О патриотизме
Да, родина во многом похожа на мать. Но как же она позволила преступной власти раздавить десятки миллионов своих граждан, своих детей и не сожалеет об этом? Более того, остались в ней еще и сегодня силы, которые просят вернуть на трон главного мучителя. А между тем, как писал Семен Франк в статье «Большевизм и коммунизм» (цитирую по статье Ципко), «господство коммунизма есть самое ужасное из того, что когда-то переживали не только европейские народы нового времени, но и человечество в целом. В сравнении с ним любой другой государственный и общественный порядок, вплоть до пресловутого азиатского деспотизма, кажется гуманным и либеральным установлением». Неплохо об этом написал и Ципко в статье «Сначала был коммунизм, а потом фашизм».
«Люблю я родину, но странною любовью», – мы все учили в школе этот стих. В чем же заключается «странность» подобной любви? В том, что поэт четко различал родину и власть. Всякая власть стремится отождествить себя с родиной, но на то и мозги даны нам природой, чтобы мы Богу отдавали Богово, а кесарю кесарево. Однако туман советской пропаганды еще долго будет застилать глаза многим гражданам, выпущенным из «лагеря счастья». Столь отъявленных наглецов в этом вопросе, как большевики, найти трудно, пожалуй, только нацисты могут с ними посостязаться. «Партия и народ едины», «Нас вырастил Сталин на верность народу», «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым!» – чего они только ни придумали! И родина у них начиналась со старой буденовки, которая пылилась в шкафу. Мы пели песню и тут же вспоминали Семена Михайловича Буденного и всех вождей, включая Лаврентия Павловича Берию… И капиталистов они перегнали, и в космос страну вывели, и фашистов победили. А где при этом была страна наша, родина наша – Россия? Они вели ее за собой на веревочке, как животное?
Никто в Америке не скажет, что американские президенты и их власть создали великую промышленность, что президент Рузвельт и его правительство победили фашизм, что капитализм – будущее всего человечества. А у нас везде, даже в совершенно пустом деле, впереди шли Ленин и Сталин. А не прав ли был Чернышевский, написавший однажды о людях, населяющих Россию: «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы»? Всякое общественное развитие есть прежде всего духовное развитие народа. Бердяев настаивал, что «вне духовного перерождения Россия не может быть спасена». Однако дух не реформируешь, как экономику, – в этом сложность проблемы. Поэтому и кишит наш форум ленинистами, сталинистами, любителями жизни в лагере, в колхозе, в «шарашке».
Никита Михалков – слуга двух господ. Положение его облегчается тем, что один его господин умер. Он давно говорил, что пропасть между коммунизмом и сегодняшним порядком в России сначала надо было засыпать, а потом двигаться дальше, – как это сделали в Китае. Чтобы не прыгать, не напрягаться, не рисковать. Историческую преемственность он ставит выше истины. И «просвещенный консерватизм» его – это патриотизм с закрытыми глазами, близкий к тому его варианту, который выражался формулой «Православие, самодержавие, народность». У нас «особая русская цивилизация», свои традиции и обычаи, своя религия и культура. Берет он себе в союзники талантливых русских философов Петра Струве, Сергея Булгакова, Семена Франка, которые тоже были против скачков и революций, однако являлись бескомпромиссными противниками большевизма и не отделяли Россию от Европы ее особым путем.
«Особая русская цивилизация» - что это за «зверь»? Я полагаю, что у нас, в Европе, Америке одна цивилизация – христианская. Суть ее в наших общих устремлениях: мы одинаково стремимся к материальному благополучию, безопасности, развитию права, семейному счастью, развитию культуры, науки. К свободе. У нас свой язык, у нас свой уровень, свои традиции и обычаи. Что это меняет? Это ничего не меняет, если мы все идем в одном направлении, почитаем одних святых. Да, по производительности труда мы отстали от Европы и от Америки, отстали также в развитии свободы и права, в культуре быта, – не можем же мы, однако, отсталость принять за особую цивилизацию! Сегодня даже Японцы – оригинальная культура – идут в Европу и не стесняются этого. Суббота, 24 марта 2012 г.
Свидетельство о публикации №212032401226