о себе и о детях

1. ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Эта банальная истина тем более актуальна, когда речь идет о болезни, полностью излечиваемой лишь в 7% случаев (именно таков процент абсолютного избавления от наркотической зависимости в развитых странах). Все родители желают добра своим детям. Калеча им жизнь, они попросту не ведают, что творят. Поэтому полезно задаться вопросом: а не унаследовали ли я от своих родителей бациллу несвободы, не кроется ли в наших семейных традициях проклятие зависимости?

Практика показывает, что родителям, "подавляющим" своих детей и насаждающим в них "несвободу", очень трудно это осознать. Между тем, первичную самодиагностику на выявление такого родового наследия можно провести, ответив на простой тест:
Ложась спать, думаете ли Вы о том, "что день грядущий нам готовит"?
 а) всегда; б) иногда; в) никогда;
Переходя улицу, Вы всегда соблюдаете правила движения?
 а) всегда; б) обычно; в) почти никогда;
Если вас вызывает к себе руководитель, Вы испытываете тревогу:
 а) всегда; б) иногда; в) никогда;
Часто ли Вы опаздываете на встречу:
 а) почти всегда; б) иногда; в) практически никогда;
Если Вы слышите негативный отзыв о себе сотрудников по работе, то Вы:
 а) с ходу вступаете в конфликт; б) реагируете по принципу: собака лает - ветер носит; в) молча переживаете обиду;
В споре вы:
 а) твердо и бескомпромиссно отстаиваете свою точку зрения; б) пытаетесь понять и взвесить позицию оппонента; в) предпочитаете согласиться, лишь бы не доводить дело до конфликта;
Если вы несправедливо наказали вашего подчиненного, то вы:
 а) открыто признаете свою ошибку и извинитесь; б) никогда не признаете себя неправым, дабы не подрывать авторитет; в) не признавая своей неправоты, постараетесь загладить ее, сделав что-то приятное;
По Вашему мнению, в воспитании детей следует руководствоваться в первую очередь:
 а) рекомендациями специалистов; б) здравым смыслом и жизненным опытом; в) сведениями, почерпнутыми в специальной литературе.

Посчитайте набранные Вами баллы. Система предельно проста:
 в вопросах 1-3 за ответ:

а) - 2 балла;
 б) - 1 балл;
 в) - 0 баллов.

В вопросах 4-6 за ответ:

а) - 0 баллов;
 б) - 1 балл;
 в) - 0баллов.

Вопрос 7 за ответ:

а) - 0 баллов;
 б) - 2 балла;
 в) - 1 балл.

Вопрос 8 за ответ:

а) - 2 балла;
 б) - 0 баллов;
 в) - 1 балл.

А теперь, посмотрим, что у нас получилось.

От 0 до 6 баллов -Вы абсолютно свободный человек. Но Ваша свобода часто "перехлестывает через край" и толкает на то, чтобы не считаться ни с кем и ни с чем. Быть может, стоит время от времени напоминать себе, что личная свобода - это прекрасно, но паровозу дорогу лучше уступать!

От 6 до 10 баллов. Ваша свобода органично сочетается со здравым смыслом и осмотрительностью в поступках.

Свыше 10 баллов. Быть может, есть смысл задуматься, обратиться за консультацией к специалисту и пройти более серьезное исследование.

Но даже если вы набрали 16 очков, то это еще не повод паниковать либо зарекаться иметь детей.

Просто в том случае, если подтвердится, что вас обременяет наследие несвободы, наследие зависимости, вам необходимо ради своего будущего и ради будущего ваших детей приложить усилия, чтобы избавиться от него. Помните: Вы действительно можете это сделать! В отличие от наркотической зависимости, зависимость как психологическое наследие благополучно снимается в 100% случаев. При том непременном условии, что человек, на самом деле этого хочет. Если же оставить все как есть, то родители оказываются попросту неспособными по-настоящему любить своих детей. Ибо, как говорил митрополит Антоний Сурожский, "…понятие свободы неотъемлемо от любви. Свобода предполагает такую любовь и такое уважение к ближнему, что он может быть полностью собой, а не тем, чем мы хотим его видеть!.. Мы должны научиться любить так, чтобы, отдавая собственную жизнь на благо ближнего, оставлять этому ближнему свободу до конца быть самим собой".

Итак, первое, что необходимо сделать родителям для того, чтобы уберечь детей от угрозы зависимости - это избавиться от нее самим. Но это еще не все. Статистика свидетельствует: ребенок практически всегда становится наркоманом, если мать употребляла наркотические вещества во время беременности и, очень часто, - если во время беременности употреблялся алкоголь даже в небольших дозах. Об этом стоит знать и помнить всем будущим матерям и, в первую очередь, тем миллионам девочек, которые уже со школьной скамьи приобщились к рюмке, "косячку" или, тем более, к героину.

