Т. Гумбатова. Пасха по-немецки

Пасха – время весенних чудес:

пробуждаются земля и деревья,

возвращаются птицы, а на цветах появляются первые бутоны.

Пасха – время, когда воскресают надежды!

Светлой Пасхи!

  Пасха - самый большой религиозный праздник двух мировых религий: иудейской и христианской . Само слово на  древнееврейском  означает » переход»  и определяет исход евреев из египетского плена. У христиан этот праздник символизирует  Страдания и Воскресение Иисуса Христа. Пасха имеет непостоянную дату празднования, которая определяется особыми правилами (пасхалиями), учитывающие движение Земли вокруг Солнца и обращение  Луны вокруг Земли. В 325 году после Рождества Христова на Всемирном Церковном соборе было принято праздновать Воскресение Христово в первое воскресенье, которое следует за первым полнолунием от начала весны. Разные вероисповедания  имеют свои календари и отличное друг от друга летоисчисление, что приводит к различным  датам празднования.
 Известно, что один и тот же праздник каждый народ осмысливает по-своему и привносит свои национальные обычаи и неповторимые краски. В Германии этот праздник обозначается словом «Остерн», которое происходит от имени тевтонской богини утренней зари, весны и плодородия - Остары  или  от древнегерманского слова «Оstar»(восточный, на востоке, в направлении восходящего солнца). Праздник бывает весной, чаще всего в апреле, который в Германии  раньше называли месяцем Остерн. Так постепенно, языческий праздник соединился с христианскими традициями.

       Празднование пасхи во многом зависит от степени религиозности людей. В этом празднике видят победу жизни над смертью, правды над ложью, любви над ненавистью. В лютеранской церкви период, предшествующий празднику и совпадающий с сорокадневным  Великим  Постом в православной церкви, называется Страстным временем. В немецких традициям отсутствуют особые предписаний по проведению этого времени. Мартин Лютер считал, что »пост и телесное приготовления имеют внешнее благочестие « ,  ибо главным является Вера.

      Сам  праздник воспроизводит последнюю неделю земной жизни Иисуса Христа, которую принято называть Великой, Тихой, неделей плача, печали и  раскаяния, т.е. Страстной. В повседневной  жизни нет никакого шума и  танцев. Это печальная неделя раздумий и молитв. Традиционно проходят духовные благотворительные  пасхальные концерты и пасхальные базары. В это время нет судебных разбирательств, не взыскивают долги и т.п.

      Страстная  неделя начинается Пальмовым воскресеньем, символизирующим торжественный  въезд  Иисуса в Иерусалим, когда торжественно  встречающий  его народ с ликованием расстилал одежды и пальмовые ветви на его пути. В зависимости от природных условий, пальмы заменялись веточками вербы или можжевельника.

     Великие: Понедельник, Вторник и Среда,  посвящены воспоминаниям о последних беседах Христа с народом. В эти дни принято читать Святое Писание и размышлять.

    Великий Четверг - день, когда состоялась последняя Вечеря (трапеза) Иисуса и где он предсказал  предательство  Иуды. Омывая ноги своих учеников, он преподает  людям урок любви-служения. Это день духовного очищения и примирения с кающимися грешниками, отлученными  от церкви в пепельную среду, день принятия  Святого причастия.  С этого дня начинается подготовка к празднику- проводят уборку, стирку и купание. В некоторых местах принято разжигать пасхальные костры, где сжигали  соломенное чучело Иуды и всякую не чисть. Традиционно его называют «чистым четвергом», но иногда его называют зеленым, символизируя надежду, которую Христос дал  народу.

       Страстная Пятница - день распятия Христа. День наполнен скорбью и проходит под знаком печали, в  молитвах и тишине. В траур облачаются церкви : не горят свечи, не звенят колокола и нет цветов. В домах гасят свет, чтобы потом зажечь его пасхальным огнем, принесенным из церкви. Мир умолкает перед страданиями и смертью Христа. В три часа дня, в час смерти Иисуса христиане собираются в церкви. В лютеранской церкви звучат траурные песнопения, подобно »Страстям по Матфею и Иоанну» И.С.Баха, но без музыкального сопровождения органа. По традиции, в этот день едят рыбу, поскольку сочетание первых букв этого слова с древнегреческого IСhThYS, означает »Иисус Христос , сын Божий, Спаситель».

