,  приносящие обильный урожай, и бесплодные, довольствующиеся только тем, что  дают  тень,под дыханием южного  ветра  поблескивают  свежими  листочками,  тихо  качают ветками, издавая мягкий шелест; утих шум  великих  бурь,  улеглись  неистово вздувавшиеся волны, море спокойно набегает на берег, разошлись темные  тучи, и небо, безоблачное и ясное, сияет лазурью. Вот появляются первые  участники  величественной  процессии ... За  ним  шел третий, неся пальмовую  ветвь  с  тонко  сделанными  из  золота  листьями ... Другой нес закрытый ларец, заключающий в  себе нерушимую тайну великого учения ... но,  по  мудрому  замыслу  самой  необычностью своей   возбуждая почтение,- лишь сущность неизреченная высочайшей веры, сокрытая  в  глубоком молчании ... громогласно и единодушно, воздев руки к небу, свидетельствуют об этой столь славной милости ... стоял неподвижно и молча, не зная, от переполнившей душу мою неожиданной и великой  радости ... ласково  глядя  на  меня  и ... божественным проникнутый изумлением ... после стольких всевозможных страданий, после  великих гроз, воздвигнутых Судьбою,  пережив  величайшие  бури,  достиг наконец  ты спокойной пристани Отдохновения, алтарей Милосердия. Не впрок пошло тебе  ни происхождение, ни положение,  ни  даже  сама  образованность,  которая  тебя отличает, потому что, сделавшись по страстности  своего  молодого  возраста рабом  сластолюбия,  ты  получил  роковое  возмездие  за несчастное   свое любопытство. Но все же слепая Судьба, злобно терзая тебя и  подвергая  самым страшным  опасностям,  сама  того  не  зная,  привела  тебя  к  сегодняшнему блаженству. Пусть же идет она и пышет неистовой яростью, придется ей  искать для своей жестокости другой жертвы. Ведь над теми, кого величие ... призвало  посвятить  жизнь  служению  ей,  не   имеет   власти   губительная случайность ... Вот тебя приняла под свое покровительство другая Судьба, но уже зрячая, свет сиянья которой озаряет ... Пусть же радость  отразится  на твоем лице в соответствии с праздничной этой одеждой. Пусть видят безбожники,  пусть  видят  и сознают свое заблуждение: вот избавленный  от  прежних  невзгод,  радующийся промыслу ... Но  чтобы защититься еще надежнее и крепче, запишись в святое  это  воинство ... посвяти  себя  уже отныне нашему служению и наложи на себя ярмо  добровольного подчинения. Начав служить ... насладишься ты в полной мере великим плодом своей свободы ... среди праздничных пожеланий и молитв  толпы ... стал читать по книге написанные в ней молитвы о благоденствии ... всего народа ... обо всем, что подвластно нашей державе, закончив чтение  по греческому обряду греческим возгласом ... В ответ раздались крики народа, выражавшие пожелание,  чтобы слова  эти  всем  принесли  удачу.  Исполненные   радости граждане, держа в руках ветви ....  поцеловав ступни ... статуи ... отправились по домам ... посещаю богослужения ... я  ожидал утреннего  открытия храма.  Когда  раздвинулись  белоснежные   завесы,   мы обратились с мольбами к досточтимому изображению ... обошел  все алтари, совершая богослужение и произнося  торжественные  молитвы,  наконец, зачерпнув из сокровенного источника воды, совершил  возлияние  из  чаши; исполнив  все  по священному  обряду, благочестивые   служители ... После  этого  случая  я  еще  усерднее  принялся за   исполнение религиозных обязанностей, так как надежда на будущее поддерживалась  во  мне сегодняшними благодеяниями. Со дня на день все более  и  более  проникало  в меня желание принять посвящение ... Он же, муж  степенный  и  известный  строгим  соблюдением религиозных обрядов, кротко и  ласково,  как  отцы  обыкновенно  сдерживают несвоевременные желания своих детей, отклонял мою настойчивость,  утешая  и успокаивая меня в моем смятении добрыми надеждами.