Во много раз повышает риск приобретения ребенком зависимости и употребление матерью некоторых психоактивных веществ, в том числе и по медицинским показаниям. Если Вам довелось заболеть во время беременности, обязательно сообщите врачу о своем положении, чтобы он назначал лечение с учетом этого обстоятельства.

2. ТЕСТ НА САМООЦЕНКУ (для детей)

Другой выраженный фактор риска связан с таким явлением, как неадекватная, то есть не соответствующая реальным возможностям самооценка ребенка. При этом у детей и подростков, входящих в группу риска, самооценка, как правило, занижена. Оно и понятно: в зависимость чаще всего попадает человек, считающий себя слабым, не способным к самостоятельным поступкам, неумным и т.п.

Согласно определению, данному в психологическом словаре, самооценка толкуется как "оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей". И далее: "От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам". Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу любой ошибки или неудачи у людей с низкой самооценкой - "Ну что я мог поделать?" С внешней стороны таких людей обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, неуверенность в себе и растерянность, а то и паника при любых неожиданностях.

Добавим, что и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Поэтому психотерапевтическая задача заключается в приведении самооценки к нормальному уровню, соответствующему реальным возможностям личности (идеальный вариант - верхняя планка этих возможностей), то есть в одних случаях повысить, в других - понизить.

Простейшие способы выяснения уровня самооценки ребенка вполне доступны любому родителю. Для этого совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из таких доступных всем способов. Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек (для старших подростков это может быть просто вертикальная шкала от 0 до 10).
                __        10 _
                __|            _|
                __|               _|
                __|                _|
                __|                _|
                __|                _|
               __|                _|
            __|                _|
         __|                _|
      __|                _|
     |                0 _|

Дайте вашему ребенку следующую инструкцию:

- Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете - самые умные, красивые и т.д., у них все получается, их любят родители, ими не нахвалятся учителя. А на самой нижней ступеньке те, кто прогуливает школу, плохо учится, не может ни в чем добиться успеха, не слушает родителей. Все остальные дети расположились на других ступеньках между этими крайностями. Одни выше, другие ниже. Как, по-твоему, где твое место на лестнице в данный момент?

Если ваш ребенок поместил себя на одной из 3-х нижних ступеней - это тревожный симптом. Увидев такую картину, задайте себе вопрос: когда и за что я последний раз говорил (ла) сыну (дочери) "ты у меня молодец!"? Если такое случалось давно, либо вы вообще затрудняетесь вспомнить что-либо подобное - дело плохо. Похоже, назрела необходимость срочно пересмотреть кое-что в отношениях с ребенком, а быть может, и в семейном укладе в целом. И немедленно! Иначе можно оказаться в той самой ситуации, когда близок локоток, да не укусишь!

Как же поправить дело? Первое - ни в коем случае не спешите переубедить ребенка, уверяя, что он (она) лучше всех на свете. Результат будет прямо противоположным. Во-первых, вам не поверят. Во-вторых, увидят в такой реакции подтверждение собственной ничтожности ("видно, меня и впрямь считают недоумком, коль скоро пытаются, как маленькому, откровенно вешать лапшу на уши и не считаются с моим мнением даже относительно меня самого"). Не стоит повторять прошлые ошибки. Как уже сказано, отношения надо видоизменить немедленно. Итак, примем мнение ребенка. Считаешь себя очень плохим, значит, так оно и есть - кому и знать, как не тебе. Парадоксальным образом, тем самым не на словах, а на деле мы даем своему чаду возможность ощутить себя самого как ценность!

Далее. Если оказалось, что мы давно не говорили сыну или дочери: "какой ты у меня молодец!" - то перед нами отличный повод сделать это. Ведь, поставив себя на невысокое место, наш ребенок продемонстрировал не только низкую самооценку, но и высокую критичность, возможно - объективность, безусловно - честность и мужество. Разве это не достойно похвалы? Наконец, естественное желание опровергнуть убеждение дорогого нам человека в том, что он плохой, тоже можно (и нужно!) использовать с пользой. Только делать это в нашем случае стоит, не вступая с ним в противоречие.

- Ты говоришь, что учителя тебя ругают - это правда. А есть ли кто-либо из учителей, кто ругает меньше других? А может, кто-то не ругается вовсе? А бывало так, что учителя тебя хвалили? А за что именно?

