Мысли о свободе воли

МЫСЛИ О СВОБОДЕ ВОЛИ

 

Показать полностью..
Концепция свободной воли должна обсуждаться на двух уровнях, базовом и более уточненном. Конечная реальность такова, что Бог предопределил все, что происходит, и имеет исчерпывающий суверенный контроль над историческим процессом. Бог знает будущее, не ссылаясь на кого-либо или что-либо вне Самого Себя. В то же время Бог создал свободные агенты, которые, хотя и зависят от Бога в своем существовании и обеспечении, совершают спонтанный выбор, за который Бог справедливо возлагает на них ответственность. Мы знаем как факты и Божественный суверенитет, и человеческую ответственность, так как Бог открыл их нам в Писании. Полное понимание соотношения между этими двумя аспектами Богооткровенной истины находится вне интеллектуального потенциала конечных существ. Очевидно, что существует иррациональное напряжение между детерминизмом и тварной свободой, и рациональным разрешением этого парадокса в перспективе вечности обладает только Вечный Бог.
Более точное определение касается отношения воли к свободным агентам. Нематериальная часть человеческого существа является интегральным органическим целым. Она не состоит из набора изолированных аспектов личности, которые функционируют независимо друг от друга. Интеллект и воля обладают функциональными различиями внутри человеческого духа и души. Поэтому любое наше действие выражает характер свободного агента (Мтф.7.15-20, 12.33-37, 15.17-20).
Всякий раз, когда совершается какое-либо действие, оно основано на том, что интеллект в конечном счете определяет, что будет лучше для свободного агента в соответствии со стандартами такового. Если свободная воля агента делает зло какого угодно уровня, очевидно, идущее против реальных интересов агента, сам агент своим свободным решением воспринимает это зло как свое великое благо. Ни один свободный агент не делает того, что он осудил бы как зло для себя, хотя  в конечном счете он может признать это. В силу этого характера решения выбор и действия свободного агента определяется мерой его моральных качеств и стандартов. Даже в состоянии падения свободный агент всегда имеет некоторый уровень познания того, что его злые действияпротиворечат моральным нормам абсолютного добра и таким образом несет ответственность за свои действия.
Свободный агент выступает в качестве такового, если он спонтанно желает чего-либо на основе своего окончательного понимания добра и собственных интересов. Он действует также в качестве подлинно свободного агента только тогда, когда его окончательное понимание добра и его интересы правильно возвещены ему через веру в откровение Бога. Только тогда действия свободного агента соответствуют абсолютной истине и фактически заданным ею моральным стандартам.
Адам и Ева были созданы в состоянии невинности, в котором они должны были руководствоваться доверием к Богу как конечной инстанции в определении добра и их интересов. Они также были созданы с возможностью самостоятельно изменить свое отношение к Богу. В состоянии невинности у них не было внутренней склонности поступать так, они сделали это под влиянием внешнего искусителя. После сдвига их стандартов за счет самоопределения они, видимо, положились на краткосрочные преимущества в том, что Бог запретил им ради их же блага, чтобы игнорировать предупреждения Бога и самовольно ослушаться Его повелений. Они продолжали выступать в качестве свободных агентов, но больше действовали не так, как подлинно свободные агенты.
В результате этого изменения Адам и Ева утратили невинность с точки зрения их правового статуса или морального состояния. Создав себе новые стандарты уже из поврежденного сердца, они более не понимали ни греховности своих грехов, ни опасности своей новой ситуации. С новым восприятием они не могли признать, что Божий запрет и доверие к нему были в их интересах. Эта моральная неспособность лишала их возможности вновь самостоятельно обрести веру, что было, однако, лишь наказанием за нарушение заповеди. Их потомки, порожденные по моральному образу Адама, также не обладали способностью к вере. Таков был приговор Адаму, который был единственным источником и представителем человеческой расы и выступал в качестве такового во время испытания в раю. После падения автономия человека исказила все его интересы, и все его решения оказались проникнуты неповиновением воле Божией. Это искажение ума и воли через склонность ко греху стало доминировать и характеризовать всю жизнь человека. Своей милостью, однако, Бог сдерживал автономное развитие человека, чтобы предотвратить его саморазрушение и позволить ему создать цивилизацию.
Когда Адам отверг Бога и доверие к Нему, Бог имел право отказаться от человечества вообще. Если бы Бог поступил так, творение подверглось бы хаосу и рухнуло. В той мере, в какой Бог убирает преграды, хаос и проклятие преследуют творение, в том числе посредством болезней и физической смерти. Это также было приговором за грех Адама.
Обладая невинным сердцем, Адам самовольно отступил от Бога под влиянием внешнего искусителя. С растленным сердцем падшему человеку требуется нечто большее, чем личная праведность и учение, чтобы дать ему возможность обратиться к вере и вернуться к Богу. Ему нужен сильный Искупитель, Который уплатит необходимую цену выкупа. Иисус Христос и есть такой Искупитель. Когда Иисус искупает человека, Он дает ему совершенный правовой статус перед Богом, и Бог снова доминирует в его стремлениях, хотя и без полной ликвидации автономии. Результатом является искупленная человеческая жизнь, которая управляется и характеризуется праведностью, хотя грех по-прежнему затрагивает все действия человека. Человек получает также возможность хотя бы временно и частично уходить из-под господства греха.  Бог с помощью конкретных средств благодати в сочетании с работой Духа укрепляет веру искупленного человека и тем помогает ему все больше и больше умирать для греха и жить для правды. Таким образом, Бог в спасении постепенно восстанавливает способность свободного агента также действовать в качестве свободного агента.
Душа усовершается в святости через смерть, и весь человек обретает святость в воскресении в последний день. В этот момент Бог позволяет искупленным вернуться к Нему в вере окончательно и вполне. Человек достигает этого момента свободным от всех искушений и соблазнов. Прославленное человечество будет жить как свободный агент в постоянном состоянии совершенной святости, когда ни внутренняя мотивация, ни внешние искушения не будут в состоянии отклонить его от веры. Совершенное в святости, прославленное человечество будет участвовать в вечном обучении и развитии и построит новую цивилизацию на новой земле. Это будет высшее состояние свободы и счастья, ибо люди будут спонтанно и совершенно стремиться делать то, что правильно, хорошо и в их интересах, ибо все это будет измеряться абсолютами, заложенными в природе Бога. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn 


Рецензии