Кокоричанка

       Кокоричанка – это историческая местность в северо-западной части Житомира на берегах рек Каменки и Кокоричанки. Название местность получила от одноименной речки, левого притока Каменки. «Кокаричка» в переводе с польского языка – водяная белая лилия, которая видимо обильно росла в этой заболоченной местности. В середине XIX века болото осушили, а речка Кокоричанка протекает теперь почти вся под землей в трубах. В западной части Кокаричанки над левым берегом реки Каменка возвышается Сурина гора, получившая свое название от землевладельцев Суриных, которые одними из первых здесь поселились. Первое упоминание о Суриных в "Актовій книзі Житомирського уряду" датируется 1611 годом. В бывшей усадьбе Суриных в нынешнем переулке Красном (Червоний провулок) сохранилась скульптура девы Марии со змеей, установленная ее хозяином в XIX веке в память о дочке, погибшей от укуса змеи. В 1981 году на Суриной горе при бурении скважины обнаружили остатки подземной средневековой катакомбной церкви. Она находилась на глубине более 6 метров в подземном ходе. По бокам центральной галереи были небольшие комнатки высотой до 1,2 метра. На стене одной из них обнаружили надпись на старославянском языке. Ныне, к сожалению, подземный ход разрушен, а вход к нему засыпан.

       Кокоричанка была заселена в конце XVIII века, как загородный хутор шляхтича Билецкого. В начале XIX века земли хутора перешли в собственность отставного  штаб-ротмистра Каракулина (штаб-ротмистр – военный чин в кавалерии соответствующий штабс-капитану в пехоте). Прихватил отставной кавалерист и часть пахотной земли, принадлежавшей тут Успенской (Подольской) церкви, о чем в первом томе книги Н.И. Теодоровича "Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии" есть такая запись: «…изъ всего количества пахотной земли – три десятины отняты ротмистромъ Каракулинымъ. Объ этомъ насильственномъ захвате церковныхъ земель еще в 1811 г. донесено было Житом. Дух. Правленію». В это время часть Кокаричанки выделяется в отдельное поселение, известное как Каракулина слобода, или проще – Каракули. На картах города начала XIX века хутор имел двойное название – Каричанка-Каракулина (по названию речки и фамилии землевладельца).

       В 20-х годах XIX века группа старообрядцев-беспоповцев переселилась из Польши и Пруссии в этот хутор. Они занимались выращиванием овощей и фруктов, а также грабарским промыслом. Построили свою церковь во имя Покрова Святой Богородицы. История церкви начинается с 1825 года, когда старообрядцы купили у местного купца Карпелева дом и организовали в нем общественную молельню. Недалеко от молельни, на другом берегу речушки Кокоричанки, расположилось и общинное старообрядческое кладбище. Кладбище и церковь сохранились.

       В 1840-х годах наследники штаб-ротмистра Каракулина продали хутор шляхтичу Сигизмунду Россоловскому. А он, в свою очередь, распродал свою землю небольшими участками жителям города, в основном старообрядцам. Сохранилась купчая Сигизмунда Россоловского на землю, где хутор уже именуется "Кокаричанка". На карте 1852 года видно, что на территории хутора находились мельница, винокурня, корчма и кирпичный завод (завод принадлежал в начале XIX  века купцу Троцкому, а в конце века – Бевензе). Завод до наших дней не сохранился, но сохранился построенный из кирпича этого завода дом № 6 на Большой Бердичевской улице – памятник архитектуры.

       Во второй половине XIX века в общине старообрядцев-беспоповцев было уже немало успешных купцов, домовладельцев и землевладельцев. Один из них – купец первой гильдии Киприян Авраамович Ляшков был главным подрядчиком на строительстве Преображенского собора в Житомире. Он добился разрешения на использование строительных лесов, разобранных после завершения строительства собора в качестве стройматериала для реконструкции и расширения старообрядческой церкви, а в 1875 году и разрешения императора на устройство купола над церковью. Высочайшее разрешение было необходимо потому, что в те годы старообрядцам разрешалось организовывать свои моленные дома, но без "внешних оказательств", то есть без купола, креста и колокольни. Тогда и  был пристроен притвор церкви, расширен сам молитвенный зал и возведен купол с восьмиконечным крестом (впервые в истории Российской империи). За успешное завершение строительства Преображенского собора Киприяну Ляшкову указом императора был присвоен личный статус дворянина, а также он был назначен житомирским городским головой, и пребывал на этой должности с 1876 до 1883 года. В 1906–1908 годах на средства общины была построена школа для детей старообрядцев (теперь это вечерняя общеобразовательная школа № 1). А в 1914 году была возведена двадцатиметровая кирпичная звонница, после чего церковь Покрова Святой Богородицы приобрела современный внешний вид. Церковь и поныне действующая и является памятником архитектуры.