Принимая мнение ребенка о себе как о плохом, нужно сосредоточить его внимание на том хорошем, что, разумеется, в нем есть, на тех успехах, которые были. Это непросто. Тут не работают готовые схемы. Недопустима игра и лукавство. Необходим искренний интерес. Чтобы добиться этого и быть спонтанным, поставьте себе задачу: в беседе узнать о каком-то новом для вас достижении или неожиданном качестве ребенка. Обратите внимание на то, как изменится его лицо при приятном воспоминании. Оно просветлеет в буквальном смысле слова.

Ну а как быть, если наше чадо по-хозяйски обосновалось на одной из 3-х верхних ступеней? Здесь полезно прежде чем делать какие-либо выводы, задать несколько уточняющих вопросов (вообще никогда не следует стесняться задавать вопрос. Любое, даже мелкое, непонимание может повлечь за собой последствия). Ну, например: какие конкретно данные подтверждают право на высокое место? В каких областях ты особенно успешен? Достиг ли ты в них совершенства или есть возможности роста? А имеются ли у тебя недостатки? Есть ли среди твоих одноклассников или знакомых кто-то, кто лучше тебя? Что ты думаешь о тех, кто не столь успешен?

Вы можете задавать и любые другие вопросы. Главное прояснить: ребенок искренне верит в то, что его объективные достижения дают право на высокую позицию и при этом способен критично оценить себя, или же он просто субъективно убежден в собственной исключительности? В первом случае при уважительном отношении к сверстникам нет причин для беспокойства, даже если заслуги несколько преувеличены. А вот во втором, так же, как и при заниженной самооценке - есть повод задуматься и пересмотреть отношения.

При этом, как и в случае с низкой самооценкой, главное - это не поддаваться импульсам и не делать резких движений. Вне зависимости от результатов нашего исследования, в некоторых случаях полезно и даже необходимо отмечать, что ребенок в чем-то превосходит товарищей. К примеру, участнику спортивных состязаний без уверенности в своих силах и веры в победу не обойтись. А чтобы маленький чемпион не возгордился, необходимо всякий раз напоминать:

- Да, ты молодец, ты действительно лучше многих на беговой дорожке. Но только на беговой дорожке. И то, что твои сверстники бегут медленнее, ни в коей мере не означает, что они меньше тебя заслуживают уважения.

Если же дело все-таки зашло слишком далеко, то наилучшим выходом из ситуации представляется: дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте в несоответствии столь высокой самооценки реальному положению вещей. То есть, как бы признав его исключительность, предоставить возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха (за исключением, разумеется, случаев, когда возможна реальная угроза жизни и здоровью ребенка). Синяки и шишки, в которых некого винить кроме себя любимого, - лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.

Такое практическое вразумление реальной жизнью можно с успехом дополнять и словесным. Опять-таки не вступая в прямое противоречие. Для этого даже не очень верующие родители могут с успехом использовать Священное Писание. Практика показывает, что многие дети неохотно читают Библию. Вместе с тем, почти все, включая старших подростков, с интересом слушают устные пересказы Евангельской истории, примеров из жизни святых. В такой форме нередко воспринимаются взгляды, понятия, нормы поведения, категорически отвергаемые при обычном общении со взрослыми. В тех же целях можно использовать сказки, мифы, житейские истории, не имеющие, на первый взгляд, отношения к ребенку, но заключающие в себе определенную мораль.

3. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (допустимы ли телесные наказания?)

- Не противоречить... Рассказывать притчи и сказки... Что же это получается? Вообще нельзя наказывать детей? - возможно, спросите Вы.

Можно. И нужно. Но, вот, как и за что - это вопрос. И вопрос серьезный. В семьях из группы риска, в семьях с так называемыми доминантными (подавляющими) родителями царит произвол. Отношения там строятся на потребности родителей владеть и удерживать, а также вытекающих из этой потребности эмоциях.

Между тем в семьях, где дети воспитываются в результате "свободными" и не попадающими в зависимость, осознанно или бессознательно существуют свои семейные законы. В этих семьях ребенку отчетливо ясно, когда и по какой причине он может быть наказан, а когда нет.

При выборе формы наказания важно, чтобы оно не было садистским по характеру, то есть не ставило целью причинение страданий и унижение. И в этой связи часто возникает вопрос: а насколько допустимы телесные наказания? Существуют различные точки зрения на это. Наиболее исчерпывающим и психологически точным представляется взгляд выдающего русского врача, педагога и мыслителя Н.И.Пирогова. Говоря о смысле и цели телесных наказаний, он выделяет три аспекта, три цели, которые хотят достичь родители:

1). Выместить причиненную проступком ребенка обиду.
 2). Пристыдить.
 3). Устрашить.

