Авральная роль

               
    Эту историю рассказала мне мать – активный участник художественной самодеятельности первых советских клубов культуры  молодой Советской республики.
     Драматический кружок клуба железнодорожников маленького провинциального городка ставил «Русалку» по произведению А.С.Пушкина.  За несколько дней до премьеры по людным местам городка были расклеены рукописные афиши. И надо было так случится, что за день до спектакля актёр, репетировавший роль Мельника, травмировался и не смог участвовать в премьере.  В труппе был объявлен аврал. Надо было срочно найти актёра вместо выбывшего. Задача оказалась не простой. Сложность заключалась в том, что в труппе был дефицит парней. В конце концов выбор пал на Клашу – высокую худосочную девушку, недавно пришедшую в кружок.  Аргументом в её пользу послужил внешний вид девушки, вполне подходивший под образ старика.
Перед тем, как дать Клаше для разучивания текст, руководительница кружка дала ей совет:
-  Клава, если вдруг что-то из речей забудешь, не паникуй, не останавливайся, не делай округлённых глаз и рот не раскрывай, а продолжай говорить  своими словами. Главное – сохранить заложенную в речь автором идею.
     Клава горячо взялась за дело и к вечеру этого же дня роль, худо – бедно, была отрепетирована.
     Зал клуба был заполнен до отказа – был полный аншлаг! Зритель был не избалованным и, затаив дыхание, следил за ходом спектакля. Всё шло нормально. Спектакль приближался к концу и у Мельника уже был последний выход. К сошедшему с ума старику из-за гибели дочери, чувствуя свою вину, обращается Князь с предложением перейти жить в княжеские терема. На что старый мельник отвечает:
-   «В твой терем?  Нет!  Спасибо! Заманишь, а потом меня, пожалуй, удавишь ожерельем. Здесь я жив и сыт, и волен.  Не хочу в твой терем!»
     И здесь после сказанного старик должен был уходить. А у Клаши из-за  сильного волнения этот момент из памяти улетучился.  На произнесённый монолог она продолжает стоять и ждёт от Князя ответ. Суфлёр из своей суфлёрскоё будки (раньше такие были) ей шепчет: «Уходи!»  А Клаша не поняла, что от неё просят и продолжает стоять. Рассердившись, суфлёр уже прошипела:  «У-хо-ди! У-хо-ди да-ва-й! Тебя, что, под жопу пнуть?!»  А Клаша поняла речь суфлёра, как дополнение к сказанному монологу. Да к тому же сказанное суфлёром логично вписывалось в разыгранный эпизод и совпадало с её личным настроем против князя, и она, сделав  устрашающий вид, двинулась на виновника гибели дочери мельника  и грозно произнесла:
-  Уходи! Уходи, давай! А то как пну под жопу!
     Зал……!  Это надо было видеть! Кто от хохота схватился за живот, кто свистел, а зрители, не равнодушные к юмору, поднялись со своих мест и бурно рукоплескали, сопровождая аплодисменты криками: «Браво! Бис!»
      Клаша….. была на высоте самых высоких чувств. Ей-то показалось, что она гениально сыграла свою роль.  Клаша подошла к краю сцены и, силой сдерживая от счастья слёзы, стала низко раскланиваться.  Руководитель спектакля от ужаса схватилась за голову.
      И здесь на помощь пришёл Ловчий, сопровождавший в спектакле Князя: схватив старика, он уволок его за кулисы.
      Концовка спектакля прошла, как по маслу. И когда артисты вышли на сцену, чтобы попрощаться со зрителями, те, не увидев среди них старика, закричали:
-    Мельника на сцену! Мельника…!
     Пришлось снова Ловчему идти за кулисы и, найдя заплаканную Клаву, вывести её на сцену под бурные аплодисменты благодарного зрителя.

                Конец.

16.11.2010г.   


Рецензии