Животное, придуманное Григорием Войнаровским

Сестра только пожала плечами в знак растерянности, которая - в противоположность прежней ее решимости - овладела ею, когда она плакала.
- Если бы он понимал нас. . . - полувопросительно сказал отец.
Сестра, продолжая плакать, резко махнула рукой в знак того, что об этом нечего и думать.

Франц Кафка, «Превращение»

Многие знаменитые писатели придумывали необычных, загадочных животных. Меня всегда интересовал этот факт. На самом деле, я ничего не понимаю в животных, но фантастика всегда владела моим сознанием. Многие годы я представлял, что в мире вокруг меня скачут единороги, тролли чинят разрушенные мосты, а змееподобные драконы время от времени появляются в небе.
Писательские животные долгое время поражали меня. Чего стоит хотя бы знаменитая обезьяна, придуманная путешественником Ваном Тайхаем! Когда она сидит рядом с каким-нибудь захудалым писателем, то непременно допивает остаток чернил после того, как он завершит свое сомнительное творение. Известно и немало других примеров. Вспомним хотя бы творческое наследие Данте, Эммануила Сведенборга, Эдгара По, Джонатана Свифта, Франца Кафки, Рэя Брэдбери, Льюиса Кэрролла, того же Толкиена, в конце концов.
Все это бесконечно занимательно. Долгое время я поражался всем этим загадочным историям, перечитывал все по нескольку раз, воображал себе животных, рисовал в голове их величественные образы. Но вы и представить себе не можете, как я удивился, когда услышал рассказ одного моего знакомого, Гриши Войнаровского. До сих пор я не могу понять, стоит ли ему верить или нет.
Гриша обычный студент экономфака, ничего примечательного в его личности отродясь не было. Студент как студент. Живет, правда, не в общежитии, а в небольшой квартирке, которую снимает в гордом одиночестве. Девушка не так давно его бросила, но он никогда не переживал по таким мелочам. Если ему было грустно, он закрывался в своем «кабинете», включал как можно громче Яна Сибелиуса и смотрел депрессивное кино. Классическая музыка отчего-то способствовала его работе. Если ему звонили в это время, то он никогда не отвечал.
И вот однажды, ближе к пятому курсу, его стала посещать непонятная тоска. Такая, что он даже спать стал плохо. Все время, когда мы встречались, жаловался на недосып.
- С чего это у тебя? – спрашивал его я. – За всю жизнь жалоб от тебя не слышал, а тут на тебе…
- Не знаю, не знаю! – уныло отвечал он, накупая себе разнообразной газировки. – Может, я просто в кого-то влюбился и сам этого не заметил?
- Глупости, - резюмировал я.
И вскоре причина его загадочных страданий объявилась сама собой. Одной ночью Грише стало совсем плохо. Он встал с кровати, подошел к самому большому окну в комнате и начал всматриваться в звездное небо. Редкие слезы скатывались по лицу. Вспоминалась вся жизнь, девушки, первый курс, разные дела, которые хоть и хотел сделать, но до сих пор не удавалось. Или просто желания не хватало. Так он и простоял до утра, опустив руки. А когда вернулся к своей постели – остановился как вкопанный.
Прямо на одеяле уютно расположилось какое-то мохнатое существо. Глаз из-за шерсти не было видно, зато громадный рот с острыми треугольными зубами занимал добрую часть туловища. Короткие толстые лапы с когтями запутались в порванной подушке. Весь вид этого мохнатого пришельца будто говорил одну и ту же фразу - «Давай жрать!». Монстр приоткрыл пасть и издевательски высунул язык.
Гриша долгое время стоял и молча рассматривал своего гостя. Первоначальное удивление сменилось чем-то вроде безразличия. Ну и подумаешь, сидит какая-то тварюга у тебя на кровати! И не таких там видали.
- Привет, - пробормотал Гриша, почесывая в затылке. – Ты кто такой? Или такая?
Монстр поболтал зубастой пастью из стороны в сторону и промычал что-то невразумительное. Разговаривать он, понятное дело, не умел. Или не хотел.
- Какая прелесть.
Но ничего прелестного не было. Гриша внезапно осознал, что оставлять это существо в доме нельзя, хотя оно и выглядело довольно безобидно. Подумав немного, он решил позвонить маме.
- Алло… - начал он довольно нерешительно. – Мама, да. Привет.
- Ты двое штанов надеваешь? На улице ужасно холодно. Грипп ходит! – ответил из трубки женский голос.
