Вторая родина...

О Калмыке Первомайском

То место, куда мы эвакуировались из Сталинграда в детском воображении не оставило никаких грубых рубцов.  Станция Калмык, а поселок Первомайский были местом очень удачным, с точки зрения мальчишки. Из этого места Лерка (т.е. Я)вел весьма удачные военные операции, например Сталинградскую битву. Она началась 17 июля 1942 года и закончилась февралем 1943 года.

Мы успели убежать от приближающихся войск фашистов холодной-прехолодной весной, т.е. в апреле 1942 года на открытых платформах под каким-то натянутым брезентом.  Только три месяца отделяли спокойную жизнь мальчишки от страшных дней оккупированного Сталинграда и начала голодных дней эвакуации.

Калмык, а другого названия мы не знали, и было ли название Первомайский – убей, не помню. Скорее всего, это название родилось потом, после войны. 
 
Я лично считал Калмык штабом военных действий наших войск и, когда мы победили в битве под Сталинградом, я ходил гордый, будто от меня зависела эта победа.

Я прекрасно всё-всё помню! Помню расположение домов и основных учреждений. Правда, последних было не так уж много, чтобы умудриться не запомнить. Но примите к сведению, что мальчишке было от четырех до восьми лет – время его жизни в Калмыке - постоянное недоедание и изношенную одежду, которая плохо грела.

То, что я помню, изображено на схеме. Под номером 1 значится наше местожительство – почта. Половина здания отведена под почтовые помещения, а во второй половине жила бабушка с дедушкой, моя мама, моя тетя Надя, тетя Зина и четверо внучат, т.е. девять человек. К тому же к нам приезжали гости – тетя Тоня, оставившая здесь дочь Лию, двоюродный дядя Дима. И все умещались на полу и на кроватях.

Сталинградская битва (как я писал) длилась с июля 1942 по февраль 1943 года, и все это время я следил за ней, не умея читать, но прислушиваясь к дедушкиным разговорам с визитерами почты. Дедушка, как самый грамотный на селе, объяснял ситуацию пришедшим на почту.

Но в этом повествовании не об этом пойдет речь, а о совершенно феноменальных свойствах детской памяти в тяжелых военных условиях. Как-то уже 12-ти летний внук Лерка, как меня называли всегда, уже в Кишиневе, нарисовал бабушке Евдокии Ивановне карту станции Калмык, опираясь на то, что сохранила детская память.

- Иди, дед, посмотри, что Лерка нарисовал – крикнула бабушка.

Дедушка, нехотя подошел и не удержался от восклицания:

- Да это же Калмык! –

Ты хорошо помнишь все! Я уверен, что ты помниши Михайловское и Новохоперск.

Я утвердительно кивнул головой.

Вот переченнь наиболее значительных мест Калмыка.

1. Почта – наше пристанище.
2. Дом Туськи Ульяновой
3. Дом Марфуты, которая пукнула на Новый – 1943 Год так  сильно, что я расплакался.
4. Дом Беккера – обрусевшего немца.
5. Вокзал - станция Калмык
6. Склады.
7. Заготзерно.
8. Мельница.
9. Градирня, в теплой воде которой мальчишки купались.
10. Здание школы - семилетки.
11. Здание школы – четырехлетки.
12. Гнездо зенитки.
13. Ветеринарная лечебница с врачом Помогайбо.
14. Амбар Беккера.
15. Бомбоубежище.

Дорога на криушинские озера шла в направлении Новохоперска. Для этого надо пройти приблизительно 4 километров по вокзальной стороне.

ВТ. 24.12.09


Рецензии