О первом члене этой триады Николай Иванович отзывался так: "Месть… чувство не свойственное ни христианству, ни здоровой нравственности, руководившее только первобытных законодателей младенчествующего общества". Подтверждением этих слов служит резкий всплеск числа случаев жестокого обращения с детьми в нашем сегодняшнем обществе, в первобытности и младенчестве (в смысле недоразвитости) которого сомневаться, увы, не приходится. Именно местью за ущемленное чувство собственника руководствуются, как правило, родители, которые подавляют проявления свободы воли своих детей. Дети таких родителей не стыдятся заслужить телесное наказание. Они боятся только боли. В таких условиях подобные наказания лишь способствуют развитию лукавства и раздвоению личности. "Покуда розга в виду - все хорошо и в приличном виде; когда исчезла из виду - кутеж и разлив… Неужели нужно у ребенка поставить совесть в зависимости от розги?" - задает сакраментальный вопрос Николай Иванович.

Вряд ли есть необходимость еще что-то добавлять к словам великого ученого. Можно лишь повторить: предупредить возникновение зависимости возможно практически на 100%. Полностью избавиться от нее можно лишь в 7% случаев. Выбор за Вами...

 







А что, если и мой ребенок тоже Индиго? Что же тогда делать? Как узнать это наверняка и как его воспитывать?» – подобными вопросами задается, наверно, каждый родитель, хотя бы мимолетно слышавший о новом поколении детей – детях Индиго. Как бы ни была популярна эта тема сегодня, тем не менее, многие родители плохо себе представляют, что же такое ребенок Индиго – диагноз или дар Божий?

Частенько приходится слышать от родителей, которые мало знакомы с темой Индиго, такие фразы как «не дай Бог, чтобы мой ребенок таким оказался», или «если мой ребенок Индиго, значит, конец спокойной жизни и счастливому детству». И все это – от множества сложившихся стереотипов о детях Индиго, от огромного количества информации, в которой трудно найти практические советы и определить подход именно к своему одаренному ребенку. Много говорят о своенравных, порой даже агрессивных и непослушных детях Индиго. Но очень мало говорят о добрых и ласковых, нежных и трепетных детях Индиго, которые во всем помогают своим родителям и являются для них примером добродетели и гармонии. А ведь такие дети Индиго тоже есть, и не факт, что в меньшинстве.

В этой статье нам хотелось бы развенчать некоторые ложные представления о детях Индиго, а также дать родителям одаренных детей несколько практических советов по их воспитанию.
Все ли решает цвет ауры или как определить – Индиго или нет?

Многие слышали о таком понятии, как аура человека, которая многократно упоминается в связи с темой детей Индиго. Но означает ли цвет ауры синего цвета (индиго) непременное качество ребенка Индиго?

Дело в том, что первым из возможных методов обследования необычных детей было определение цвета ауры. Просто потому, что первому исследователю пришла в голову мысль именно о ней, а не потому, что аура и ее цвет являются важнейшим критерием выявления ребенка Индиго. Собственно, сам термин «ребенок Индиго» пошел именно из этих исследований, т.к. в большинстве случаев у необычных детей аура была именно цвета индиго. Но, учитывая то, что аура человека – понятие непостоянное и меняющееся от многих факторов (настроение, состояние здоровья и т.п.), использование диагностики ауры для определения – Индиго ваш ребенок или нет, было бы неправильным.
Поэтому совет 1: о том, чтобы срочно искать ближайший пункт ауродиагностики и тащить туда своего ребенка можно забыть.

Гораздо более важным критерием в определении Индиго-ребенка является сфера его интересов, т.к. абсолютно все дети Индиго в раннем возрасте предпочитают общение со взрослыми, интересуются «взрослыми» вопросами (и только ими, как правило!), проявляют взрослую рассудительность (присущую далеко не каждому взрослому) и имеют уже сформированные взгляды на жизнь. Зачастую, с детства знают или чувствуют свое предназначение в жизни и с возрастом его не забывают, а наоборот, все больше в своем стремлении к нему укрепляются. Хотя это, конечно, во многом зависит от той среды, в которой такой ребенок воспитывается и растет.

Поэтому главным критерием, определяющим ребенка Индиго, является его предназначение, т.к. оно, по количеству различных феноменов и даров, сразу дает представление о том, какой ребенок пришел в вашу семью. У детей Индиго бывает, как правило, от 5 до 20 различных феноменов и даров (феномен предвидения и пророчества, рукоположения, духовного зрения и т.п.), их знание позволит родителям лучше понять и развить феномены своего ребенка, а также избежать возможных конфликтов в процессе воспитания. Определение предназначения ребенка дает представление не только о врожденных талантах, но также и о многих других свойствах души ребенка – способности к компромиссу, верности данному слову, разумности и т.д., что очень важно при выборе методов воспитания.
Совет 2: определите предназначение своего ребенка, чтобы лучше понять его суть и подобрать для него индивидуальный подход в воспитании.
Ребенок Индиго – дар или наказание родителям?