- Видишь ли, мам, у меня такое дело…
- Денег опять слать? Финансовая яма?
- И это тоже, но… Нет, я не об этом хотел сказать, - замялся Гриша. – Просто, понимаешь, я сегодня проснулся… вернее, нет, я не спал. Ну вот, не спал. И утром обнаружил у себя в кровати очень странное существо…
- А я давно тебе говорила, что ты не тех девушек выбираешь! Лучше бы об учебе подумал! Образование надо получать!
- Какое еще образование? – Гриша понял, что со стороны его слова действительно звучат по-идиотски. – Чудовище, понимаешь? В кровати. Вон оно и сейчас там.
Чудовище, видимо, услышало этот разговор и фыркнуло, чтобы подтвердить свою безучастность. Прозрачные слюни разлетелись по всей комнате и практически сразу испарились.
- Так скажи ей, чтоб домой убиралась! – возмущенно воскликнула мама, у которой в этот момент было полно своих дел. – А денег вышлю только через неделю. Тяни пока как можешь.
- Знаешь, мам… ты просто приезжай и посмотри, посмотри сама на это… создание, - жалобно пролепетал Гриша. – Только обязательно, сегодня вечером. Да, просто поверь мне…
- Дурачок ты у меня совсем, - вздохнула мама на том конце провода. – Человеку двадцать лет, а он ни с девками своими разобраться не может, ни с учебой. Тут еще создание какое-то придумал. Ладно, приеду.
Гриша обрадовался и свалился в старое кресло. Монстр напротив него заинтересовался одеялом и несколько раз попробовал его на вкус. Из подушки взлетали вверх белые перья и кружились по комнате.
- Абсурд какой-то, - бормотал Гриша, держась за волосы. – Белая горячка. Мираж. Такого с нормальными людьми не случается.
Так он и просидел в кресле какое-то время, рассматривая то серый пейзаж за окном, то копошащееся в одеяле создание. Прикасаться к нему не хотелось.
Неожиданно Гриша почувствовал какую-то давящую скуку. Как будто монстр принес ее вместе с собой, чтобы порадовать хозяина подарком.
В этот момент неистово зазвонил телефон. Существо на звонок не обратило никакого внимания. Гриша подхватил трубку и медленно прочитал – «Оксана».
Оксана Свиридова была его одногруппницей. Грише она безумно нравилась, вот только сообщать ей это он не хотел. Влюбленности в его жизни никогда не заканчивались хорошо. И нечего девушку лишний раз от дел отвлекать.
А может быть, он просто побаивался. Побаивался, что затянет в омут.
Но сегодня все было по-другому.
- Гриша! Я соскучилась по твоим шуточкам! Где ты? Как ты?
- Я… Да все у меня здорово, да, - ответил Гриша. – Видишь ли, я сегодня обнаружил у себя дома какого-то инопланетянина…
- Хи-хи! – громко зазвенела Оксана. – Какой ты смешной! Потому-то я и соскучилась! Помнишь, мы с тобой собирались сходить в Третьяковку в субботу?
- Ах, черт возьми! – воскликнул Гриша, хлопая себя по лбу. – Третьяковка. Суббота. Да, что-то было такое. Ты меня уговорила, помнится.
- Конечно! Это ведь безумно интересно! Картины, иконы разные… Я так все это люблю!
- Я уже упоминал, что ты дамочка с причудами? Вечно всякую фигню себе в голову вбиваешь.
- Хи-хи! – вновь раздался знакомый звон. – Да, я умная! Мне нравится быть умной. А ты мог бы проявить уважение к даме. Так что, в субботу днем?
- А монстр?
- А что монстр? Какой монстр?
- Которого я нашел сегодня у себя дома…
- Дурачок! Ему девушка звонит сама, а у него монстр! Или ты переключился на страшненьких ботаничек?
- Ни на кого я не переключался! – обиженно воскликнул Гриша. – Ладно, суббота так суббота.
С этими словами он положил трубку. Кажется, никто не собирался ему верить.
До приезда мамы оставалась еще уйма времени. Гриша осторожно приблизился к кровати и сел на корточки так, чтобы поближе рассмотреть существо. Оно в ответ приветливо замотало головой.
- Какой же ты противный! – мягко сказал Гриша, вцепившись руками в одеяло. – На кой черт ты мне сдался? Лучше бы я утром на этом месте нашел Свиридову…
Монстр навострил уши, которые до этого были скрыты под густой шерстью. Услышав про Свидиридову, он слегка приподнялся и зарычал. Учитывая размер его пасти, это выглядело действительно ужасающе.