       В 1932 - 1933 годах массовый голод охватил обширные территории и привел к значительным человеческим жертвам на Украине, в том числе и в городе Житомире. По архивным документам в Житомире от Голодомора в 1932 - 1933 годах погибло 8015 человек (порядка 10% населения). Из них на сегодняшний день восстановлены имена 7418 человек. Все они записаны в книге "Національна книга пам’яті жертв голодомору 1932–1933 років в Україні. Житомирська область", изданной в 2008 году. Нашел я в мартирологе этой книги и моих родных дедушку и бабушку. Бабушка Бася Дубман умерла от голода в феврале 1932 года, а дедушка  Иона Воскобойник в январе 1933 года. К этому времени кошек и собак в городе не осталось, были случаи и людоедства.  Чтобы не погибнуть от голода, по инициативе работников Житомирской типографии на территории Кокаричанки городские жители Житомира  создали колхоз. Выращивали овощи, фрукты, а потом и хмель. Эта инициатива спасла жизнь многим житомирянам. В народе его называли Еврейским колхозом (большинство колхозников в нем тогда были евреи), а официально – колхоз имени XVII партсъезда. Потом его переименовали в XVIII партсъезда, а после войны – в колхоз имени Мичурина. Председателем колхоза в довоенные годы был мой родственник (муж моей родной тети) Яков Абрамович Штаркман (1896 — 1983). Все годы главным агрономом этого колхоза был мой бывший сосед по Пигулевскому переулку Торчинский, награжденный золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве в 1939 году. В 1930-х годах в Житомире была издана небольшая книжка-брошюра про историю этого колхоза. В юности мне дали ее прочитать. Возможно, в фондах библиотек ее еще можно найти. И мои родители, спасаясь от голода, временно работали в этом колхозе. А в 1950-х годах во время каникул я ходил в этот колхоз собирать шишки хмеля. В колхозной кассе получал деньги за собранный хмель.

       В 1980-х – 1990-х годах на месте хмельников колхоза имени Мичурина построили новый жилой микрорайон. Перед началом строительства микрорайона  колхоз расформировали, а плантации хмеля уничтожили. В память о бывших хмельниках микрорайон назвали "Хмельники". Основная улица микрорайона – улица Маликова, получившая свое название в 1988 году в честь командира партизанского соединения Степана Федоровича Маликова, отряды которого действовали на территории Житомирщины в 1943 – 1944 годах и принимали участие в ее освобождении. В микрорайоне образовался новый  Польский бульвар и площадь Зарембского. Площадь названа в честь выдающегося композитора и музыканта, талантливого ученика Ференца Листа – уроженца Житомира Юлиуша Зарембского, который похоронен неподалеку на Польском кладбище. Близостью к Польскому кладбищу объясняется и название бульвара. В память о бывшем хуторе Каричанка-Каракулина одна из улиц и четыре переулка микрорайона названы Каракульными. Среди многоэтажной застройки микрорайона старые небольшие домики Каракульной улицы и зеленые приусадебные сады Каракульных переулков напоминают о давности бывшего хутора, на месте которого они находятся.

Март 2012



Иллюстрации верхнего ряда:
Первая слева – Старообрядческая церковь Покрова Святой Богородицы. Фото 2008 года, автор – Анна Голтвянская.
Вторая – Скульптура девы Марии со змеей в бывшей усадьбе Суриных. Фото 2008 года, автор Анна Голтвянская.
Третья – Общинное старообрядческое кладбище в Кокоричанке. Фото 2012 года, автор – Анатолий Магаз.
Четвертая – Улица Каракульная. Фото 2012 года, автор – Анатолий Магаз.

Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева – Вершина Суриной горы.  Фото 2012 года, автор – Анатолий Магаз.
Вторая – Польский бульвар. Фото 2008 года, автор Сергей Харчук.
Третья – Микрорайон Хмельники в Житомире. Фото 2012 года, автор – Анатолий Магаз.


Рецензии
Большое спасибо за интереснейшую еще одну страницу истории нашего города, улиц и переулков, по которым приходилось ежедневно проходить, про "еврейский" колхоз, в котором так же приходилось собирать хмель.
И... МИКРОРАЙОН, который я начинал строить, построив много домов и заселял туда ныне живущих там людей. Это есть и частица моей личной памяти. СПАСИБО!

Владимир Фрегер   24.03.2012 21:34     Заявить о нарушении
Частицы моей и Вашей памяти теперь записаны в эту страницу истории нашего родного города.

Борис Дубман   25.03.2012 17:43   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис! Очень и очень интересно все. Читал целый вечер до ночи и буду дальше читать. Вопросы пока не задаю, т.к.все Вами написанное нужно прочитать. Только в этой статье есть опечатки, наверное:абзац 6 начинается ,,В 1923-1933 годах''... может нужно в 1932-1933г., а то получается 10 лет голодомора. И в этом-же абзаце про книжку о еврейском колхозе, которая вышла в 1930г.Может быть позже, во время голодомора или после него? Извините, что поправляю!

Юрий Адамович 2   20.07.2015 01:29   Заявить о нарушении
Опечатку исправил. Спасибо!

Борис Дубман   04.03.2018 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.