Конфликты и упрямство со стороны ребенка Индиго рождаются, как правило, именно из-за того, что родители, не зная предназначения своего ребенка, начинают привлекать его к тем занятиям, которые ему не интересны, развивать те способности, которые ребенку не свойственны. И если обычный ребенок молча это проглотит и подчинится взрослым, то Индиго проявит открытый или скрытый протест, сделает все для того, чтобы чуждым ему делом не заниматься – будет прогуливать, сказываться больным и т.п. Отсюда и все проблемы с поведением ребенка Индиго, а также с, зачастую, плохой успеваемостью в школе.

Отдельно стоит сказать и о том, что поведение ребенка Индиго определяется не тем, что «Индиго все упрямые и непослушные», а конкретным врожденным (!) характером ребенка и его отношениями с родителями – насколько они сами лояльны к ребенку, насколько чувствуют его и не препятствуют, а содействуют ему. Есть очень заботливые, нежные, ранимые дети Индиго. Просто чаще рассказывают именно о непослушных детях Индиго (потому что их родители громче бьют тревогу и будоражат общественность), поэтому и складывается стереотип – раз Индиго, значит, неуправляемый. А это совсем не так!!!

У детей Индиго существует две формы протеста против того, с чем они не согласны: они либо открыто бунтуют, возмущаются, некоторые даже голодовку способны объявить и заболеть из чувства протеста; либо уходят в себя, становятся замкнутыми, делают вид, что слушаются, но все равно делают все по-своему. Дети Индиго, как и другие дети, тоже все разные по характеру и поведению, поэтому всех ровнять под одну гребенку не стоит. Если ваш ребенок тихий и послушный, это не значит, что он – не Индиго. Так же, как и наоборот – неуправляемость не всегда признак Индиго.
Совет 3: не примеряйте все написанное о поведении детей Индиго к своему ребенку – он может оказаться исключением из описанных закономерностей поведения, но это не будет означать того, что он – не Индиго.
Вундеркинд или Индиго?

В изучении детей Индиго как-то незаметно смешались два, в общем-то, совершенно разных понятия – ребенок вундеркинд и ребенок Индиго. Это и вносит сумятицу в отделение способных от одаренных детей. Ребенок Индиго – одаренный, а не способный, т.е. обладает врожденными дарами и талантами, а не просто хорошо обучается.

Есть дети вундеркинды, у которых хорошо развиты навыки быстрого обучения и овладевания любым материалом. Такие дети могут освоить огромное количество профессий даже в раннем возрасте, могут проявлять хорошие способности в огромном количестве предметов и наук, но быть при этом хорошими профессионалами, а не гениями в своем деле. Вундеркинды, как правило, хорошо учатся в школе и ВУЗе, у них высокая успеваемость, а дети Индиго с успеваемостью не очень дружат, им просто не интересен процесс стандартного обучения как таковой. Одно дело – научиться чему-либо благодаря способностям и усидчивости, а другое – уметь делать это врожденно, без обучения.

Дети Индиго, в отличие от детей вундеркиндов, обладают врожденными талантами к чему-либо, которые раскрываются или могут быть раскрыты без обучения, принятого в материальном мире. Если вундеркинд может выучить несколько иностранных языков, то Индиго может и без обучения внезапно на них заговорить. Дети Индиго – гении в том, к чему предназначены, они способны делать открытия интуитивно, а не на основе имеющихся знаний, обеспечивая, тем самым, эволюцию человечества, привнося в общество новые взгляды и идеи.

С понятиями способности и таланты также существует некая путаница. В силу того, что у детей Индиго различных врожденных талантов много и одаренность в целом их высока, они могут проявлять не только таланты, но и разносторонние способности. Они могут проявлять способности к музыке, тогда как талантливы будут в экономике, способности к творчеству при талантах к математике и т.д. Поэтому определить предназначение ребенка Индиго опытным путем, т.е. через наблюдение – очень сложно, т.к. не все способности, проявляемые таким ребенком, будут однозначно определять его предназначение. Нужно четко знать – какими именно талантами ребенок обладает и каково его основное предназначение и основной талант, требующий развития больше всех остальных. А иначе может получиться ситуация, при которой, обнаружив у своего чада способности к музыке, родители водят его в музыкальную школу, нанимают репетиторов для дополнительных занятий, отдают в муз. училище и ребенку, вроде бы, нравится музыка, но он вдруг в какой-то момент резко бросает все занятия, потеряв к ним интерес. Такое может произойти именно потому, что развивали второстепенный талант или способность, поэтому и интерес со временем иссяк.
Совет 4: не препятствуйте ребенку в желании бросить какое-либо занятие, даже если вы на него потратили огромное количество времени, сил и денег. Ребенок и его душевная гармония – важнее.
Ребенок Индиго и общение