- Твою мать! – отшатнулся в испуге Гриша. – Что еще ты творишь? Это что, сцена ревности?
Монстр ничего не ответил. Он, казалось, тут же забыл обо всем услышанном и начал шумно нюхать воздух.
Гриша, не знающий, как ему дальше поступить, стал ходить взад-вперед по комнате. Различные мысли и образы сменяли друг друга в его голове. То ему представлялась Оксана, желающая обнять его, то мама с ее вечными пассажами про образование и работу. Это продолжалось до тех пор, пока оставленный монстр не начал жалобно скулить.
- Чего тебе еще? – спросил Гриша озлобленно.
Монстр ничего не ответил. Скуление продолжалось.
- Жрать, что-ли, требуешь? Ты человечиной, поди, питаешься?
Ответа вновь не последовало. Грише не оставалось ничего другого, как попробовать предложить этому созданию небольшой завтрак. Недолго думая, он отправился на кухню, периодически бурча себе под нос «Абсурд! Абсурд!» и «Глупый монстр!».
Глупому монстру был предоставлен целый ассортимент изысканных блюд. Были там и сникерсы, и чудом не пропавшие куриные наггетсы, и какие-то остатки колбасы, и зачерствелый черный хлеб. Словом, самое обычное содержание студенческого холодильника. Ничего особенного. Все это методично закидывалось в громадную пасть утреннего гостя.
Монстр пожирал все это, если можно так выразиться, задумчиво. Тем не менее, когда последняя пачка наггетсов была уничтожена, он вновь принялся скулить.
- Проклятье! – закричал Гриша. – Ну что теперь? Да это, черт побери, королевская жратва! Я сам бы это все съел, если бы не ты, мохнатая образина!
Монстр продолжал выть.
В ярости Гриша выпрыгнул из кресла и стал искать способ утихомирить пришельца. Все его просьбы, мольбы и угрозы не принесли никакого эффекта – монстру словно нравилось изводить его своим воем. Наконец Грише это надоело. Он яростно схватил первое, что попалось под руку (а это был новенький учебник по национальной экономике), и с криком «На, жри!» швырнул его прямо под нос монстру. Тот отступил на шаг назад и начал принюхиваться.
- Тридцать страниц только прочитал, - вздохнул Гриша, довольный тем, что завывание прекратилось. – Полный отстой. Ненавижу читать.
Монстр тем временем яростно набросился на книгу. Какое-то время он копался на месте, но потом ему удалось отодрать обложку и несколько страниц. Все это мгновенно исчезло в его бездонной глотке.
Гриша подошел поближе. Новый питомец уничтожил все вплоть до тридцать первой страницы. На ней высыхала прозрачная слюна.
- Отлично! Просто прелестно! – крикнул Гриша, раскинув руки в стороны. – У меня теперь есть прожорливая мохнатая собака, которая жрет только прочитанные учебники, а если не жрет, то сводит меня с ума! Счастье! Веселье!
Абсурд.
Недолго думая, Гриша набрал целую кипу различных книжек, которые он когда-то открывал. Учебников ему было не жалко, он даже рад был от них избавиться. Некоторое время он рвал страницы и не глядя бросал их в пасть своего нового соседа. Тот сжирал все причмокивая. Одна книжка отправилась в его зубастый рот целиком.
Процесс кормежки прервала приехавшая вечером мама. Как только Гриша услышал дверной звонок, он бросил все книжки и побежал открывать.
- Наконец-то ты приехала! Теперь ты сама поймешь, что я не сошел с ума! – радостно говорил он, впуская маму внутрь квартиры. – Ты, главное, не пугайся.
Мама молча зашла в комнату и остановилась. Гриша стоял позади и рассчитывал, какие надо будет принять меры, если она вдруг упадет в обморок.
- И? Ты совсем здесь умом тронулся? – жестко отчеканила мама, поворачиваясь. – Это что еще такое? Зачем ты рвешь книги?
Гриша проскользнул мимо нее и оглядел свою комнату. На кровати по-прежнему копошился монстр, дожирающий остатки «Сажиной и Чибрикова».
- Так вот же оно! Чудовище! – закричал Гриша.
- Ну уж тут ты точно прав. Чудовище. По-другому и не скажешь, - вздохнула мама.
- Да вон же, на кровати!
