Торжество рационализма

С приближением конца V века до Р.Х. былое равновесие между мифологической традицией древности и светским рационализмом современности продолжало смешаться в сторону человека. Смелые научные теории Анаксагора и Демокрита, глубокий исторический анализ Фукидида, перспективные медицинские труды Гиппократа, — все это расширяло кругозор эллинского мышления, побуждая его к поиску рациональных причин всего сущего для постижения Природы. Перикл тесно общался с философом-рационалистом и физиком Анаксагором; широкое распространение получило строгое интеллектуальное направление, скептически относившееся к старым, сверхъестественным объяснениям мира. Ныне человек воспринимал самого себя скорее как достижение цивилизованного продвижения вперед из состояния дикости, чем результат вырождения мифического золотого века. Торговый и политический подъем, в котором активно участвовал "средний класс", привел к неприязненному отношению к аристократической иерархии древних богов и героев. Воспетое Пиндаром старомодное общество его покровителей — аристократов — начало уступать место новому порядку, в котором царила атмосфера постоянного ожесточенного соперничества за место под солнцем. Подобные перемены оттеснили и почитаемые Пиндаром старые религиозные ценности и санкции, направленные против проявлений Человеческой дерзости. В Афинском полисе традиционная вера в богов была подорвана: силу набирал иной дух — более критический и "светский".

Анаксагор http://www.proza.ru/2010/04/25/299
Эмпедокл  http://www.proza.ru/2016/07/16/1451
Левкипп и Демосфен  http://www.proza.ru/2010/04/04/205
Фукидид http://www.proza.ru/2019/03/06/1328
Гиппократ  http://www.proza.ru/2010/01/07/258               


Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273
               


Рецензии
Очень интересный и познавательный очерк. Но вот я и закончила читать этот цикл. А у вас есть такое же удобное оглавление по мифологии других стран?

Оксана Куправа   18.05.2016 20:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Оксана! Мне правда приятно, что вас заинтересовала эта серия очерков. Собственно мифология была для меня не главное. Здесь (как и в случае с Израилем) я хотел рассказать об определенном историческом периоде. Мифы (библейские тексты) использованы как источник. Именно поэтому я везде придерживался рациональных версий, отбрасывая откровенно сказочные. В свое время я хотел написать такой же цикл по истории Индии и уже начал изучать генеалогию Лунной и Солнечной династий. Но не сложилось... Сходный цикл у меня есть по истории раннего христианства. Впрочем, зная ваше отношение к церкви, сомневаюсь, что это будет интересно. Если появится желание, попробуйте. Здесь только один нюанс. Весь цикл разбит на девять частей. Корневая папка "Рим и его соседи в эпоху империи" http://www.proza.ru/2011/10/13/1239 А дальше надо искать папку, которая начинается со слов "Христианство. Время...". Первой будет "Христианство. Время Иисуса" http://www.proza.ru/2010/11/11/1528 Хотя едва ли вы найдете здесь для себя что-то новое. Если будете скучать, а желание покопаться в моем "архиве" не пропадет, напишите. Я думаю, смогу подыскать что-нибудь увлекательное.

Константин Рыжов   19.05.2016 05:08   Заявить о нарушении
Да, очень познавательная и интересная статья, как и все. Больше всего мне понравилось о кухне в Ахейской Греции.

Юлия Грицай   19.05.2016 20:47   Заявить о нарушении
Спасибо, Юля! Рад был оказаться вам полезным.

Константин Рыжов   20.05.2016 05:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.