В силу врожденной самодостаточности и стремления к общению со взрослыми (хотя взрослые, к сожалению, далеко не всегда ответное стремление имеют), у детей Индиго имеются проблемы в общении со сверстниками – им со сверстниками не интересно или интересно очень короткий период времени. Нужно понимать то, что слабым местом детей Индиго, в силу их самодостаточности, является то, что они отгораживаются от общества, начинают культивировать позицию «я не такой, как все», причем не в самом лучшем понимании этой позиции. А если еще и родители всячески трясутся над своим чадом и предпочитают нанять няню, а не водить ребенка в садик, тогда медленная, но верная тенденция к отгораживанию от общества для ребенка обеспечена. Не отгораживайте ребенка Индиго от общества, даже если он с этим обществом не общается. Водите ребенка Индиго в садик, нахождение среди сверстников очень важно для становления его личностных качеств. А иначе вырастите эгоиста или упрямца, с которым никто не сработается и не сживется. Не принуждайте в садике ребенка к общению, для него будет важным сам факт нахождения среди детей, даже если он отдельно играет в уголочке. Договоритесь с воспитателем о том, чтобы ребенку предоставляли свободу выбора в некоторых занятиях и отношения с садиком у ребенка сложатся. Кстати, зачастую именно неуважение или непонимание со стороны воспитателя порождает в ребенке ненависть к садику. Безусловно, не все садики и воспитатели готовы принять и понять ребенка Индиго, в таком случае стоит просто поискать «свой» садик и воспитателя, которого примет сам ребенок. Не поленитесь это сделать, ищите, пока не найдете то, что нужно ребенку, но не ограждайте его от общения – это ОЧЕНЬ важно для ребенка Индиго.

К слову, если ваш ребенок Индиго уже вышел из детсадовского возраста, то лучше всего не отдавать его в специализированную школу, а отдать в самую обычную (хотя от учителей, опять же, очень многое зависит). Не стоит впихивать в ребенка Индиго как можно большее количество знаний, если он сам того не хочет. А обычная школа, к тому же, укрепит навыки общения и даст разностороннее образование, а не однобокое, как бывает в специализированных школах. Это важно для того, чтобы ребенок Индиго смог реализоваться наиболее полно.

Мы не говорим сейчас о школах, которые практикуют принцип свободомыслия и интересного образования, в которых максимально развит индивидуальный подход к ребенку – такие школы есть, к сожалению, далеко не везде. Хотя именно школы такого типа идеально подходят детям Индиго.
Совет 5: отдавайте ребенка Индиго в садик, не ограждайте его от общества. И школу предпочтите обычную, а не специализированную (с уклоном в одну-две области знаний, если только они не соответствуют предназначению ребенка).
Дети Индиго и вера в Бога

Очень много разногласий существует на тему – верят ли Индиго в Бога и как относятся к религии. Для того, чтобы лучше понять – вести ли вашего Индиго в церковь, мечеть, синагогу и т.д., или нет, нужно разделить понятия «религия» и «вера в Бога». К религии, выражающейся больше в ритуалах, их строгом соблюдении и неукоснительном исполнении, Индиго относятся так же, как и к любому ограничению и обязаловке – с протестом. А вот к вере в Бога и Богу такие дети относятся, как правило, более чем положительно (если, конечно, кто-то еще не успел засадить разум ребенка Индиго негативным опытом знакомства с понятием веры). Дело в том, что существующие социальные нормы и законы дети Индиго, по большей части, не приемлют, т.к. не желают следовать этому только потому, что «так надо», а объяснить – почему надо мы даже сами себе, порой, не можем, не говоря уже об объяснении детям. Но если принятым нормам такие дети следовать отказываются, тогда на основе чего им строить свою жизнь? На основе какого мировоззрения и принципов жизни? Ведь если не дать ребенку Индиго фундамента, на основе которого он сможет адаптироваться в обществе без вступления в противоречия с этим обществом, тогда шанс, что ребенок станет асоциальной личностью – очень велик.