- Ага, конечно. На кровати. Совсем ты от рук отбился. Я всегда подозревала, что у тебя с нервами что-то не так. Напомни мне, чтобы я тебя сводила к психиатру.
Гриша смотрел на монстра. Тот, кажется, насытился и потому не обращал на него никакого внимания.
Мама ушла только после того, как убрала разбросанные по всей комнате листки бумаги. Монстру было не до нее, а его она просто не видела. Перед своим уходом она прочитала Грише средних размеров лекцию про то, что нужно быть серьезнее. Детство-то не вечно длится.
Ближе к ночи монстр сполз с кровати и примостился у стенки. Видимо, жрать ему все-таки надоело, поэтому он решил временно отойти в мир монстровых грез. Гриша сидел на кровати и чертил большим пальцем правой ноги по линолеуму. Лунный свет блекло освещал пространство кровати. Было тихо, удивительно тихо. Монстр заснул. За окном косыми линиями начали падать пушистые хлопья снега. Гриша вдруг осознал, что никто не поможет ему справиться с этим существом. Слушается оно только его, да и видится тоже ему одному. Или это психическое расстройство?
Ночью он спал плохо. Думал о монстре. Думал о том, как лучше поступить, чтобы избавиться от него. Долго сочинял различные сценарии дальнейших действий, но в итоге все-таки заснул. Всю оставшуюся ночь ему снились какие-то непонятные сны. Снилась Оксана. Снилось, как он теряет ее.
Неудивительно, но утром он проснулся от уже знакомого подвывания. Монстр не исчез. Он не был плодом фантазии, не был причудливой игрой воображения. Он был обычным монстром, который проснулся с мыслью, что в этот раз он сможет слопать в триста раз больше, чем вчера. Голова Гриши раскалывалась. Он хотел было бросить в мерзкое существо подушкой, но что-то остановило его. На секунду ему показалось, что все его сны, вся та тоска, что преследовала его по ночам – все это как-то связано с этим зубастым комком шерсти. Монстр, к слову, несколько увеличился в размерах.
С этого момента жизнь Григория Войнаровского изменилась. Куда бы он ни шел, с кем бы он ни говорил, монстр преследовал его всюду. Как бы он ни старался отвлечься, неизбежно его настигала отвратная мысль, что дома его ожидает мохнатое существо, неизменно требующее жрать. И существо это не успокаивалось, пока не получало как минимум пятьдесят страниц каких-нибудь прочитанных учебников.
Время шло, а книги заканчивались. Грише пришлось даже несколько раз наведаться в «Библио-глобус», чтобы получить новую партию книжек. И самое ужасное, что их приходилось читать. Всегда разные. Иначе чертова зверюга сопела, фыркала и выла. И сводила несчастного студента с ума.
Под действием всего этого он все чаще стал задумываться об Оксане. Когда он открывал учебники и болезненно всматривался в мельтешащие строчки, ее образ всюду его преследовал. Ему казалось, что встреча с ней изменит все, что монстр исчезнет, что все вокруг обретет какой-нибудь смысл. Но как только он начинал задумываться над этим, питомец поднимал гулкий вой, после чего действительно хотелось застрелиться.
Гриша не знал, что можно сделать со всем этим. Иногда он приглашал друзей, в надежде, что кто-нибудь из них увидит монстра и поможет ему. Но друзья ничего не замечали. Они даже садились на кровать, нещадно притесняя этим мохнатого обитателя комнаты, но совершенно не ощущали его присутствия. Монстр недовольно рычал, всем своим видом намекая, что друзей нужно выпроводить. Гриша вздыхал и часто смотрел в окно. Все спрашивали у него, отчего он такой грустный.
И вот пришло время субботнего свидания. В этот день Гриша решил забыть абсолютно все свои неудачи и просто насладиться прекрасным времяпрепровождением с красивой одногруппницей. Он даже проснулся, окутанный какими-то радужными мечтаниями. Мирно спящий в углу монстр не смутил его. Гриша подошел к зеркалу и улыбнулся сам себе. Все прекрасно. На часах всего-то десять часов.
Когда он брился в ванной, мобильник неожиданно проиграл звук, означающий, что пришло смс. Гриша бросился в комнату, даже не смыв пену с лица. Мокрыми руками он снял блокировку телефона и принялся читать. «Извини, Гриш. Мой парень сегодня пригласил меня в ресторан. Это сюрприз для меня. Я не могу отказаться. Не получится у нас с тобой сегодня…» - гласило сообщение.