     Великая суббота - день печали и могильного покоя Христа.   В этот день принято раскрашивать яйца, которые являются главными атрибутами Пасхи. Яйцо издревле имело значение жизни и плодородия, а в христианстве стало символом зарождающейся жизни и Нового Завета. Раскрашивание яиц также является древней традицией. Одна из легенд связывает этот обычай с именем Императора Марка Аврелия - будто, в день его рождения, одна из кур снесла яйцо, помеченное красными точками. По другой легенде, после смерти Христа семь иудеев собрались за столом. Один из них сказал, что Христос воскреснет на третий день. Хозяин дома ухмыльнулся: если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет! И в этот миг яйца изменили свой цвет, а курица ожила. Польская легенда приписывает этот обычай Деве Марии, которая окрасила их в красный, зеленый и желтый цвета, чтобы развлечь младенца Иисуса. В Австрии яйца красят в зеленый цвет- цвет  весны и надежды. У христиан наиболее распространен красный цвет - как цвет жизни,солнца и крови. В Германии  обычай раскрашивать яйца появился примерно в IV веке. Постепенно оно превратилось в целое искусство по их раскрашиванию.  В доме готовят традиционную пасхальную выпечку в виде пряников с силуэтами барашка, голубя, петушка и, особенно, пасхального зайца (Остерхазе), который с 1638 года является важнейшим символом немецкой пасхи.

      Биография зайца недостаточно известна. Согласно древней мифологии, именно он в качестве зверька сопровождал германскую богиню земли Хольду. Другие считают, что заяц был священным животным германской богини Остары и приносил надежду на хороший урожай.  На старых картинах и церковных витражах, где изображается творение Бога, всегда есть и заяц. В православии образ зайца связан с укреплением духовных устоев семейной жизни - не случайно же заяц плясал  перед венчанием Петра и Февронии Муромских - Святых покровителей семьи. Можно вспомнить  и советы деда Мазая, запрещавшего охотиться на зайцев в весеннее время.

     В связи с большой похотливостью и  плодовитостью зайцев,  существует поверье,   что они ( а не куры!)  высиживают праздничные яйца. Дети настолько искренне верят в это, что сами сооружают из мха, травы и веток заячьи гнезда и тележки, окружают их забором из дощечек и украшают »заячьими цветами». В эти сооружения взрослые незаметно кладут раскрашенные яйца. А утром, дети  с радостью  находят там  пасхальные яйца, которые ночью сказочным образом были спрятаны пасхальным зайцем. Ведь  нет ничего приятнее, найти то, что ты ищешь! Затем дети начинают стукаться яйцами. Тот, кому удается разбить яйцо противника, съедает его. Кто на Пасху наестся досыта яиц, будет весь год здоровым.

      В этот день принято устанавливать пасхальное дерево или куст, украшая их разноцветными яйцами и фигурками зайчиков. На входную дверь вешают  пасхальный венок, который изготавливают из 7-9 пустых крашенных яиц, нанизанных на проволоку и связываных красивым бантом. Круглая  форма  венка олицетворяет вечный круговорот природы.

        И вот наступает главный праздник- Светлое Пасхальное Воскресенье Христово . Заканчивается скорбь и печальное настроение. Вся семья  посещает праздничное богослужение в  кирхе, которое начинается гимном «Пасхальное утро". Свет свечей постепенно наполняет кирху, после службы снова звонят колокола. Дома- традиционный праздничный завтрак. В отличие от Рождества, Пасха  не семейный праздник и поэтому, многие ходят в гости или принимают их у себя.

       В Пасхальный понедельник, который в Германии является официальным праздником, принято  с семьями отправляются на пикники или прогулки по городу, где  продолжают работать  пасхальные базары. Эти пасхальные прогулки, согласно библейскому преданию, называются «путешествием в Эммаус». Надо отметить, что  в Германии  Пасху празднуют  менее  торжественно, чем Рождество. Пасхальное время, по традиции лютеранской церкви, длится 50 дней, до Пятидесятницы.   

    Как видим, идеология праздника, восславляющего чудесное Христово Воскресение, отлично увязалась с  древним языческим обрядом победы весны над зимой. Поэтому, для большинства людей Пасха - праздник Весны, Жизни,  Надежды и Веры в будущее. Так уж устроен человек, что всегда верит в светлое ,  доброе  и лучшее…

 


Рецензии