Эту базу дает вера Богу, т.к. Бог для детей Индиго, зачастую, Единственный Авторитет, но только в том случае, если родители смогут адекватно рассказать ребенку о Нем – не в заученных фразах и цитатах, не в ритуалах и обрядах, а в своем понимании, доступно, своими словами. Если ребенок проявит дальнейший интерес – предоставьте ему свободу в изучении Божественной тематики, отвечая на его вопросы. Позвольте ему самому сформировать свои представления о Боге и отношениях с Ним. Не пытайтесь переделывать эти представления!

Может случится и так, что даже без особых бесед о Боге, у ребенка уже есть сформированные представления о Нем. В этом случае, просто спросите его – что есть для него Бог и как он с Ним общается. И обязательно поддерживайте ребенка в этом общении с Богом!!!
Совет 6: прививайте ребенку Индиго веру в Бога и Богу, а не религию как таковую.
Взрослые Индиго или дети Индиго?

Отдельно хотелось бы сказать также и о том, что не совсем верно говорить только о детях Индиго, т.к. Индиго взрослые тоже существуют, так же, как и Индиго-подростки, и Индиго-младенцы. Понятие «Индиго» не имеет возрастных рамок, да и к современности его привязывать было бы неправильно. Люди Индиго были и раньше – Микеланджело, Ломоносов, Да Винчи, Аристотель и т.д. Для своего времени они тоже были Индиго, просто тогда такого понятия не существовало. Единственным отличием нашего времени от прошлого, является то, что сейчас таких детей-подростков-взрослых Индиго стало больше, они стали заметнее и внимание им уделяется более пристальное. А посему, в следующий раз, когда вы станете читать материал о детях Индиго, подумайте – не относится ли эта тема к вам лично? Ведь Индиго можно быть и в 50, и в 80 лет. Главное, знать свое предназначение и желать его исполнения!







Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого:

 «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины».

 Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.
 Взрослый должен быть другом подростка, но другом особым, отличным от друга-сверстника. Это обусловлено не только различием социальных позиций взрослого и взрослеющего человека (один уже имеет определенный круг обязанностей и вытекающие из них права; другой еще только стремится получить эти права, имея довольно смутные представления об обязанностях), но и той особой психологической функцией, которую должен выполнять взрослый. Взрослый — друг-руководитель. Его задача — помочь подростку познать себя, оценить свои способности и возможности, найти свое место в сложном мире взрослых.

Наличие взрослого друга — важнейшее условие нормального развития, правильного формирования личности ребенка в самый трудный период его жизни. Потребность во взрослом друге очень остра у подростка. В семье, в школе, в каких-то других сферах общения — ведь он ищет такого друга! А где он его найдет, кем тот окажется, во многом зависит от того, какова атмосфера в семье, каков микроклимат отношений, окружающий подростка.

Подростку необходима совместная деятельность со взрослыми. При этом у них должны быть общие интересы, увлечения. Содержание такого сотрудничества может быть самым различным. Подросток может быть помощником родителей в домашних делах. Взрослый может приобщить подростка к своим занятиям и интересам или разделить интересы и увлечения самого подростка. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании, лепке — это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком. Надо подчеркнуть, что именно совместная деятельность подростка и взрослого рождает общность переживаний, чувств, настроений, облегчает контакты с подростком, рождает эмоциональную и духовную близость.
 В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, и дети лучше узнают своих родителей. Подросток постигает сложный духовный мир взрослых, глубину их мыслей и переживаний, учится чуткому и заботливому отношению к людям.
 Многое давая ребенку, родители вправе много и спрашивать с него. Он может и должен быть внимателен ко всем членам семьи. Атмосфера в семье должна быть такой, чтобы чуткость и отзывчивость становились у него привычкой, своего рода потребностью. Только в обстановке взаимного уважения, взаимной заботы и помощи, доверия и искренности уважительное отношение к людям станет привычной формой поведения подростка.

 Ошибку совершают те родители, которые, боясь перегрузки детей в учении, освобождают их от каких-либо обязанностей в семье. Это крайность, приводящая, как правило, к нежелательным последствиям: развиваются эгоизм, пренебрежение к труду. Расширяя обязанности подростка, нельзя забывать о том, что он должен иметь в семье и определенный, более широкий, чем младший школьник, круг прав. Основанием для этого служат его возрастающие возможности. Подросток может участвовать в обсуждении семейных и общественных дел, в разговорах и беседах о литературе, искусстве. Уважительно относитесь к его мнению. Если он заблуждается, поспорьте с ним, но не отмахивайтесь: «Мал еще рассуждать об этом!». Подросток чутко реагирует на отношение к нему взрослых в семье и готов активно отстаивать свое главное право — право на уважение.