    - Ведь и день, - говорил он, - в который данное лицо  можно  посвящать, указывается божественным знамением ... Ввиду всего этого он  полагал, что  мне  нужно  вооружиться  немалым  терпением,  остерегаясь  жадности   и заносчивости, и стараться избегать обеих  крайностей:  будучи  призванным  - медлить и без зова - торопиться ... и ключи от преисподней, и оплот спасения - в руках ... Да и самый обычай  этот  установлен  в  уподобление  добровольной  смерти  и дарованного из милости спасения ... промыслом ...  в  какой-то  мере  вторично  рожденные,  они обретают возможность еще раз начать путь к  спасению ... я давно уже призван и предназначен к  блаженному служению. Тем не менее я должен уже теперь наряду с  остальными  служителями храма воздерживаться от недозволенной и нечистой пищи, чтобы тем  скорее достигнуть скрытых тайн чистейшей веры ... но, погруженный в тихий  покой  и  в  похвальную молчаливость, усердными ежедневными  поклонениями  воздавал  я  почитание  святыне.  И  не обманула мои ожидания спасительная благость ... какой великой милости  удостоила тебя ... исполнив утреннее богослужение,  он  выносит из недр святилища некие книги ... он со всей тщательностью очищает меня окроплением и снова приводит  к храму ... прошептав мне на ухо  некоторые  наставления,  благостное значение которых нельзя выразить словами,  перед  всеми  свидетелями  наказывает  мне воздержаться от чревоугодия, десять дней подряд не вкушать никакой  животной пищи, а также не  прикасаться  к  вину.  Исполняю  свято  этот  наказ  о воздержании ... вкушая невыразимую сладость  созерцания  священного  изображения,  связанный чувством благодарности за бесценную милость ... воздав  … благодарность,  далеко  не   достаточную,   конечно,   но   лишь соответствующую моим скромным силам ... О святейшая, человеческого рода избавительница  вечная,  смертных постоянная заступница, что являешь себя несчастным в бедах  нежной  матерью! Ни  день,  ни  ночь  одна,  ни  даже  минута краткая  не  протекает,  твоих благодеяний лишенная: на море и  на  суше  ты  людям  покровительствуешь,  в жизненных бурях простираешь десницу спасительную ... я для воздания похвал тебе  - нищ разумом, для жертв благодарственных - беден имуществом: и  всей  полноты речи не хватает, чтобы выразить чувства, величием твоим во мне рожденные,  и тысячи уст не хватило бы, тысячи языков  и  неустанного  красноречья  потока неиссякаемого! Что же, постараюсь выполнить то  единственное,  что  доступно человеку благочестивому, но неимущему: лик твой  небесный  и  божественность святейшую в глубине моего сердца на веки вечные запечатлею и сберегу ... ставшему для меня  вторым  отцом,  и,  осыпая  его  поцелуями,  прошу прощенья, что не могу отблагодарить его как следует за его благодеяния ... С тех пор главным моим занятием стали  ежедневные  молитвы ... Снова  обрив голову ... и хожу теперь, ничем не осеняя и не  покрывая  своей  плешивости, радостно смотря в лица встречных.”