- Парень! Сюрприз! – закричал Гриша, ударяя кулаком по кровати. – Какого дьявола! Какой еще, б…., сюрприз! Да что она делает?
Он грустно опустился на пол. Прямо к монстру. Пена стекала с его подбородка на линолеум. Он не глядя протянул руку вверх, нащупал телефон и поднес его к лицу. На экране блестели капли воды. Не понимая, что он делает, Гриша нажал на кнопку вызова.
Ответа не последовало. Мерзкий голос возвестил, что абонент временно недоступен. Чума на вас всех!
- Похоже, остались только мы с тобой, - грустно сказал Гриша, стирая пену краем покрывала. – Куда мне еще пойти – не знаю. Я так на это надеялся. Даже в Третьяковку был готов пойти. Представляешь, какой дурак?
Монстр фыркнул в ответ. Будто даже понимающе.
Лавина дней продолжила свое движение. Гриша уже привык ко всему, присутствие монстра его никак не стесняло. Вот только когда он перечитывал различные страницы, мысли его время от времени улетали в совершенную даль. Сибелиуса этому немало способствовала.
Иногда он не кормил монстра по нескольку суток. Не было сил, хотя совесть и мучила. Хотелось думать о чем угодно, о ком угодно, лишь бы не о нем. Хотелось думать об Оксане. Но она, молодая красивая дрянь, целовала другого. Видимо. Все это было так противно, что и узнавать не хотелось.
Один только монстр жил себе и жил, не предавая, не изменяя свои привычки, не обманывая. Грише было больно. Страх время от времени сменялся неожиданной радостью, которая в свою очередь уходила, оставляя лишь след пустых размышлений. Буквы скакали, страницы шелестели, монстр сопел.
Последний раз я видел Гришу на прошлой неделе. Все вокруг расцветало, пело, искрилось весенним светом. У моего друга, когда он наконец-то пришел в кафе, было довольно странное выражение лица. Больше всего это походило на задумчивость, но я не могу ручаться.
- Ты как? Все еще страдаешь от галлюцинаций? Или влюбился, наконец? – смеясь, поприветствовал его я.
- Скажем, я не особенно хорошо осознаю разницу между этими понятиями, - спокойно ответил Гриша, садясь.
Мы болтали с ним долго. Он говорил очень умные вещи, размышлял вслух, стучал пальцами по столу. Порой он упоминал Оксану – лицо его в эти моменты принимало какое-то блаженное выражение.
- Забудь ты ее, - посоветовал ему я, никогда не любивший эту девчонку. – У тебя ведь есть проблемы посерьезнее. Например, чудовище, живущее у тебя в спальне.
Он поднял на меня уставшие глаза.
- Неужели и ты тоже, - вздохнул он. – Думаешь, это так просто?
Я так не думал.
- Забудь? Проблемы? Нет у меня ничего. Позвольте, в своем мирке я постараюсь разобраться сам. Иногда удается, на самом деле. Проклятье.
Некоторое время мы сидели молча. Меня это пугало. До чего же странная, ужасная ситуация, когда нечего сказать человеку, с которым раньше мог говорить без умолку!
- Знаешь, я вовсе не жалею, что в моей жизни появилось это существо, - почти шепотом говорил Гриша. – По крайней мере, оно что-то определило. Внесло что-то ясное в этот мир. Почему? Я не знаю, серьезно. Да, это глупо.
Я смотрел на него непонимающе.
- В нашей жизни так мало вещей, которые неизменны, - продолжал он, не обращая внимания на меня. – И вот это существо. Оно меня тяготит, но не обижает. Да и когда монстр накормлен, я чувствую какую-то радость. Отчего-то. Знаешь, такую, будто дело хорошее совершил. Будто я правильно действую.
- А что с Оксаной? – не удержался я.
- Ничего. Наверное, ее образ никогда не уйдет со страниц книг.
- Ты ведь всегда ненавидел чтение!
- Знаю, - тихо ответил он. – Но все в жизни меняется. И потому я боюсь, что когда-нибудь монстр исчезнет. Его появление в моей спальне повлияло и на меня тоже. Я так думаю. В конце концов, есть ли еще в этом мире кто-нибудь, кого каждый день ожидает дома причудливое создание из других миров? Я так не думаю.
Ближе к закрытию кафе мы тепло попрощались и обещали друг другу новую встречу на неделе. Мне было ужасно интересно узнать, что же он придумает в следующий раз.
Гриша ушел, задумчиво глядя себе под ноги.


Рецензии