 В подростковом возрасте возникает повышенный интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. Подросток стремится ответить на вопрос: что значит быть взрослым? Он проводит параллели между своими поступками и поведением взрослых, начинает нетерпимо относиться к тому, на что раньше не всегда обращал внимание: к действительным или мнимым попыткам взрослых ущемить его достоинство или право, к тону приказа или излишнему проявлению родительской нежности. Его может обидеть как то, так и другое.
 Подростки зорко подмечают отдельные промахи и недостатки взрослых. При этом они непосредственны и искренни; и если мы, взрослые, честно признаемся в своей ошибке, а при надобности и извинимся, то авторитет наш нисколько не пострадает.
 Подростки задают взрослым множество вопросов, многим хотят с ними поделиться. Равнодушие взрослых для них мучительно. Родители должны проявлять постоянный интерес к учебе подростка, к его труду, увлечениям, переживаниям и мечтам и в то же время беседовать с ним о своей работе, друзьях, интересах. Отсутствие взаимного доверия не только обижает подростка, но и наносит значительный ущерб его общему, духовному развитию.

 Когда подросток идет к вам с вопросами или сомнениями, не говорите ему «нет», не ссылайтесь на занятость и отсутствие времени. Стремление ребенка поговорить с родителями по душам надо всячески поддерживать и укреплять. Неудовлетворенная потребность поделиться с отцом или матерью сокровенными мыслями и переживаниями заставляет подростка искать «поверенного» вне семьи. Им может оказаться человек случайный, с сомнительной репутацией, который поведет подростка по неверному пути. В таких случаях задуматься над своими взаимоотношениями с сыном или дочерью заставляют родителей уже какие-либо серьезные проступки детей. Иногда это бывает слишком поздно.

 Поскольку подростковый возраст - это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности и зазнайству, то недооценка возможностей и способностей подростка может привести к развитию пассивности, замкнутости, неуверенности в себе.

 Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложенной А. С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему».

 Откровенность, доверие должны быть взаимными, только тогда между вами и подростком не будет стены недомолвок, тайн, непонимания.
 Помочь подростку взрослеть — это значит заботиться о гармоничном развитии его личности: формировать его познавательные интересы, развивать способности, воспитывать нравственные качества, развивать физически.


Проблемы подростков. Психология подростков и здоровье

В 9 — 10 лет у девочек и в 11 — 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.

Отрочество. Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16— 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность грудина 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не «срабатывают» отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково,но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.

Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный «скачок роста», т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный «скачок роста» предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5— 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.
 Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам. Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек— несколько раньше.

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

 Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка — ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.

 Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

 Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.

 В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.

 Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Родители должны также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное — систематическими занятиями физической культурой и спортом.

 На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная нагрузка школьников не должна превышать 7 — 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых) . Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них 7— 8-часовой рабочий день слишком большая нагрузка.

По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью.

 Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув и работоспособность у них резко понижена. По тем же данным, 28,4 процента учащихся тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8 процента — более 4 часов, а 4,4 процента — даже более 5 часов. Причем 73,7 процента школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3 — 5 часов.

Что же делают старшеклассники в оставшееся время?
 Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах и смотрят телевизионные передачи. Причем 37,3 процента из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4 процента — 2 часа, 7,2 процента — более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой, а обязательные по программе уроки физкультуры лишь незначительно компенсируют гиподинамию.

 Один из узловых вопросов современного поколения — ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации. Термин «акселерация», обозначающий ускорение роста и развития детей и подростков но сравнению с предыдущими поколениями, относительно недавно — меньше десяти лет назад— «шагнул» из специальных книг и журналов на страницы популярных изданий.
 По современным представлениям, растущий организм — сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

 Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные московские мальчики 14 лет «подросли» по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранним возраст и половое созревание.

 Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.

 Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 — 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. «Ножницы» между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, когда дети и подростки излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей, не испытывают чувства ответственности за свои поступки. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографической ситуацией — преобладанием одно- или двухдетной семьи.

 С акселерацией связывают и определенный «конфликт поколений», когда современные родители не хотят, а порой и не могут понять своих выросших детей. Подростков же раздражает мелочная опека родителей; они считают, что с ними обращаются как с маленькими, их не понимают, ущемляют их достоинство. Со свойственным юности максимализмом они утверждают, что интеллектуальный мир взрослых весьма скуден и поэтому ни о чем серьезном с ними нельзя разговаривать. Однако «интеллектуализм» современного подростка, большой объем усвоенных им знаний нередко достигается ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими.

 При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и «идеально» подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не «дотянула» до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И «легкость», с которой юные справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

.


Рецензии