У меня все время чувство, что где-то я это уже слышала. Это Апулей, “Золотой осел”, про культ ИЗИДЫ... Вполне вероятно, что культ Богородицы у христиан - это плагиат. А может религиозные чувства к женскому началу всегда такие. Не случайно приверженцам тоталитарных религий обычно не рекомендуется углубленное знакомство с остальными культами, уж очень оно открывает глаза на невероятное сходство между ними, и это несмотря на то, что верующие таких религий считают друг друга служителями темных сил, неверными...

Помню один христианский философ (Владимир Микушевич, если не ошибаюсь) говорил, что античные боги в момент рождения Христа как бы "умерли" и люди не могли в них больше верить. Не вижу этого у Апулея совершенно. Микушевич же говорил, что на портретах видит, что у крещенных всегда лица одухотворенные, а у некрещенных - нет. Может, это моя “духовная слепота”, но, по-моему, на хорошем портрете, будь от фаюмский, эпохи возрождения, девятнадцатого века или современный - лица и будут одухотворенные. А путем самовнушения можно увидеть все, что хочешь, везде, где хочешь.

Пока читала “Золотого осла”, возникли такие мысли: упомянутые там языческие боги - просто убогие пародии на людей и взаимодействуют друг с другом на самом примитивном уровне: завидуют, ревнуют, мстят. И как обычные люди, раскаиваются в своих неблаговидных поступках. В общем, боги не безгрешные. Только удивляешься, как древние могли в такое верить, строить своим богам прекрасные храмы и т.д. Но люди-то, несмотря на все это, ПРЕКРАСНО ПОНИМАЛИ, что такое "неблаговидный", а что такое "добрый" поступок и на средне-человеческом уровне это языческое понимание НЕ ОТЛИЧАЛОСЬ от традиционного христианского. Да, мир был более жестокий и того, кого считали злодеем (колдунью, убийцу, разбойника) запросто могли казнить на месте без следствия. Но вспомним чисто-христианскую Европу скажем начиная с 1000-ых годов и кончая 1600-ыми - тогда тоже такое было вполне возможно. Как и для многих людей сейчас, для римлян секс до брака не был сколько-нибудь значительным преступлением, а вот супружеская неверность и проституция осуждались однозначно.

Меня удивил страх колдовства и ведьм среди граждан Римской империи (можно тоже сравнить со средневековой Европой), а сами фольклорные истории очень напомнили рассказы Гоголя и А.К. Толстого на такие темы. Мало что изменилось. Интересны всякие аспекты повседневных отношений между людьми. Возмущало-то их то же, что и нас - убийство, грабеж, измена, но, несмотря на наличие судов, среди народа было гораздо больше склонности к линчеванию. Кто-то крикнул на похоронах, что вдова сама отравила своего мужа, и вот уже горожане подговаривают своих мальчишек забить ее камнями. “Библейское” правосудие было в головах.

Порадовали куски книги, дожившие до наших дней в "Аленьком цветочке" и многих других сказках. Интересный момент: Ревнивая богиня Венера смешала всякие зерна и заставила бедную Психею их разбирать. Муравьи ПОЖАЛЕЛИ ее и сделали за нее работу - БЕСКОРЫСТНО. Вот и добрые самаряне на языческий лад, не надо никакого Евангелия. Не вижу, чтобы идеи всепрощения и любви ко врагам были среди язычников в ходу, но, честно говоря, много ли христиан, кто в глубине души такое исповедует? Огромное их число открыто желает своим личным врагам и злым дядям из книжек по истории вечно гореть в аду.

От верующих слышала, что, дескать, в современном мире грешные люди любят заботится о животных, а не о людях... И Достоевский в своих дневниках с горечью писал о плохом обращении с животными. А в "Осле" этой проблеме очень много места посвященно, естественно. Как человек хороший - так он по-доброму, с благодарносью к своей скотинке относится, а злодей - колотит все время. Римляне это прекрасно осознавали. Вообще слова "нравственность", "добрые нравы", "совесть" в этом языческом приключенческом романе используются часто. Вот одна фраза: "Разве тебе не известно, что те, кто даже умирающим в спасительной помощи отказывают, подлежат наказанию, как преступившие добрые нравы?" "Доброе самаритянство” в законе.

В общем, религия другая, а оценки поступков и религиозные чувства - такие же. Не без стыда хочу добавить, что прежде, чем прочитать эту книгу, будучи под ослепляющим влиянием религии, я считала, что до христианства бескорыстные добрые дела были невозможны. Повседневные истории из жизни, а также легенды, приведенные в “Золотом осле” убедили меня в обратном и показали, какой ужасный вред может оказать религия на понимание окружающего мира.


Рецензии