Андрей Рублев

                Особенное отношение к иконе – ее глубокое почитание и молитвенное благоговение перед ней – важнейшая особенность православия. На Руси иконы сопровождали человека в течение всей его жизни, начиная с рождения и кончая смертью. Они находились в избах, палатах, церквах, в маленьких молельнях на дорогах и на полях сражений. На них смотрели  как на символ божества, таинственным образом с ним связанный, как на окно в Горний мир, через которое надмирная святость являет себя земному существу. Иконопись считалась самым совершенным из искусств, а мастера-иконописцы были окружены огромным уважением современников. Однако имена их по существующей тогда традиции очень редко попадали на страницы летописи. Лишь немногие, самые великие, удостоились такого упоминания. Среди них имя св. Андрея Рублева, инока  Спаса-Андроникова монастыря, всегда было окружено особым почетом: уже при его жизни, в первой трети XV века,  иконы его кисти почитали за честь иметь самые славные русские обители, а в следующем столетии они официально были признаны образцом для всех иконописцев. Не забывали о Рублеве и позже, хотя долгое время слава его поддерживалась почти исключительно легендами и преданиями. Только  в ХХ веке, когда старинные иконы были  освобождены из-под слоя подновлений позднейших богомазов и открылись в своем первозданном виде, замечательный талант Рублева не мог больше вызывать никаких сомнений.
Известность его вскоре переросла национальную, распространилась по Европе, а потом и по всему миру. Теперь о творчестве Рублева написаны сотни восторженных книг и тысячи статей, хотя его личность во многом остается для нас неизвестной.  К сожалению, средневековые авторы сохранили об этом удивительном мастере лишь отрывочные воспоминания. Исследователи буквально по крупицам собирали их по разным источникам, точно так же как реставраторы по миллиметрам восстанавливали его работы, но и сейчас в  жизнеописании Рублева больше досадных пробелов, чем заполненных страниц.

   Так, например, не найдено никаких записей о детстве Рублева, потому что их, скорее всего,  никогда и не было.  Даже в преданиях нет упоминаний о том, где, в каком году и в какой среде он родился. Навсегда останется скрыто от нас даже имя, данное ему при рождении, ибо Андрей – его второе, монашеское, имя. Принято считать, что Рублев родился около 1360 г., но, вообще говоря, эта дата достаточно условна. Известно, что в конце 90-х гг. он работал в артели знаменитого византийского иконописца Феофана Грека, которая тогда трудилась в Москве над росписью церкви рождества Богоматери и Архангельского собора. Приблизительно тогда же он принял постриг. Переход в монашество, вероятно, имел большое влияние на его мироощущение и его искусство. Иосиф Волоцкий писал позже о Рублеве, что он «через великое тщание  о постничестве и иноческой жизни научился возносить свой ум и мысли к невещественному».
 

Впервые летопись упоминает Рублева в 1405 г., когда он был уже чернецом и знаменитым мастером и вместе с Феофаном Греком расписывал великокняжескую придворную церковь Благовещения в Москве. Эта церковь сгорела в 1415 г. Не сохранилась и та, которая была возведена на ее месте в 1416 г. Однако археологические раскопки в подклети современного Благовещенского собора позволили обнаружить белокаменный блок, на котором под слоем загрязнений была открыта голова апостола, несомненно созданная кистью Рублева. Это, увы, все, что осталось от первоначальной благовещенской росписи. Многие исследователи кроме того считают, что семь икон современного благовещенского иконостаса («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим» и «Преображение») так же принадлежат Рублеву. По крайней мере, они написаны в той просветленной, одновременно праздничной и печальной манере, которая отличала всегда его стиль. Особенно замечательно в этой серии «Преображение» (http://proza.ru/2012/03/24/572).


   По окончании работ в Благовещенской церкви имя Рублева два года не упоминается в летописях. Больших художественных работ в это время не было, и видимо он провел их в своем монастыре. Но уже под 1408 г. находим о нем новое известие: великий князь Василий Дмитриевич (сын Донского) распорядился подновить живопись в Успенском соборе во Владимире и написать заново погибшие фрески Страшного суда. Княжеский заказ выполняли два знаменитых иконописца – Даниил Черный и Андрей Рублев. Следующее известие о Рублеве встречается только под 1422 г. и относится к росписи  собора в Троицком монастыре под Москвой. Можно только предполагать, где еще в продолжении этих 14 лет трудился Андрей. Следы его пребывания между прочим находят в Звенигороде. Уже в ХХ веке в дровяном сарае Саввино-Сторожевского монастыря  среди разной рухляди были обнаружены три совершенно потемневшие от времени доски. После реставрации под слоем старой краски открылись три великолепные иконы «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По единодушному мнению специалистов автором этих произведений мог быть только Рублев.

     Более всего известно нам о работе Рублева в знаменитой Троице-Сергиевой обители, куда его пригласил троицкий игумен Никон. Именно тогда Андрей написал свое самое великое, проникновенное и таинственное произведение – знаменитую «Троицу» – главную храмовую икону для монастырского собора и одно из самых совершенных произведений всей древнерусской живописи (http://proza.ru/2012/03/24/581).  По свидетельству «Сказания о святых иконописцах», Никон просил Рублева «образ написати пресвятые Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».
    
    Последней работой Андрея считают роспись Спасского собора в  Андрониковом монастыре. Но эти фрески до нас не дошли. Умер он в январе 1430 г.

Средневековье http://proza.ru/2023/01/17/232


Рецензии
Очень жаль, что мало сведений сохранилось. Интересно, получил ли Рублев какое-то образование, кем были его учителя, где он учился писать до встречи с Феофаном Греком... Из какой он среды и в каком году родился - не так уж важно

Оксана Куправа   04.10.2017 11:27     Заявить о нарушении