Святослав Рерих

               
  Сияющие вершины гор, клубящиеся облака, разогретая солнцем земля, хижины, мелькающие среди зелени, - такова картина природы экзотической Индии, предстающей на полотнах Святослава Николаевича Рериха. Более полувека С.Н.Рерих живёт в стране необычайно яркого света и звучных красок. «Я всегда уже с детства увлекался природой, увлекался всем, что природа нам даёт. И теперь ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать её книгу, эту книгу мудрости», - говорит художник.

  Родился С.Н.Рерих в 1904 году в Петербурге. В 1914-1916 годах он учится в рисовальной школе Мая. Главным учителем его в области искусства был отец- Н.К.Рерих. Увлечённость семьи Рерихов восточным искусством и стремление выявить проблемы связи жизни славянских племён с жизнью народов Востока привело к глубокому изучению культуры, философии, географии Индии.

  Организованная Н.Рерихом экспедиция в Индию в 1923 году предпринимает попытку освоения и изучения Восточных Гималаев. С 1928 года Рерихи живут в долине Кулу на севере Индии, а часть времени года на юге, в окрестностях Бангалура.

  Красота Индии сразу покорила С.Рериха и вдохновила на создание многочисленных полотен. Уже в ранних произведениях находит творческое выражение неповторимое своеобразие её природы. Спокойно и величественно вздымаются горы, вершины которых покрыты сверкающим снегом, гаснет и загорается небо, зацветают деревья, покрывается осенними листьями земля.

  Эффекты освещения, резкие цветовые контрасты обусловлены стремлением художника передать специфику колорита этой страны. «Заход солнца в Гималаях» (1934), «Гепан» (1934), «Кулу. Долина» (1938), «Ранняя весна. Рисовые поля. Нагар» (1939) изображают окрестности гор.

  Индия – страна высокой, древней культуры. Многие памятники архитектуры, сохранившиеся до наших дней в скалах Западной Индии, построены более двух тысяч лет назад. Всюду к храмам, являющимся священным местом буддистов, ведут высеченные глубоко в горах или снаружи ровные каменные ступени.

  В полотне «Гирнар» (1944) художник запечатлел расположенный высоко в скалах мраморный храм. Пространство картины строится путём чередования декоративных плоскостей. Тёмно-синие тени на склонах гор подчёркивают слепящую белизну памятника. «Радость, которую я ощущаю в контактах с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам», - говорит С.Рерих.

  В работе над пейзажем художник стремится передать характер изображаемого. Он считает, что, прежде всего, в картине необходимо выделить главное, то, что привлекло живописца с самого начала. В процессе работы художник должен всегда помнить об этом, не отвлекаясь на разработку деталей.

  Любовь к природе , интерес к различным её состояниям обусловили появление пейзажей с самыми разнообразными цветовыми сочетаниями.

  Сопоставляя часто противоположные локальные краски, С.Рерих стремится к предельной национальной насыщенности цвета. Декоративность как одно из главных качеств его живописи , склонность к фантастике, к философскому осмыслению окружающей жизни, увлечённость мифологическими сюжетами – черты, унаследованные им от искусства отца.

  Но источником творческих тем и образов для С.Рериха является не только природа. На первый план он выдвигает человека. В этом проявилась творческая индивидуальность художника.

  Жизнь простых людей Индии, их труд, будни, праздничные шествия, народные обряды – всё это составляет мир произведений живописца. «Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует человек, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю», - говорит художник. Так появилась серия портретов большого друга семьи Рерихов Дж.Неру и отца художника – Н.Рериха.

  В полотне профессор Николай Рерих 1939 года в окружении Гималаев, находящихся вблизи долины Кулу, предстаёт перед зрителем образ известного художника. Он воспринимается как неотъемлемая часть окружающего пространства. Его тёмный силуэт ясно выделяется на фоне фиолетово-розовых гор, бело-голубых облаков, клубящихся вдали.

  Чёткий рисунок горных очертаний, сочетание крупных декоративных плоскостей, низкая точка зрения создают впечатление монументальности и величия. На переднем плане слева - древний знак – конь, являющийся символом счастья.

  Среди портретов известных общественных и политических деятелей наиболее значительным является «Пандит Джавахарлал Неру», написанный в Кулу в 1942 году во время приезда высоко гостя в дом художников Рерихов.

  С.Рерих создал глубоко психологический образ выдающегося руководителя страны. На тёмно-синем фоне особенно ярко выступает энергичное смуглое с золотистым оттенком лицо. Полотно привлекает высокой поэзией содержания, непосредственностью восприятия натуры. Изображая Неру в состоянии задумчивости и глубокой внутренней сосредоточенности, художник стремится наиболее полно раскрыть его характер, показать проницательность ума, энергию, духовную тонкость и широту.
 
  Индивидуальность образно-пластического языка С.Рериха проявляется также и в трактовке его жанровых картин, тематика и сюжеты которых посвящены Индии. «Искусство должно быть поиском прекрасного, и я считаю, что мы должны, поскольку мы можем, стремиться найти и передать это прекрасное не только в людях, а вообще в жизни», - говорит живописец.

  В художественных образах С.Рерих стремится воплотить со всей полнотой выражения свой эстетический идеал.

  Простые люди, окружающие его, становятся героями картин. В полотне «Вечная жизнь» (1954) изображена типичная для юга страны сцена из крестьянской жизни. Оранжево-розовые оттенки заката горячим красным светом загораются на земле. Яркие тона одежд, растений создают своеобразную цветовую символику вечно обновляющейся жизни. Радость матери, держащей ребёнка на руках, - олицетворения счастья на земле. Пафос своего искусства С.Рерих находит в самом будничном эпизоде.

  Тема светлого жизнеутверждающего идеала воплощена в картинах «Мои соседи» (1961), «Эти краски никогда не должны поблекнуть» (1946), которые покоряют зрителя острой выразительностью цвета. В них отражена повседневная жизнь Индии и её трудолюбивого народа. Выбор тех или иных красочных сочетаний, по мнению С.Рериха, помогает раскрыть сюжет произведения. Колорит картин, насыщенный яркими, контрастными по звучанию красками, а также техника письма обусловлены природой самой страны, взяты из окружающей художника действительности.

  Художник Индии на протяжении многих веков работали темперой – краской, стойкой к большим колебаниям температуры, сухости и влажности воздуха.

  С.Рерих любит эксперименты в области цветовых сочетаний и технологии красок. В работе он пользуется английскими и французскими красками на эфирных маслах. Портреты исполнены нередко масляными красками.

  С.Рерих увлекается и сочностью живописи, и красотой простой угольной линии. В целой серии портретов – «Рая Богданова» (1939), «Девика Рани Рерих» (1946, 1951, 1956), «Доктор С. Радхакришнан» (1959), «Рошни» (1971), «Пандит Мору Рам» (1973 художник как бы заново открывает красоту в людях). «Красота – это реальность, - говорит он, - и, открывая эту красоту, мы несём её другим и тем самым служим человечеству».

  Наряду с пейзажами, портретами, жанровыми сценами в его творчестве встречаются аллегорические – «Надежда»(1943), «Священная флейта» (1968), «Ближе к тебе, мать-земля» (1968), мифологические – «Вечный зов» (1944) и символические композиции – «Часовые» (1961), «Ты не должен видеть этого пламени» (1968).

  Самое высшее счастье на земле, по мнению художника, - это мир. На открытии своей первой выставки произведений в 1960 году в Москве он говорил: «Я считаю, что дружба между Советским Союзом и Индией послужит великому делу мира и дружба между народами. Без дружбы мир невозможен, а без мира нет счастья».


Рецензии